О русском языке внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)

в рамках «Недели русского языка и литературы»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)

в рамках «Недели русского языка и литературы»

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды, сигнальные карточки

Формы работы : групповая, индивидуальная

Форма проведения : беседа, викторина

Ученики класса поделены на 3 группы по 5-6 человек. Если данное занятие проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого могут быть либо родители учащихся, либо ученики старших классов, либо учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов). После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

(жюри слушает и считает правильные ответы)

Задание для всех групп :

Учитель : как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Учител ь : часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

Задание для команд : найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

( Ответы : мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

Учитель : наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову. ( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)

Задание для команд : подберите как можно больше эпитетов к словам:

Учитель : правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)

Б) Кто крайний? ( Кто последний?)

В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)

Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)

Учитель : а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.

Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.

Учитель : очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.

( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)

Источник

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Внеклассное мероприятие «Тайны русского языка» (5-6 класс)

Цели внеклассного мероприятия.

Повторение и обобщение знаний учащихся по разным разделам лингвистики.

Воспитание интереса к истории русской письменности, интереса к чтению научно-популярной литературы по лингвистике, любви к русскому языку.

Развитие у детей понимания того, какую роль играет русский язык в современном мире.

Формировать умение работать в группе;

Воспитывать любознательность, любовь к родному языку

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация..

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим турнир знатоков русского языка.

Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучноватым, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного, очень интересного.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота»

Что такое слово? ( Л. Н. Толстой: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.»)

Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. Конкурс «Собери пословицу». На карточках даны перепутанные пословицы. Ваша задача – соединить их правильно за 2 минуты.

2.Без грамоты хоть плачь – б) торопись делом.

3.Веревка хороша длинная – в) кто слушает — собирает (пожинает).

4.Бояться несчастья – г) а беседа умом.

5.Не спеши языком, д) и счастья не видать

6.Кто говорит, тот сеет; е) великое слово.

7.Доброе молчанье ж) а один раз отрежь

8.На великое дело – з) вылетит – не поймаешь.

9.Красно поле пшеном, и) а с грамотой хоть вскачь.

10.Слово не воробей: к) а речь короткая.

Первая станция «Фонетика»

1. Назовите десять женских имён, в написании которых есть разделительный мягкий знак.

2. Команде необходимо найти слова, в которых есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть, собака, счет, воз)

Ответ: слушать, собака, воз.

Словарь – это вся внутренняя история народа.

c л а в а р – э т о ф с а в н у т р э н а j а и с т о р и j а н а р о д а

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

и с т и н а j а л у б о ф к с в а j э j с т р а н э н и м ы с л и м а б э з л у б в и к с в а j э м у j а з ы к у

Читайте также:  Насколько сложный нидерландский язык

Источник

Внеклассное мероприятие «О великий, русский язык!»

Тема : О великий, русский язык!

Цель: Содействовать осмыслению детьми языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры; воспитывать интерес к изучению русского языка

2. Справка о русском языке

Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):

— Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.

— С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.

3.Послушать песню в исполнении Гладкова о русском языке

4. Выразительное чтение стихотворений о русском языке

Русский язык могучий и сильный,
Русский язык красотой изобильный,
Русский язык нужен везде:
В шумных компаниях, наедине.
Русский язык волшебный, живой,
Русский язык всегда с тобой,
Русский язык – наша честь и хвала.
Русский язык, мы любим тебя!

“ Я ко всем наукам путь имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским величавым языком”
И. Данилов

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказал «мама»,

На нем я клялся я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой.

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной

Но как родной люблю язык я русский:

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нем живые трепетные чувства открылись мне,

И мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русски й- стану я глухой.

Сейчас мы послушаем стихотворение Е.Елубаева «Самый богатый человек».

«Самый богатый человек».

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два- вопросов нет,

Ты для всех – авторитет.

Тех, кто три прекрасно знают,

Все за гениев считают.

Ну, а, если все четыре-

Нет людей богаче в мире.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

3. Послушать высказывание о языке

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
— значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн – писатель

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, литератор, историк, художник

Русский язык — это язык поэзии.
Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

С русским языком можно творить чудеса!

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

5. Из школьных сочинений

Редкая птица долетит до середины Днепра. Так что люди, живущие на том берегу птиц никогда не видели.

Эрудит – это человек, который всегда найдёт синоним, если не знает, как пишется слово.

Учительница:
– Сегодня, дети, мы будем спрягать глаголы. Я стою, ты стоишь, он стоит, мы стоим, вы стоите, они стоят. Вовочка, повтори
– Все стоят

– Вовочка, какое это время – «я убираю, ты убираешь, он убирает»?
– Предпраздничное?

Отец – сыну:
– Не понимаю, почему двойка. Написано же – «Классная работа»!

— Каким общим словом можно объединить слова: лук, картофель, капуста, помидоры?

— Напишем предложение: «Девочка отдыхает». Где здесь глагол?

Учитель задаёт вопрос ученику:

— Кто в романе Тургенева «Муму» не умел говорить?
— Лодка.
— Ответ неверный, Герасим…
— Погодите… А лодка что, говорила?

Дед с бабкой учли свою ошибку и испекли кубик.

Встреча Гринёва и Швабрина произошла на 66-й странице.

Учитель литературы спрашивает ученика-отличника:

— Ты, конечно, прочитал и выучил письмо Онегина к Татьяне?

— Чужие письма нельзя читать!

. Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью
. Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы

. Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге
. Отец Чацкого умер в детстве

. Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду

. Человек произошел от обезьяны благодаря великому английскому ученому Чарльзу Дарвину.

… „Не хочу учиться, а хочу жениться!“ — говорил Митрофанушка, отлично понимая, что два этих дела одновременно он не потянет.

6. Исполнение частушек

1)Я на русский, как на праздник,

Десять лет подряд ходила.

От глаголов я тащилась,

2)На урок литературы,

Как на крыльях, я лечу.

Всех писателей прочла я.

Стать писателем хочу.

3)Ты б сначала научилась

Тебе с двойкой по диктантам

Век писателем не стать!

4).На уроке я сидела,
В рот учителю глядела.
Тени нет сомнения –
Знаю я склонения

5).С удареньем нет проблем,
Хорошо известно всем:
Пе’тух, во’да, корова’ –
Произносятся слова.

6).А ещё диктант писал,
Запятые расставлял.
Оказалось запятых
Больше в нём, чем слов простых

7).Просим мы не обижаться,
Над собой смеялись мы.
Не забудем мы уроков
Ведь не зря же бились вы

8) Дружим с русским языком!
Знаем исключения,
Запятые и дефисы,
Лица и спряжения!

9)И диктантов не боимся,
Их напишем мы на пять!
Дети, правила учите!
Мы хотим друзьям сказать

10) У нас по русскому – пятёрки!
И даём совет мы всем:
Вы учитесь, не ленитесь.
Пригодится! Нет проблем!

11) Орфограммы, пунктограммы
Изучаем шибко мы.
Будем грамотными лучше,
Чем писать с ошибками!

1. Какой месяц короче всех? (Май — три буквы)

2 Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)

3. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)

4. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить)

5. Его можно съесть или. намазать на сапог. (Крем)

6. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить

7. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

8.Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Подождать, пока улетит)

13.Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)

14. Что не войдёт в самую большую кастрюлю? (Её крышка)

15.Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Читайте также:  Моя семья на испанском языке

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

8. Заповеди речевого поведения

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

9 Послушать песню о русском языке

Итог. Слово учителя. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка.

Источник

Внеклассное мероприятие по русскому языку «К истокам русского языка»

внеклассного мероприятия по русскому языку

«К истокам русского языка»

Автор: Худякова Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карпогорская средняя

общеобразовательная школа №118»

«Шардонемская основная школа»

1.Пояснительная записка 2-3

2. Ход мероприятия 4-9

3. Список литературы 10

5. Презентация к мероприятию

Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи. И уроки, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. Актуальность проведения внеклассных мероприятий по русскому языку определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык. А также закрепить знания и умения с помощью выполнения игровых заданий, что будет способствовать развитию интереса к предмету, бережному отношению к языку и формированию культуры речи.

Для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К старшим классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства школьников. Именно поэтому одной из главных задач уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку является развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Цель мероприятия : познакомить учащихся с историей русского языка.

углубить и расширить знания учащихся по истории языка;

поддерживать познавательный интерес к изучению языка;

повысить общую языковую культуру учащихся;

научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;

сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготавливать наглядные пособия);

выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку;

развивать речь, мышление, память;

расширить кругозор учащихся.

Мероприятие рассчитано на учащихся 7-9 классов.

Время проведения – 45 минут.

Оборудование: оформленная доска (смотри фото в приложении)

К истокам русского языка

Наслаждение глубокое зовет вас

погрузиться в чудные законы его…

компьютер с мультимедийным проектором, портрет И.С.Тургенева, распечатанный материал для этимологического словаря, тексты на древнерусском языке, распечатанный стишок про букву «ять».

Подготовка к мероприятию: заранее ученикам даются задания:

подготовить к инсценированию сценку «Разговор Ксандра с Эзопом» (2 человека)

подготовиться к индивидуальным сообщениям по истории изменения алфавита (найти материал самостоятельно или учителю предоставить его учащимся) (6 человек)

— подготовить справочный материал по лексическому значению слов из этимологического словаря (роль Этимологического словаря выполняет 1 ученик)
— выучить и выразительно прочитать стихотворения о русском языке

Всех учащиеся перед мероприятием разделить на 2 команды (например, 7,9 класс – 8 класс).

Мероприятие состоит из трёх этапов:

Теоретические сведения о истории языка (рассказывает учитель с использованием презентации).

Индивидуальные сообщения учащихся о изменении алфавита.

Выполнение учащимися заданий.

В ходе мероприятия учащиеся смогут :

— углубить и обобщить знания по теме «Исторические изменения русского языка»;

— расширить знания по теме «Этимология»;

— развить логическое мышление и речь, расширить кругозор;

— участвовать в командной игре, высказывать свою точку зрения;

— показать свои знания и умения;

— вспомнить пословицы и поговорки о языке, стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»;

— развить творческие способности.

Ведущий: В 2011 году президент России подписал указ об установлении 6 июня (день рождения А.С. Пушкина) Дня русского языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Интересно, а как относились к языку в давние времена? Перенесемся в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей – Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

(Сценка про язык с Эзопом) Приложение 1

Ведущий. Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц. Обратите внимание на эпиграф к нашему мероприятию – слова Гоголя. (Прочитать)
О своеобразии нашего языка Николай Васильевич Гоголь сказал: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».

В самые сложные моменты жизни человек обращается именно к языку.

Эти слова Тургенева вселяли надежду на освобождение, такова сила русского слова!

На протяжении многих веков русское слово испытало различные изменения и имеет свою историю. Обратимся к истории языка.

(Просмотр презентации). Текст к слайдам:

Слайд 3 Она, в свою очередь, делится на следующие языковые группы: индийскую, иранскую, балтийскую, германскую, романскую, славянскую, кельтскую, греческую, албанскую и армянскую. Есть еще тохарская и анатолийская группы, но они включают в себя только мертвые_языки. Это такие, на которых уже не говорит ни одна народность.

Слайд 6, 7 Примером родства индоевропейских языков служат распространенные во всех странах варианты имен. Древнееврейское имя Иоканаан приобрело огромную популярность во всех странах, где было широко распространено христианство, потому что так звали автора канонического, то есть признанного церковью Евангелия. Однако у каждого языка свои фонетические и орфоэпические особенности. Вот почему в греческом переводе Иоканаан стал Иоанном, во Франции постепенно превратился в Жана, в Англии теперь это Джон, в Ирландии – Иан, в Голландии –Йохан, в Швеции, Финляндии и Эстонии – Юхан, в Германии – Иоганн, в Польше – Ян, в Грузии – Вано, а в Белоруссии, России и Украине – Иван. К этому можно добавить, что женское имя Жанна, встречающееся у восточных славян, заимствовано из французского языка, образовано от мужского имени Жан, а значит, тоже исторически родственно Иоканаану.

Не всегда при заимствовании происходит преобразование внешней формы слова. Например, восточнославянские языки приняли латинское имя Юлия без изменений. А в итальянском и английском оно закрепилось в форме Джулия. Заметим попутно, что Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» увековечил уменьшительно-ласкательную форму этого имени. В русском языке ему приблизительно соответствуют Юлечка и Юленька.

Русский язык – один из славянских языков индоевропейской языковой семьи.

(Сообщения учащихся об изменении алфавита) Приложение 2

Ведущий: С восемнадцатого века проводилось несколько реформ русского языка с целью приблизить нормы литературного языка к живой разговорной речи. Первые серьезные изменения были сделаны Петром I в 1708-1720 годах. Это была реформа алфавита. Появилась «не узаконенная» ранее буква «Э», а часть букв, обозначавших одни и те же звуки, исчезла. Были также введены арабские цифры, до этого цифры обозначались буквами алфавита. Петровская реформа не затрагивала орфографических правил, потому что в то время они были еще не развиты. В 1918 году было уничтожено написание буквы «Ъ» («ер») на конце слов, оканчивающихся на согласную. Когда-то этой буквой обозначали особый звук, но он давным-давно исчез из языка, а «Ъ» продолжали писать по традиции. Значение этого изменения первыми почувствовали работники типографий, поскольку объем книг заметно уменьшился. Например, текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир» до реформы занимал 2080 страниц, а после реформы потребовал на 70 страниц меньше.

Читайте также:  Какова судьба неологизмов в языке

С 1918 года из русского языка исчезла буква «ЯТЬ» ( «ять»). Она обозначала тот же самый звук, что и буква «Е». Гимназистам начала ХХ века приходилось заучивать слова с «ЯТЬ» наизусть.

Но самые значительные изменения на протяжении последнего века произошли в лексике. Одни слова постепенно исчезали, другие, новые, появлялись.

(Задания на объяснение лексического значения слов)

1.Но между тем какой позор

Являет Киев осаждённый…

Это строки из последней части поэтической сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». У современного читателя невольно возникает вопрос: «А что же позорного в виде осаждённого врагом города, простого народа, печалящегося о своей судьбе, и воинов, готовящихся к битве?»

( Выслушиваются варианты ответов учащихся)

Правильный ответ подскажет этимология. Дело в том, что существительное позор в те времена имело значение «зрелище» (однокоренные слова зрение, зритель, обзор, зоркий). Отрицательное значение у него постепенно развилось под влиянием обычая выставлять «на позор» (на всеобщее обозрение) у специального позорного столба пойманных особо опасных преступников.

2.В историческом фильме «Ярослав Мудрый» приезжий купец спрашивает прохожего: «Кто нынче в Киеве на столе сидит?» Переведите эту фразу с древнерусского на современный русский язык. Какой смысл вложил персонаж в эти свои слова? (Выслушиваются объяснения учащихся)

3. Переведите на современный язык древнерусские слова:

Длань – рука, ладонь.
Потылица – затылок
Шуйца – левая рука
десница- правая рука

Пращур- предок (отец прапрадеда)
Веси –деревни
басурман- иноверец, не христианин

Историю развития слов и их значений изучает наука этимология. Узнать о происхождении любого слова поможет этимологический словарь русского языка. На нашем занятии роль этимологического словаря будет выполнять Кривополенова Таня.

Объясните историческое (первоначальное) значение слов: неделя, врач, копейка, лосины, апельсин, небеса, невеста, хулиган, ресторан, газета, бойкотировать, гопник, гривна.

(Правильность ответов оценивает Этимологический словарь – его роль выполняет подготовленный ученик – в случае затруднения или неверного ответа словарь даёт справку) Приложение 5

В заключении в исполнении чтецов звучат стихи Константина Алтайского:

1 чтец: Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и
В строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы,
Академики
И мужики.
Прошел ты сквозь мрак исторической полночи
К сиянью кремлевских негаснущих звезд.
Правдив по-толстовски,
По-пушкински солнечен,
По-горьковски ясен, прозрачен и прост.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник.
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

2 чтец: Язык наш прекрасный –

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им
И рассказы, и сказки-

Люби и храни наш великий язык!

Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы:нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост.Н.М.Сулицкая. – Волгоград:Учитель, 2011

И.С.Тургенев. Русский язык

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1980

Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины». №4-6 1991 год.

Этимологический словарь русского языка.

СЦЕНКА
Ксандр: Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
Эзоп: Вот, мой господин, это-язык!
Ксандр: Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
Эзоп : Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: мама, солнце, цветок. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
Ксандр: Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире. Где она?
Эзоп: Вот она, мой господин!
Ксандр : Снова язык.
Эзоп: Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Справка для этимологического словаря Приложение 5

Неделя
Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка.

Врач
Известно, что в старину лечили различными заговорами и заклинаниями. Древний знахарь говорил больному что-нибудь вроде этого: «Уйди, болезнь, в пески зыбучие, в леса дремучие…» И бормотал над занедужившим разные слова. Слово врач — исконно славянское и образовано от слова «вьрати», что значит «говорить», «заговаривать». Интересно, что от этого же слова происходит «врать», которое для наших предков означало также «говорить». Выходит, что в древности врачи врали? Да, только это слово изначально не содержало в себе негативного смысла.
Копейка
В ходе денежной реформы 1535 года на Руси изображение всадника с саблей на монетах было заменено на изображение великого князя с копьём. Позже такие монеты прозвали копейками.
Лосины
Лосины раньше носили исключительно мужчины, это была часть парадной одежды. Первоначально они делались из кожи лося, откуда и название.
Апельсин
До XVI века европейцы вообще никакого понятия об апельсинах не имели. Русские — тем более. У нас ведь апельсины не растут! А потом португальские мореплаватели завезли из Китая эти оранжевые вкусные шары. И стали торговать ими с соседями. По-голландски «яблоко» — appel, а «китайский» — sien. Заимствованное из голландского языка слово appelsien, является переводом французского словосочетания Pomme de Chine — «яблоко из Китая».
Небеса
Одна из версий состоит в том, что русское слово «небеса» происходит от «не, нет» и «беса, бесов» — буквально место, свободное от зла/демонов. Однако, другая трактовка, вероятно, ближе к истине. В большинстве славянских языков есть слова, похожие на «небо», и произошли они, по всей вероятности, от латинского слова «облако» (nebula)

Невеста( неведомая), жених. Всем понятно выражение «выйти замуж». Это значит «оказаться за спиной мужа». Жених — это тоже понятно: приводит человек в дом женщину, вот и жених. А вот с невестой несколько сложнее. У этого слова есть такие языковые родственники как «невежда». Это говорит о древнем обычае: невесту приводили в дом сваты, родственники жениха раньше о ней ничего не знали, не ведали. Часто и сам жених до сватовства никогда не виделся с избранницей. Невеста — незнакомка, неведомая. Невеста — невесть кто и невесть откуда. Такой отголосок в языке оставили древние традиции, в наши дни забытые уже почти повсеместно. А слово осталось.

Хулиган
Слово хулиган — английского происхождения. По одной из версий, что фамилию Houlihan носил когда-то известный лондонский буян, доставлявший немало хлопот жителям города и полиции. Фамилия стала именем нарицательным, а слово международным, характеризующим человека, грубо нарушающего общественный порядок.
Ресторан
Слово «ресторан» значит по-французски «укрепляющий». Такое название дали в XVIII веке одному из парижских трактиров его посетители после того, как хозяин заведения Буланже ввел в число предлагаемых блюд питательный мясной бульон.
Газета
В 16 веке в Италии за прочтение ежедневного публичного листка с информацией платили одну самую мелкую монету — газету. Впоследствии название монеты перешло к самому листку.
Бойкотировать
В 1880 году управляющий ирландского имения Чарльз Бойкотт боролся с забастовкой рабочих против несправедливой арендной платы. В ответ общество подвергло его изоляции: соседи перестали с ним разговаривать, магазины отказывались обслуживать его, а в церкви люди не садились рядом и не разговаривали с ним. Такой метод сопротивления в большинстве языков мира сегодня называется бойкотированием.
Гопник
В конце 19 века в Петербурге был открыт приют для бездомных — Городское общество призрения. Туда, как правило, доставлялись и беспризорники, промышлявшие мелкими кражами на вокзалах. В том же здании после революции расположилось Городское общежитие пролетариата, где селились крестьяне и рабочие. Довольно быстро общежитие стало бандитским клубом, внутри которого царили воровские законы. Благодаря ГОПу преступность на без того криминогенной Лиговке увеличилась в несколько раз, а самих обитателей ГОПа жители Петрограда стали называть гопниками.
Гривна
Название украинской валюты «гривна» происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»).

Источник

Популярные рекомендации экспертов