Военные автомобили и мотоциклы

13 легендарных военных мотоциклов из армий советских врагов и союзников во Второй мировой

По сравнению с другой военной техникой, они выглядели не такими мощными и не такими защищёнными, то тем не менее, мотоциклы широко использовались во Второй мировой войне. Их использовали в первую очередь посыльные и разведчики. Многие страны, которые принимали участие в боевых действиях, выпустили в то время собственные модели авто, которые вызывают интерес и сегодня.

1. Puch 800

Многие из мотоциклов, используемых во время войны, были гражданскими моделями, которые военные просто перекрасили. Одним из примеров подобного подхода стал австрийский мотоцикл Puch 800, который армия закупала напрямую с завода для собственных нужд. Его самой необычной особенностью был небольшой двигатель, установленный поперек рамы. Обычно мотоцикл был оборудован коляской.

2. FN M12

Компания FN в Льеже продавала гражданские мотоциклы бельгийской армии со времен Первой мировой войны. После выпуска модели M86 в 1936 году, бельгийцы решили разработать модель специально для военного использования.

FN M86 Super Sport 1937. Гражданская версия модели FN M12

M12 был значительно лучше, чем M86. Его оснастили коляской с креплениями для пулемета спереди и сзади. Более мощный, по сравнению с базовой моделью, двигатель приводил в движение как заднее колесо, так и колесо коляски. Благодаря наличию задней передачи мотоцикл мог хорошо маневрировать даже на небольших пространствах.

3. CZ 175

Это один из нескольких похожих моделей мотоциклов, созданных для чехословацкой армии в 1930-х годах. Одноместный CZ 175 вовсе не был мощным — его скорее создали, как легкую маневренную модель, которой можно было бы легко управлять даже на пересеченной местности. Только переднее колесо имело подвеску.

Модель 1939 года CZ 175

4. Gnome-Rhone 750 Armee

Построенный в 1938 году для французской армии, мотоцикл Armee был более прочной, более тяжелой версией распространенных гражданских моделей. Обычно его оборудовали коляской и устанавливали двухцилиндровый двигатель объемом 750 куб. см. с приводом на заднее колесо.

Gnome-Rhone 750 Armee

Усовершенствованная версия AX2 была оснащена двигателем объемом 804 куб. см, который обеспечивал превосходную тягу, позволяя байку лучше ездить по пересеченной местности.

5. BMW R75

Мотоцикл BMW R75 с коляской

Эти транспортные средства в основном использовались в подразделениях Kradschützen — мотоциклетных батальонах при танковых дивизиях. Их иногда также использовали парашютисты, перевозя R75 в трюмах самолетов «Юнкерс 52».

6. Zundapp KS750

После появления BMW R75, компания Zundapp решила тяжелый военный мотоцикл, которым стала модель KS750. Имея аналогичную компоновку и размер двигателя с R75, а также стандартизированную коляску, KS750 почти не отличался от модели BMW. Его использовали для аналогичных целей — с огнеметом или пулеметом, установленным на коляске.

7. Type 97

Построенный в 1937 году, Type 97 был японским подражанием американскому Harley-Davidsons. Мотоцикл использовался главным образом на японских островах, но иногда его можно было увидеть и за границей, когда японские войска пытались захватить Восточную Азию.

Военные толкают мотоцикл через реку

8. Excelsior Welbike

Британский Welbike имел очень необычный дизайн. Для того, чтобы сделать воздушно-десантные войска более мобильными, модель сделали достаточно небольшой, чтобы ее можно было упаковывать в контейнер и сбрасывать на парашюте. В результате на свет появился крайне неудобный мотоцикл с крошечными колесами и маломощным двигателем объемом всего 98 куб. см. Сиденье и передняя стойка были откидными.

Excelsior Welbike

На Welbike нельзя было навесить вообще никакого снаряжения, он был почти бесполезным на пересеченной местности, а также мотоцикл был непригоден для десантников высокого роста. Военные быстро отказались от мотоцикла, но вскоре после войны его начали использовать на гражданке как относительно дешевое и легко переносимое транспортное средство.

9. Norton 16H

Еще один британский мотоцикл, 16Н стал популярным из-за его прочности и надежности, даже несмотря на скромную производительность. Британская армия в основном использовала байк в качестве транспортного средства во время сопровождения конвоев, но Королевские военно-воздушные силы оснащали его стандартной коляской.

10. Norton 633

Norton 633 был более мощной версией 16H. Предназначен для оснащения коляской, это был единственный британский военный мотоцикл с приводом на колесо коляски. Эта коляска не была похожа на гражданскую, а по сути являлась открытой «коробкой», лишенной защиты от погодных условий. На ней была стойка для пулемета «Брен» и иногда она использовалась как оружейная платформа.

11. Мотороллер Cushman Airborne

Скутеры Cushman появились в начале войны и предназначались для посетителей и сотрудников на больших военных базах США. Поскольку данная модель доказала свою полезность, в 1944 году выпустили новую версию для использования воздушно-десантными войсками. Как и Excelsior Welbike, Cushman Airborne сбрасывали на парашюте и собирали на земле после приземления, чтобы сделать парашютистов более мобильными. В некоторых моделях не было фар, но Cushman был более эффективен, чем Welbike.

12. Harley-Davidson WLA

Небольшая модификация существующего гражданского мотоцикла, WLA Harley-Davidson была популярным байком среди американских вооруженных сил, которые использовали его для полицейской работы, разведки и связи. Его фары были изменены, по сравнению с гражданской моделью, чтобы соответствовать военным стандартам, а также WLA был оснащен специальными кронштейнами для перевозки автоматов. Учитывая, что он мог развивать скорость 105 км/ч, это был один из самых быстрых мотоциклов войны.

Читайте также:  Антирадар с навигатором для автомобиля цены

13. M1 Extra Light Solo Motorcycle

Американский M1 весил вдвое меньше WLA Harley-Davidson, и это было неудивительно, ведь мотоцикл изначально был предназначен для воздушных десантников. С этой целью его компоненты также были сконструированы таким образом, чтобы выдерживать падение, а зажигание байка можно было включить даже с «севшим» аккумулятором. Поскольку мотоцикл получился прочным, надежным и удобным для езды по пересеченной местности, после войны его начали использовать не только военные.

Источник

Военные автомобили России: ТОП-7

Военные автомобили России: топ-7 моделей, их характеристики и важные особенности. В конце — видео об истории военных автомобилей.

Современный автомобильный парк Вооружённых Сил

В целях определения моделей военных автомобилей, максимально отвечающих данным требованиям, Министерством обороны Российской Федерации в рамках повышения оборонного и наступательного потенциала всех родов войск планируются и проводятся ежегодные научно-исследовательские и испытательные работы новейших моделей военных авто.

По результатам этих работ определяются самые надёжные, отвечающие требованиям модели, которые в дальнейшем закупаются войсковыми частями.

Приведём ТОП-10 наиболее популярных военных авто, находящихся на вооружении в частях и подразделениях армии России. Данный рейтинг не имеет строгой иерархии, поскольку в нём приведены модели различной функциональности и направленности. Общее в них лишь одно — это «идеальные автомобили» современной армии, отвечающие актуальным требованиям отечественных военных и положительно зарекомендовавшие себя не только в процессе лабораторных испытаний, но и в ходе реальных боевых действий.

Наиболее популярные военные автомобили РФ

1. Семейство автомобилей «Тайфун»

Эти автомобили – не новички на показах военной техники. Впервые «Тайфуны» были продемонстрированы на Бронницком военном полигоне в 2011 году, где их скромно назвали «автомобилями повышенного уровня защищённости».

Все модели данного семейства оснащены независимыми подвесками гидропневматического типа. Двигатели абсолютного нового типа в тандеме с автоматической коробкой передач обеспечивают отличную динамику и управляемость.

Из данного семейства выделим отдельно две модели.

Бронированный автомобиль «Тайфун-К». Используется в Сухопутных войсках и Военно-Морском Флоте. В основе этого броневика – шасси КамАЗа. Машина рассчитана на транспортировку 16 человек, её основное предназначение – доставка живой силы к месту ведения боевых действий.

«Тайфун-К» развивает наибольшую скорость 80 км/ч, без проблем может форсировать водный брод глубиной до 175 см.

К слову сказать, такие характеристики многое говорят о двигателе машины: глубина 175 см – это вода примерно по пояс сидящему за рулём «Тайфуна» водителю. При этом автомобиль будет спокойно продолжать движение. Также броневик спокойно форсирует склоны крутизной до 23 градусов.

Машина оснащена противоминной бронёй, обеспечивающей защиту как водителя, так и бойцов, и предохраняющей от повреждений главные технические узлы конструкции.

Броня у «Тайфуна» комбинированная: на металлическую базу крепятся съёмные бронепластины, изготовленные на базе специальных керамических соединений. Днище машины обеспечено защитой от мин массой до 8 кг (данные приводятся в тротиловом эквиваленте).

«В лобовую» с этой машиной тоже непросто справиться: усиленная броня в состоянии защитить от боевых снарядов диаметров до 30 мм.

Бронированный автомобиль «Тайфун-У». Может использоваться как штабной автомобиль, разведывательная, связная, санитарная техника. Машина уже не раз применялась в реальных боевых действиях и учениях для перевозки грузов, ведения различных видов разведки: химической, радиационной, биологической или инженерной.

В «Тайфуне-У» использована подвеска гидропневматического типа, которая, подобно новейшим моделям Range Rover, при прохождении по неровному грунту может «поджимать» колёса.

Автомобиль оснащён гидромеханической коробкой-автоматом, созданной в Беларуси. Она имеет функцию кнопочного переключения блокирования дифференциала.

Днище автомобиля выполнено с V-образным профилем, который может рассеивать взрывную волну, если машина подорвётся на мине. Места для экипажа прикреплены не к полу, а к потолку, что способствует минимизированию травм при взрыве.

Для тех сидений, которые невозможно прикрепить иначе, нежели к полу кабины, использованы специализированные противоминные опоры.

2. Бронированный автомобиль «Булат» СБА-60-К2

Создатели этой модели ставили перед собой конкретную цель: обеспечить безотказную перевозку армейского личного состава в различных погодных и климатических условиях.

Машина рассчитана на экипаж из десяти человек. Автомобиль спроектирован таким образом, что без проблем может применяться в широком климатическом диапазоне – от минус 45 до плюс 50 градусов по Цельсию.

Машина разработана на базе двигателя КамАЗа, имеет шесть ведущих колёс (так называемая формула «6 на 6»).

В кабине автомобиля расположены места водителя и командира, с двух сторон – двери распашного типа. В задней части транспорта и на крыше – для десантников двери распашного типа и шесть люков соответственно.

Также внутри автомобиль оборудован системами защиты против осколков и рикошета. Мины до 1 кг (приведены данные в тротиловом эквиваленте) и гранаты типа Ф-1, использованные в процессе испытаний и демонстрации возможностей автомобиля, не причиняют ему критичного вреда.

3. Бронированный автомобиль «Выстрел» КамАЗ-43269

Как и «Булат», данная модель в основном выступает в качестве командирского транспорта, медицинского, пограничного, а также развед-автомобиля. При этом проходимость «Выстрела» ничем не уступает проходимости танка Т-80 УК.

Машины отлично зарекомендовали себя в ходе проведения крупных учений с участием разных видов вооружённых сил.

Автомобиль прошёл испытание в горной местности, на плоскогорьях высотой до 4,5 км, отлично ведёт себя в разбросе температур от минус 45 до плюс 50 градусов Цельсия, успешно противостоит высокой, до 98 %, влажности и скорости ветра до 30 метров в секунду.

Экипаж защищён от обстрела благодаря полной локальной броне корпуса.

Год назад, согласно открытым источниками пресс-службы Министерства обороны РФ, на вооружении в российских частях находилось свыше 100 единиц этой модели, и в планах министерства – ближайшее увеличение закупок.

4. Грузовой транспорт «Урал-4320»

Переходим от броневиков к грузовикам.

«Урал» – детище Уральского автозавода, созданное для использования на всех типах дорог, от «бетонок» до «грунтовок». «Урал-4320» даже среди автомобилей своего класса славится повышенной проходимостью: для этого грузовика полутораметровые броды, двухметровые канавы и шестидесятиградусные подъёмы – не проблема.

Под капотом у этого грузовика – дизельный двигатель мощностью от 230 до 312 л.с. Примечательно, что экологический класс силового агрегата довольно высок – «Евро-4».

Читайте также:  Бюджетный автомобиль до 450 тысяч рублей

Выпускаются «Уралы» с 1977 года, модель 4320 – потомок первых автомобилей этой линейки, существенно улучшенная и модернизированная.

5. Модульный бронированный автомобиль «Волк»

Это уже не грузовик и не броневик в исконном понимании данных терминов. «Волк» – модульная колёсная платформа с полным приводом. На её основе могут быть созданы грузовики, бронетранспортёры, тягачи, командирские, медицинские, дозорные и развед-автомобили.

По сравнению с приведёнными выше броневиками, «Волк» многофункционален. Машина может взять на борт до 18 человек, транспортировать грузы, буксировать прицепы до двух с половиной тонн.

Отсутствие цельного сварного корпуса – основа для монтирования разнообразных транспортных платформ. Такая унификация существенно облегчает решение вопросов взаимозаменяемости отдельных агрегатов и технических узлов, упрощает процедуру ремонта и обеспечения поставок комплектующих.

Без сомнения, модульный подход к разработке армейских транспортов – очень и очень перспективное направление развития военного автомобилестроения.

Характерной особенностью модели является её возможность варьировать клиренс от 25 до 55 см, что обеспечивает отличную проходимость практически по любым дорогам и пересечённой местности.

6. Бронированный автомобиль «Тигр»

Это детище Арзамасского и Горьковского машиностроения часто сравнивают с описанным выше «Волком».

«Тигры» были спроектированы для выполнения патрульных функций, огневой поддержки пехотных подразделений, охранных и разведывательных действий. Машина берёт на борт до десяти человек экипажа, может транспортировать грузы по различным дорогам и бездорожью.

Выпускаются обычная и бронированная модификации модели. Вариант с бронированием тяжелее не бронированного автомобиля на 700 кг.

Всего выпускается более двадцати модификаций модели, включая варианты с противотанковой системой, различными боевыми системами и модулями.

В зависимости от того, в каком климате планируется использовать автомобиль, он может комплектоваться кондиционером или дополнительным отопителем.

Три года назад создатели «Тигра» приступили к разработке нового автомобиля на базе данной модели. Цель инженеров-разработчиков – получить принципиально новый корпус, но сохранить «Тигриное» шасси, которое оказалось очень удачным техническим решением, отлично зарекомендовавшим себя в ходе эксплуатации автомобиля.

7. Многоцелевой автомобиль «Водник»

Второе название модели – «ГАЗ-3937». Транспорт разрабатывался на специализированном заводе Арзамаса как многоцелевой армейский транспорт.

Двухосная бронированная машина «4х4» успешно применяется для транспортирования личного состава, монтажных работ, перевозки прицепов с грузами и оборудованием.

«Водник» в состоянии перемещаться по любым дорогам или бездорожью на дистанции до 1 тыс. км без дозаправки, что крайне важно в условиях ведения боевых действий или спасательных работ.

В архитектуре транспорта широко применяются агрегаты и узлы БТР-80, известные своей надёжностью и функциональностью.

Название «Водник» говорит само за себя – помимо передвижения по суше и вброд, эта модель может преодолевать водные препятствия на плаву за счёт водоизмещающего герметичного корпуса и колёсного движения.

В целом, эта модель используется как гибрид вездехода и маневренного авто, отлично сочетая в себе качества этих видов техники.

Заключение

Военные автомобили всегда привлекают к себе внимание используемыми технологиями и, конечно, секретностью. Несмотря на то, что большая часть моделей, применяемых в армии, недоступна для покупки на гражданском рынке, интерес автолюбителей к военному транспорту устойчиво растёт.

Многие находки инженеров-конструкторов со временем находят своё место и в гражданском транспорте, поэтому такой интерес – совсем не праздный: он может показать, какие интересные особенности и технические решения могут ждать не только армейских, но и гражданских водителей. Со временем, конечно…

Видео об истории военных автомобилей:

Источник

Военные автомобили и мотоциклы

Мотоциклы Победы
Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы.

Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – этоТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники?

Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов «Днепр» и «Урал» в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

На начало 1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года.

Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Читайте также:  Введение новых пошлин на импортные автомобили

Московские, харьковские, ирбитские и другие М-72

С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна».

Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркнем, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.

Ленд-лиз

Но стоит отметить, что большой вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.
Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище «Валуй».

Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.

Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом «Урал».

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как уже было написано выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Источник

Популярные рекомендации экспертов
Adblock
detector