Методика преподавания русского языка зиновьева

Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах, Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С., 2007

Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах, Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С., 2007.

Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Содержит также материалы для организации самостоятельной работы студентов.
Для студентов и преподавателей высших педагогических учебных заведений.

Обучение младших школьников слушанию.
Задачи: 1) уточнить базовые понятия (слушание, этапы слушания, механизмы слушания, функции слушания, виды слушания); 2) уяснить задачи и содержание обучения младших школьников слушанию; 3) освоить основные приемы, способы, средства обучения младших школьников слушанию; 4) выявить возможности современных учебно-методических комплектов для обучения младших школьников слушанию; 5) ошалеть технологией диагностики уровня умений слушания современных младших школьников; 6) повысить уровень профессионального педагогического слушания.

Ход урока.
I. Постановка учебной задачи.
— Мы с вами уже знаем разницу между словами слушать и слышать, знаем виды слушания, функции слушания, знаем, что мешает слушать и что помогает. А сегодня мы определим, каков он — хороший слушатель, выделим основные правила хорошего слушателя.

II. Работа с пословицами.
— Прослушайте несколько русских народных пословиц: Поменьше говори, побольше услышишь; Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. Каков их общий смысл?
— Сделайте вывод о том, важно ли в жизни уметь хорошо слушать. Почему? Какое основное правило заложено в этих пословицах? (Учись слушать. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.)
— Прослушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них: Красна речь слушанием, а беседа смиреньем; Один говорит — красно, двое — пестро; Хорошую речь хорошо и слушать.
— Итак, о каком правиле говорится в пословицах? (Внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.).

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Глава 1. Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Глава 2. Совершенствование устной речи младших школьников.
Тема 1. Обучение младших школьников слушанию.
Тема 2. Развитие диалогической речи младших школьников.
Тема 3. Совершенствование произносительной культуры младших школьников.
Тема 4. Обучение младших школьников невербальному общению.
Глава 3. Работа над словом как лексической единицей речи.
Тема 1. Лексический уровень развития речи.
Тема 2. Формирование лексикографических умений младших школьников.
Тема 3. Обучение младших школьников речевому этикету.
Глава 4. Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Глава 5. Работа в области культуры речи.
Глава 6. Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Гема 1. Методика обучения младших школьников изложению (пересказу).
Тема 2. Обучение сочинению в начальной школе.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ОРФОГРАФИИ, ГРАММАТИКЕ, ПУНКТУАЦИИ.
Глава 1. Методика обучения грамоте.
Тема 1. Организационно-методическая система обучения грамоте.
Тема 2. Изучение фонетического строя языка и формирование фонетических умений первоклассников.
Тема 3. Обучение графической системе русского языка.
Глава 2. Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умении младших школьников.
Глава 3. Методика обучения орфографии.
Тема 1. Лингвометодические основы орфографической работы в начальной школе.
Тема 2. Орфографическая работа в период обучения грамоте.
Тема 3. Формирование у младших школьников орфографических умений.
Глава 4. Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Тема 1. Изучение морфемного состава слова.
Тема 2. Изучение элементов словообразования.
Глава 5. Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Тема 1. Общие вопросы изучения морфологии в начальной школе.
Тема 2. Методика работы над именем существительным.
Тема 3. Система работы над именем прилагательным.
Тема 4. Изучение глагола.
Тема 5. Знакомство с местоимением.
Глава 6. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.
Тема 1. Работа над словосочетанием.
Тема 2. Работа над предложением.
Тема 3. Обучение пунктуации в начальной школе.
Дополнительная литература.

Источник

Книга: Зиновьева Т.И. «Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата»

Серия: “Бакалавр. Академический курс”

В учебнике в доступной форме изложен курс методики начального обучения русскому языку и литературному чтению. Книга предназначена как для систематической проработки основ методической науки, так и для выяснения отдельных актуальных вопросов содержания и организации языкового и литературного образования в начальной школе. Содержание и технологии обучения русскому языку и литературному чтению раскрыты с позиций установок Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Значительное место в книге занимает практикум, вопросы и задания которого призваны помочь студентам в самостоятельном освоении курса. Учебник станет прекрасным помощником не только студентам-педагогам, но и преподавателям вузов, учителям-исследователям, аспирантам. ISBN:978-5-534-00224-9

Издательство: “ЮРАЙТ” (2017)

Формат: 70×100/16, 468 стр.

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата В учебнике в доступной форме изложен курс методики начального обучения русскому языку и литературному чтению. Книга предназначена как для систематической проработки основ методической науки, так и… — Юрайт, Бакалавр. Академический курс Подробнее. 2015 1554 бумажная книга
Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для СПО В учебнике в доступной форме изложен курс методики начального обучения русскому языку и литературному чтению. Книга предназначена как для систематической проработки основ методической науки, так и… — Юрайт, Профессиональное образование Подробнее. 2017 1554 бумажная книга
Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебник и практикум для академического бакалавриата В учебнике в доступной форме изложен курс методики начального обучения русскому языку. Книга предназначена как для систематической проработки основ методическойнауки, так и для выяснения отдельных… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс. Модуль Подробнее. 2016 1228 бумажная книга
Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Издание содержит материалыдля организации самостоятельной работы… — Юрайт, Бакалавр. Академический курс Подробнее. 1142 бумажная книга
Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Издание содержит материалыдля организации самостоятельной работы… — Юрайт, Профессиональное образование Подробнее. 2017 1142 бумажная книга
Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебник и практикум для академического бакалавриата В учебнике в доступной форме изложен курс методики начального обучения русскому языку. Книга предназначена как для систематической проработки основ методическойнауки, так и для выяснения отдельных… — Юрайт, Бакалавр. Академический курс. Модуль Подробнее. 2016 949 бумажная книга
Педагогическая риторика. Практикум. Учебное пособие для СПО Основная цель данного пособия усилить практическую подготовку педагога, сформировать у студентов умение использовать речь как средство решения профессиональныхзадач. Структура и содержание пособия… — Юрайт, Профессиональное образование Подробнее. 2017 742 бумажная книга
Педагогическая риторика. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Основная цель данного пособия усилить практическую подготовку педагога, сформировать у студентов умение использовать речь как средство решения профессиональныхзадач. Структура и содержание пособия… — Юрайт, Бакалавр. Академический курс Подробнее. 2017 742 бумажная книга
Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Издание содержит материалыдля организации самостоятельной работы… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс Подробнее. 1432 бумажная книга
Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Издание содержит материалыдля организации самостоятельной работы… — ЮРАЙТ, Профессиональное образование Подробнее. 2017 1432 бумажная книга
Педагогическая риторика. Практикум. Учебное пособие для СПО Основная цель данного пособия усилить практическую подготовку педагога, сформировать у студентов умение использовать речь как средство решения профессиональныхзадач. Структура и содержание пособия… — ЮРАЙТ, Профессиональное образование Подробнее. 2017 960 бумажная книга
Педагогическая риторика. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Основная цель данного пособия усилить практическую подготовку педагога, сформировать у студентов умение использовать речь как средство решения профессиональныхзадач. Структура и содержание пособия… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс Подробнее. 2017 960 бумажная книга

См. также в других словарях:

Ефремов, Валерий Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. Валерий Анатольевич Ефремов Валерий Анатольевич Ефремов … Википедия

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

Трунов, Игорь Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трунов. Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Адвокат Дата рождения: 1961 год(1 … Википедия

Черняк, Валентина Данииловна — Черняк, Валентина Данииловна … Википедия

Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

Право — Фемида греческая богиня справедливости, а также символ правосудия У … Википедия

Информационное право — рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.[1] Информационное право как наука это система… … Википедия

Лобачёва, Елена Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лобачёва. Елена Николаевна Лобачёва Елена Николаевна Лобачёва Награды и премии … Википедия

Право социального обеспечения — Содержание 1 Предмет права социального обеспечения … Википедия

Источник

ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2 УДК (075.8) ББК Руся73 З-635 Авторы: Т.И.Зиновьева предисловие, раздел I; О.Е.Курлыгина раздел II, главы 1 3; Л.С.Трегубова раздел II, главы 4 6 Рецензенты: доктор педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Московского педагогического государственного университета О.В.Сосновская; доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова Т.М.Воителева Зиновьева Т. И. З-635 Практикум по методике обучения русскому языку в на- чальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. М. : Издательский центр «Академия», с. ISBN Учебное пособие представляет собой сборник заданий, направленных на развитие навыков преподавания русского языка в начальных классах. Содержит также материалы для организации самостоятельной работы студентов. Для студентов и преподавателей высших педагогических учебных заведений. УДК (075.8) ББК Рус я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 ISBN Оформление. Издательский центр «Академия», 2007

3 ПРЕДИСЛОВИЕ «Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах» это сборник заданий, предназначенных для подготовки педагогических кадров по специальности «Педагогика и методика начального образования». Содержание книги соотносится с теоретическими положениями таких известных учебных пособий, как «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М. Р. Львова, В.Т. Горецкого, О. В.Сосновской и «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» под редакцией М. С.Соловейчик. Данное пособие адресовано как преподавателям, так и студентам и содержит материалы, направленные на формирование у будущего учителя начальных классов методического мышления и профессионально значимых умений. Организация структуры книги имеет некоторые методические особенности. 1. Структура пособия (разделы, главы, темы) в основном соотносится со структурой систематизированного теоретического курса методики преподавания русского языка в начальных классах. 2. Тематика разделов книги непосредственно связана с теоретическими материалами известных пособий для вузов (задания практикума актуализируют внимание студентов на наиболее зна- чимых аспектах обучения младших школьников русскому языку и на формировании у будущих учителей соответствующих методи- ческих умений). В пособии также представлены темы, которые в определенной степени расширяют традиционный теоретический методический курс; среди них «Формирование у младших школьников лексикографической культуры», «Обучение младших школьников слушанию», «Обучение младших школьников невербальному общению» и др. Как нам представляется, необходимость совершенствования методической подготовки учителя по названным направлениям очевидна и не требует специальных доказательств. 3. Последовательность заданий в рамках каждой темы позволяет студенту пройти путь от работы с научной (лингвистической, психологической, педагогической, методической) и учебно-ме- 3

4 тодической литературой через решение методических задач, проектирование собственных методических разработок, выполнение контрольных тестов и т. д. к живому общению с учащимися, учителями и родителями младших школьников в ходе наблюдений, анкетирования и проведения самостоятельно разработанных уроков и др. 4. Характер заданий каждой темы различен. Инвариантное задание, например, предполагает подготовку к собеседованию по предложенным вопросам и списку литературы. Вариативные задания имеют различные направленность и степень сложности и, следовательно, позволяют студентам и преподавателям выбирать их в соответствии с учебными задачами, личными интересами и потребностями, уровнем подготовки и проч., что в определенной степени обеспечивает индивидуально-дифференцированный подход к обучению, стимулирует инициативу студентов. Практикум может быть использован для организации самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям, а также в условиях педагогической практики. Авторы выражают надежду, что использование в учебном процессе «Практикума по методике обучения русскому языку в на- чальных классах», являющегося органичным дополнением к учебным пособиям теоретического плана, будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки учителя начальных классов.

5 РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Задачи: 1) рассмотреть психолого-лингвистические и лингвистические основы методики развития речи младших школьников; 2) уточнить задачи и содержание работы, направленной на развитие речи младших школьников. Рекомендуемая литература Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, алгоритмы. М., Ладыженская Т.А. Концепция и программа курса риторики (I VII классы) // «Школа 2000». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под науч. ред. А.А.Леонтьева. Вып. 1. М., Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М. Т. Баранова. М.,2000. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А.Ладыженской. М., Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С.Соловейчик. М., Хрестоматия по методике русского языка: методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях / авт.-сост. М. Р. Львов. М., Задание 1. Подготовьтесь к собеседованию. Вопросы для собеседования 1. История методики развития речи в русской школе XIX XX вв. 5

6 2. Развитие речи как особая область методики обучения русскому языку. 3. Научные основы методики развития речи учащихся: теория речевой дельности, теория текста, стилистика, культура речи. 4. Общая характеристика содержания работы по развитию речи учащихся (взгляды Т. А.Ладыженской, М. Р. Львова, М.С. Соловейчик). 5. Методы развития речи учащихся (имитативные, коммуникативные, конструктивные). 6. Типы речевых упражнений. Задание 2. Проведите сопоставительный анализ современных учебнометодических комплектов по русскому языку (двух-трех по выбору) с целью выявления возможностей для организации работы по формированию и развитию полного комплекса речевых умений младших школьников. 6 Направления анализа 1. Выявите в пояснительной записке программы общие установки на необходимость организации речевой работы и конкретные указания относительно содержания, способов, приемов и средств этой работы. 2. Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный и текстовый) и специальные вопросы и задания, которые предназначены для развития речи учащихся. Оцените эти вопросы, задания и учебный материал с позиций реализации системного подхода к работе по развитию речи учащихся. 3. Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем конкретных рекомендаций относительно всестороннего развития речи учащихся. 4. Обобщите полученные данные и сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций практической реализации полноценной речевой работы. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для организации работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Задание 3. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два года на тему (по выбору): 1) «Системный подход к развитию речи учащихся в период обучения грамоте»; 2) «Упражнения комплексного характера как средство развития устной и письменной речи младших школьников»; 3) «Речевая ситуация как средство формирования и развития коммуникативных умений младших школьников»; 4) «Чувство языка как фактор совершенствования речевой деятельности младших школьников в упражнениях

7 по образцу»; 5) «Работа по культуре речи в связи с изучением основных разделов начального курса русского языка»; 6) «Знакомство с понятием текст и формирование текстовых умений младших школьников»; 7) «Формирование у младших школьников представлений о речи и ее стилевых разновидностях». Задание 4. Изучите особенности решения общих вопросов развития речи в трудах известных методистов: Т. А.Ладыженской, М.Р.Львова, М.С.Соловейчик. Направления анализа 1. Раскройте содержание методического понятия «развитие речи». Уточните цель и задачи методики развития речи, ее объект и предмет исследования, систему понятий. Раскройте источники обогащения методики развития речи. 2. Уточните понятие «система работы по развитию речи учащихся». 3. Ознакомьтесь со взглядами Т.А.Ладыженской на решение вопроса о построении системы речевой работы в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе. Раскройте содержание ведущих разделов работы по развитию речи учащихся (работа над звуковой стороной языка и над значащими частями слова, работа над словом и над морфологическими и синтаксическими средствами речи, работа в области культуры речи, стилистики, связной речи). 4. Выявите особенности реализации системного подхода к развитию речи учащихся в трудах М. Р.Львова. Раскройте содержание работы на основных уровнях развития речи младших школьников: произносительном, лексическом, грамматическом, уровне текста. 5. Выясните, каковы взгляды М. С.Соловейчик на вопрос о направлениях работы по развитию речи учащихся. Раскройте содержание основных взаимосвязанных направлений: совершенствование собственно речевой деятельности (обучение созданию и восприятию устных и письменных высказываний); формирование отдельных речевых умений, обеспечивающих создание и восприятие устных и письменных высказываний. 6. Сопоставьте взгляды ученых на построение системы речевой работы. Определите собственное мнение относительно целесообразности реализации той или иной методической системы в практике начального обучения русскому языку с целью формирования, развития и совершенствования у детей основных видов речевой деятельности и подготовки их к реальной речевой практике. 7. Сопоставьте содержание понятий «речь», «речевая деятельность», «текст». 7

8 8. Уточните содержание понятия «речевая деятельность» с позиций психологической науки; охарактеризуйте компоненты ре- чевой деятельности (предмет, средство, способ, продукт, результат) и ее виды (слушание, говорение, письмо, чтение). 9. Раскройте смысл методических рекомендаций, касающихся организации и содержания речевой работы: а) обеспечить возникновение у учащихся потребности вступить в речевое общение; б) создать условия для понимания учащимися того, кому, за- чем и при каких обстоятельствах они адресуют речь; в) вести целенаправленную работу, во-первых, над расширением кругозора учащихся, их способностью наблюдать, сравнивать, обобщать; во-вторых, над осознанием школьниками системы языка; в-третьих, над умением выбирать языковые средства с учетом ситуации общения; г) сформировать базовые обобщенные речевые умения (ориентировка в условиях общения, планирование высказывания, выбор содержания и адекватных средств для его передачи, обеспечение обратной связи); д) обучать школьников всем четырем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению и письму. 10. Уточните перечень умений, обеспечивающих речевую деятельность. Выделите умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма), и умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения). 11. Изучите лингвистические основы методики обучения школьников созданию текста: а) уточните существенные признаки понятия «текст» (наличие группы предложений, их смысловая и структурная связность). Составьте перечень навыков, которые следует формировать в связи с работой над текстом; б) уточните основные положения теории актуального членения предложения как базы для обучения младших школьников построению предложения на коммуникативной основе, для работы над умением развивать мысль в тексте, для работы над порядком слов в предложении. Приведите перечень таких упражнений; в) определите содержание следующих понятий: «типы речи», «типовое значение текста», «повествование», «описание», «рассуждение», «оценка». Сделайте вывод об актуальности типов речи для речевой практики младших школьников; г) охарактеризуйте стили речи. Сделайте вывод об актуальности стилей речи для речевой практики младших школьников. 12. Изучите вопрос о содержании и организации работы в области культуры речи: а) уточните содержание понятия «культура речи»; б) охарактеризуйте ошибки и недочеты в речи учащихся; 8

10 10 Структура конспекта 1. Тема урока, тип урока (по содержанию материала), его место в ряду других (открывает, продолжает формирование знаний и умений). 2. Цель урока (формирование коммуникативной (текстовой) субкомпетенции младших школьников в областиѕ; воспитание культуры коммуникативной деятельности (текстовых действий в областиѕ). 3. Задачи урока (познакомить сѕ; научитьѕ; развивать способностиѕ; формировать качества речи: ѕ; воспитывать стремление к речевому идеалу, к правде и добру, к гармонии в речевых поступках и т. п.). 4. Оборудование урока. 5. Ход урока: 1) подготовка к уроку, создание эмоционального настроения. Сообщение темы урока, его риторической идеи, постановка учебной задачи, мотивация необходимости изучения нового материала; 2) проверка домашнего задания или повторение изученного с целью актуализации сведений, необходимых для усвоения темы. Использование формы фронтального, индивидуального опроса, групповой работы; 3) введение нового материала: организация наблюдений над речевым материалом (дискурсом, текстом); эвристическая беседа с целью установления каких-либо речевых закономерностей, правил, помощи в самостоятельном формулировании нового знания, основных идей урока с опорой на личный речевой опыт учащихся; окончательное формулирование подлежащих усвоению речеведческих сведений, проговаривание их с детьми в различных вариантах; 4) закрепление нового материала (организация тренировки в применении новых знаний, выработка соответствующих умений в новых речевых ситуациях, на материале различных упражнений и заданий); 5) подведение итогов урока (Что узнали? Чему научились? Для чего в жизни пригодятся полученные знания и умения? Как вы расскажите об этом уроке дома? и т.п.); 6) задание на дом (предлагаются коммуникативно-ориентированные, практически значимые для реальных жизненных ситуаций задания, по возможности творческие, индивидуализированные). Задание 6. Познакомьтесь с описанием урока, посвященного обучению младших школьников созданию высказываний в жанре миниатюры. Оцените адекватность методов и приемов работы, учебного материала и общей логики урока тем задачам, которые поставил молодой учитель. Выявите достоинства и недостатки организации речевой работы на уроке; сделайте конструктивные предложения.

12 Какими словами описываются ручейки? (Лучистый, серебристый.) Какими словами описываются действия весеннего ру- чейка? (Сверкает.) Почему ручей назван разговорчивым? (Он издает звуки.) Почему сказано, что ручей звонко льется? (Он издает веселые звуки.) Кто видел весенние ручейки? Какие чувства вызывал у вас весенний ручеек? Почему? (Радости, так как зима кончилась.) Какими словами мы сами можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Ручеек веселый, красивый.) Какими еще словами вы могли бы описать весенний ру- чеек? [В итоге беседы на одной половине доски появляется список слов и выражений, которые могут быть использованы при описании ручейка: лучистый, серебристый, весенний ручеек, журчит, гонцы молодой весны, вестники, разговорчивый ручеек и т. д.; а на другой половине слова, выражающие чувства, настроения: приятно смотреть, красивый ручеек и т. д.] III. Создание речевой ситуации. Закройте глаза, представьте, что ярко светит солнышко, слышно пение птиц, журчат веселые ручейки, которые бегут и поют о чем-тоѕ Сейчас, наверное, каждый из вас вспомнил тот ручеек, который видел сегодня утром или раньше. Опишите этот ручеек, а потом мы сравним разные описания ручейка. Не забудьте, что вы должны выразить свое отношение к ручейку, свое настроение. IV. Написание лирической миниатюры. Откройте тетради, запишите число, название. Помните, что в некоторых словах вместо букв, в написании которых вы сомневаетесь, можно оставлять пропуски. Отмечайте пропуски точками. Можно пользоваться орфографическим словарем. [Учитель может оказать индивидуальную помощь учащимся.] V. Самопроверка. Напоминаю вам порядок проверки. Сначала прочитайте свою миниатюру так, как будто вы читатели этого рассказа и видите его впервые. Все ли понятно? Удалось ли описать словами весенний ручеек? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, связаны ли мысли между собой. Второй раз прочитайте как редактор. Решите, верно ли построены предложения, правильно и точно ли выбраны слова, нет ли назойливых повторений. Теперь проверьте текст как учитель: исправьте орфографические ошибки, проверьте, правильно ли поставлены знаки препинания. VI. Подведение итогов урока и рекомендации для самостоятельной работы. Задание 7. Изучите общие подходы к организации обучения младших школьников редактированию, правке текста. Оцените методическую це- 12

15 Задание 9. Продумайте содержание и организацию констатирующего исследования, посвященного выявлению уровня сформированности представлений детей о жанре письма (о значении писем в жизни людей, о структуре писем) и умений создавать текст в жанре письма. Сделайте выбор адекватных цели методов педагогического исследования: наблюдение, протоколирование (урока, индивидуальной беседы), изучение продуктов речевой деятельности учащихся, ведение аудиозаписей, анкетирование, тестирование, интервью и др. Сопоставьте собственные взгляды относительно проведения констатирующего исследования с материалами, использованными учителем в практике обучения младших школьников. Содержание индивидуальной беседы 1. Пишешь ли ты письма? Кому? О чем? В какой ситуации? 2. Получаешь ли ты письма? От кого? Что в них написано? 3. Получают ли и пишут ли письма твои близкие? От кого? Кому? 4. Нужны ли письма в жизни человека? Зачем? 5. С чего обычно начинается письмо? 6. О чем обычно пишут письма? 7. Чем обычно заканчивается письмо? Речевая ситуация, предваряющая создание учащимися текста в жанре письма: «Представьте, что прошло 20 лет. Как изменилась ваша жизнь? Что бы вы написали о себе, о своей семье в письме вашей первой учительнице?». Оцените адекватность избранных учителем форм и содержания констатирующего исследования задачам выявления уровня сформированности соответствующих представлений и умений учащихся. Задание 10. Решите вопрос о целесообразности использования метода целенаправленного наблюдения для выявления уровня сформированности у младших школьников речевых умений. 1. Умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить, воздействовать на собеседника). 2. Умения планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста. 3. Умения реализовывать намеченный план, т. е. раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом необходимо соблюдать нормы литературного языка: выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию и т. д.) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли 15

16 и содержания предложения и связывать отдельные предложения и их части между собой; руководствоваться нормами речевого поведения. 4. Умения контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения соответствия заданной теме, задачам речи, основной мысли, последовательности изложения, а также оценить используемые средства языка с точки зрения соответствия задаче речи, основной мысли, требованиям культуры речи, этической стороне речевого поведения. Если позволяют условия, внесите исправления в свое высказывание (по М.С. Соловейчик). Задание 11. Разработайте содержание анкеты для учителя начальных классов, которая посвящена определению уровня готовности педагога к работе по совершенствованию речевой деятельности учащихся в одной из следующих областей (по выбору): 1) «Обучение младших школьников ведению дискуссии»; 2) «Обучение младших школьников общению по телефону»; 3) «Формирование произносительной культуры младших школьников в условиях активного воздействия СМИ». Задание 12. Изучите концепцию и программу курса риторики (основные методические принципы, содержание предмета, методы и приемы преподавания, вопросы организации обучения). Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Риторика в начальной школе: отдельный предмет или элементы на уроках русского языка?»

17 ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Т е м а 1. Обучение младших школьников слушанию Задачи: 1) уточнить базовые понятия (слушание, этапы слушания, механизмы слушания, функции слушания, виды слушания); 2) уяснить задачи и содержание обучения младших школьников слушанию; 3) освоить основные приемы, способы, средства обучения младших школьников слушанию; 4) выявить возможности современных учебно-методических комплектов для обучения младших школьников слушанию; 5) овладеть технологией диагностики уровня умений слушания современных младших школьников; 6) повысить уровень профессионального педагогического слушания. Рекомендуемая литература Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М., Вьюшкова Л.Н. Учим слушать // Русский язык в школе Зимняя И.А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста. М., Львов М.Р. Основы теории речи. М., Соловейчик М.С. Методика обучения слушанию как виду речевой деятельности // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Тумина Л.Е. Обучение слушанию в курсе риторики// Начальная школа: плюс-минус Тумина Л.Е. Слышать, слушать, понимать // Педагогическая риторика. М., Тумина Л.Е. Учимся слушать // Русский язык в школе Шпунтов А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка // Начальная школа Задание 1. Подготовьтесь к собеседованию по теме «Слушание как вид речевой деятельности». Вопросы для собеседования 1. Понятия «восприятие», «аудирование», «слушание». 2. Этапы слушания: побудительно-мотивационный, аналитико-синтетический, исполнительский. 17

18 3. Психофизические механизмы слушания: механизм слуховой памяти, механизм прогнозирования, механизм выделения смысловых опорных пунктов. 4. Функции слушания: познавательная, регулятивная, эстети- ческая, реагирующая. Задание 2. Подготовьтесь к собеседованию по теме «Методика обучения младших школьников слушанию». 18 Вопросы для собеседования 1. Значение слушания для обучения младших школьников общению и усвоения начального курса русского языка (в широком смысле). 2. Задачи и содержание обучения младших школьников слушанию. 3. Виды слушания в различных ситуациях учебной деятельности младших школьников. 4. Барьеры слушания и условия их преодоления в начальной школе. 5. Установка на восприятие (познавательная, мнемоническая, коммуникативная) как основное средство обучения младших школьников слушанию. 6. Обучение младших школьников основным способам (нерефлексивному, рефлексивному) и приемам (выяснению, перефразированию, отражению чувств) слушания. 7. Обучение младших школьников правилам слушания. 8. Формирование у младших школьников образа хорошего слушателя. 9. Культура профессионального слушания учителя начальных классов как фактор формирования у младших школьников аудитивных умений. Задание 3. Проведите сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по русскому языку (двух-трех по выбору) с целью выявления возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников эффективному слушанию. Направления анализа 1. Выявите в пояснительной записке программы установки на необходимость обучения младших школьников слушанию и указания относительно способов, приемов и средств осуществления этой работы. 2. Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный и текстовый) и специальные вопросы и задания, предназначенные для развития у младших школьников аудитивных умений.

19 3. Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций относительно обучения младших школьников слушанию. 4. Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его потенциала для организации обучения младших школьников слушанию. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников слушанию. Задание 4. Подготовьте аналитический обзор публикаций журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему по выбору: 1) «Обучение младших школьников невербальному общению как условие воспитания хорошего слушателя»; 2) «Использование технических средств обучения для формирования у младших школьников аудитивных умений». Задание 5. Познакомьтесь с описанием урока, который посвящен обучению слушанию. Определите тему и задачи урока. Оцените учебный материал, использованный учителем. Составьте перечень аудитивных умений, формирование которых имело место на этом уроке. Выявите ошибки и недочеты в работе учителя. Выскажите конструктивные предложения. Ход урока I. Постановка учебной задачи. Мы с вами уже знаем разницу между словами слушать и слышать, знаем виды слушания, функции слушания, знаем, что мешает слушать и что помогает. А сегодня мы определим, каков он хороший слушатель, выделим основные правила хорошего слушателя. II. Работа с пословицами. Прослушайте несколько русских народных пословиц: Поменьше говори, побольше услышишь; Кто говорит, тот сеет, кто слушает собирает. Каков их общий смысл? Сделайте вывод о том, важно ли в жизни уметь хорошо слушать. Почему? Какое основное правило заложено в этих пословицах? (Учись слушать. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.) Прослушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них: Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем; Один говорит красно, двое пестро; Хорошую речь хорошо и слушать. Итак, о каком правиле говорится в пословицах? (Внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не закон- чит свой рассказ.) 19

20 III. Проверка умения слушать. А теперь проверим, насколько хорошо вы меня слушали. Попробуйте соединить первую и вторую части пословиц, записанных на доске. Петь хорошо вместе, Хорошую речь Кто говорит, тот сеет, Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. а говорить порознь. хорошо и слушать. кто слушает собирает. IV. Выделение правил хорошего слушателя. Сначала вы мне предложите свои правила, которые, как вы считаете, должен соблюдать хороший слушатель. А затем я предложу вам свои правила. Может быть, они совпадут? [Учащиеся предлагают правила, которые целесообразно записать на доске.] Перечень составленных коллективно правил 1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник мол- чит, то это не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. 2. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним контакт. Убедитесь в том, что ваши поза и жесты говорят о том, что вы слушаете. 3. Не притворяйтесь, что слушаете. Отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или жестах. 4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника. 5. Не перебивайте без надобности. 6. Если вам необходимо перебить кого-то в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника. 7. Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров успешного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца. 8. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно упустить смысл сообщения. 9. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его речи своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. 10. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника. 11. Слушающему предписывается отдавать предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности. 12. Терпеливо и доброжелательно относитесь к говорящему. 20

21 V. Подведение итогов и рекомендации для самостоятельной работы. Вспомните правила, с которыми мы сегодня познакомились. (С правилами для слушающего; узнали, каков хороший слушатель, что должен уметь хороший слушатель.) Припомните те правила для слушающего, которые вы считаете важными. (Дайте собеседнику время высказаться, не делайте поспешных выводов, будьте внимательны, терпеливы, доброжелательно относитесь к говорящему, постарайтесь понять собеседника.) Назовите умения, которыми должен обладать хороший слушатель. (Показать говорящему, что его понимают; внимательно слушать, не отвлекаясь; умение давать оценки и советы; обращать внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты.) Кто хочет попробовать рассказать о сегодняшнем уроке своим одноклассникам так, чтобы они еще лучше усвоили этот материал? Кто ваш самый лучший слушатель? Подготовьте о нем рассказ. Задание 6. Для составления программы обучения младших школьников слушанию соотнесите темы уроков, понятия и соответствующие им умения. Оформите программу обучения слушанию в виде таблицы. урока Тема урока Понятия Умения Темы: «Слушаем и слышим»; «Что помогает нам слушать?»; «Что мешает нам слушать?»; «Каков хороший слушатель?». Понятия: слушание как вид речевой деятельности; виды слушания (глобальное, детальное, критическое); функции слушания (познавательная, регулятивная, эстети- ческая, реагирующая); барьеры слушания; правила слушающего; словесные средства общения; несловесные средства общения. Умения: анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего (что и как говорят); 21

22 схватывать смысл сказанного и сжато формулировать содержание и смысл услышанного; глобально воспринимать звучащий текст; вычленять интересующую слушателя информацию; оценивать прослушанное сообщение; определять свою точку зрения на прослушанное; сосредоточивать внимание на содержании высказывания или на отдельных вопросах этого содержания; выделять ключевые слова в тексте и смысловые сцепления ключевых слов, отличать существенное от несущественного, основную и детализирующую информацию; опознавать чувства, настроение собеседника по невербальным средствам общения; понимать язык невербального общения; использовать различные приемы слушания и определять прием слушания, подходящий для данной конкретной ситуации; составлять план услышанного и воспроизводить его; сосредоточивать внимание на звучащей информации и воспринимать ее; осмысливать и точно понимать высказывание; обеспечивать положительную внутреннюю установку; не перебивать собеседника, не делать поспешных выводов, воздерживаться от оценок; терпеливо выслушивать и доброжелательно относиться к говорящему; показывать говорящему, что его понимают; сконцентрироваться на человеке, которого слушаем; обращать внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д.; уместно давать оценки и советы; поддерживать с говорящим визуальный контакт; не перебивать собеседника, не делать поспешных выводов, не поддаваться воздействию чувств собеседника, доброжелательно относиться к говорящему; правильно входить в коммуникативное взаимодействие, вовремя подавать ответную реплику; уместно пользоваться сигналами внимательного слушателя и быть хорошим слушателем. Задание 7. Разработайте конспект одного из уроков составленной вами программы обучения слушанию. Воспользуйтесь материалами задания 6. Подберите собственный дидактический материал. Задание 8. Во время педагогической практики проведите исследование уровня сформированности у младших школьников умений слушания. Для разработки собственной анкеты можете воспользоваться предложенными нами материалами. 22

23 Анкета для младшего школьника 1. Часто ли ты прерываешь своего собеседника? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 2. Хочется ли тебе вставить свое слово в рассказ собеседника? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 3. Смотришь ли ты во время разговора на своего собеседника? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 4. Ты пристально разглядываешь во время разговора собеседника? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 5. Занимаешься ли ты во время разговора своими делами (смотришь в книгу, играешь ручкой, рисуешь и т. д.)? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 6. Улыбаешься ли ты во время разговора? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 7. Киваешь или покачиваешь ли ты головой во время разговора? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 8. Переспрашиваешь ли ты собеседника во время слушания? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 9. Подводишь ли ты итоги сказанному собеседником? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё 10. Выражаешь ли ты словами сочувствие? А. Да. Ё Б. Иногда. Ё В. Нет. Ё Содержание индивидуальной беседы 1. Умеешь ли ты слушать? 2. Чему именно ты хочешь научиться? 3. Для чего людям надо уметь внимательно слушать других? 4. Почему ты слушаешь учителя? Родителей? Друзей? 5. Для чего люди слушают радио и смотрят телепередачи? 6. Внимательный ли ты слушатель? 7. Как показать говорящему, что ты его внимательно слушаешь? 8. Почему люди иногда слушают с блокнотом? 9. Каких людей ты предпочитаешь слушать внимательно? 10. Кто твой самый лучший слушатель? Почему именно этот человек? Проанализируйте и обобщите полученные данные. Сделайте выводы об уровне сформированности у младших школьников аудитивных умений. 23

24 Задание 9. Ведите целенаправленные наблюдения за поведением младшего школьника в различных ситуациях слушания: во время восприятия сказки (рассказа); объяснения учителем способа изготовления закладки; восприятия классического музыкального произведения и веселой истории, рассказанной приятелем-сверстником, и проч. Результаты своих наблюдений обобщите, подготовьте сообщение для выступления на практическом занятии на тему «Особенности невербального поведения младшего школьника в различных ситуациях слушания». Вопросы 1.? 2. 😕 3. 4.? 5.? 6.? 7. Задание 10. Разработайте содержание индивидуальных консультаций с родителями на тему «Помощь ребенку в усвоении им правил хорошего слушателя». 24 Т е м а 2. Развитие диалогической речи младших школьников Задачи: 1) уточнить базовые понятия (диалог, диалогическое единство, реплика, виды диалога, диалогическое взаимодействие и др.); 2) уяснить задачи и содержание методики развития диалогической речи младших школьников; 3) выявить возможности современных учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на развитие диалогической речи младших школьников; 4) исследовать уровень развития умений диалогической речи современных младших школьников; 5) изучить формы и средства организации учебно-педагогического диалога. Рекомендуемая литература Бибрих Р.Р., О рлов А.Б. Монолог или диалог? М., Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., Грудцина Н.Г. Педагогический диалог в различных ситуациях урока // Педагогическая риторика / под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.

25 Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М., Й о т о в Ц. Диалог в общении и обучении. София, Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., Курганов С.Ю. Учебный диалог в начальных классах // Начальная школа Кучинский Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. М., Рябцева С.Л. Диалог за партой. М., Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Задание 1. Подготовьтесь к собеседованию на тему «Понятие диалога в современной лингвистике и психологической науке». Вопросы для собеседования 1. Узкое и широкое понимание диалога. 2. Сравнение диалога и монолога как форм речевого общения. 3. Структура диалога (диалогическое единство, реплика, виды реплик). 4. Классификация видов диалога с позиций функционального и структурно-синтаксического подходов. 5. Невербальные средства общения как важная характеристика диалога. 6. Диалог как условие эффективности межличностных отношений людей. Задание 2. Подготовьтесь к собеседованию на тему «Методика совершенствования диалогической речи младших школьников». Вопросы для собеседования 1. Социальное значение диалогической речи. 2. Роль умений диалогической речи в усвоении младшими школьниками начального курса русского языка, в усвоении программы начальной школы в целом. 3. Задачи и содержание работы, направленной на совершенствование диалогической речи младших школьников. 4. Методы и приемы совершенствования диалогической речи младших школьников. 5. Диалогизация учебного процесса в начальной школе как условие развития коммуникативных умений младших школьников. 6. Учитель как коммуникативный лидер диалогического взаимодействия в учебном процессе. Задание 3. Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух-трех по выбору) с целью выявления возможностей для организации работы, направленной на совершенствование у младших школьников умений диалогической речи. 25

26 Направления анализа 1. Выявите в пояснительной записке программы установки на необходимость совершенствования диалогической речи младших школьников и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы. 2. Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на развитие у младших школьников умений диалогической речи. 3. Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций относительно способов и приемов развития у младших школьников умений диалогического общения. 4. Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его потенциала для организации обучения младших школьников ведению диалога. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников диалогическому общению. Задание 4. Подготовьте аналитический обзор публикаций научнометодических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюсминус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему «Совершенствование диалогической речи младших школьников в учебном процессе». Задание 5. Проанализируйте описанный ниже фрагмент урока обучения грамоте. Определите задачи, которые решал молодой учитель в отношении развития речи учащихся. Охарактеризуйте приемы, которыми воспользовался учитель. Справился ли педагог с поставленными задачами? Как вы считаете, каков следующий шаг в развитии речи учащихся? Фрагмент урока После чтения и анализа (смыслового и структурного) букварного текста «Чиж» Л.Н.Толстого 1 учитель задал следующие вопросы. Как вы думаете, как Варя отнеслась к просьбе Чижа отпустить его на волю? (Опечалилась, огорчилась.) Почему? (Варя любит маленького чижа и хочет, чтобы он жил рядом.) Что же может сказать девочка Чижу в ответ на его просьбу? Кто хочет сказать слова Вари? («Не могу отпустить тебя, Чиж! Поживи у меня! Без тебя мне будет грустно.») Что мы слышим в ее голосе? (Грусть, печаль.) 1 См.: Горецкий В.Г., Кирюшин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука : учебник для I класса : в 2 ч. М., Ч. 1. С

27 Как вы думаете, могла ли все же девочка отпустить Чижа? Почему? (Ей хочется, чтобы Чиж пожил на воле.) Что же Варя может сказать Чижу в этот момент? Кто хочет сказать слова Вари? («Лети, Чиж, на волю! Возвращайся, если захочешь!») С каким чувством сказаны эти слова? (Девочка радуется за Чижа, но ей грустно расставаться с птичкой.) Задание 6. Познакомьтесь с фрагментом урока обучения грамоте. Определите задачи развития речи, которые решает учитель. Оцените адекватность использованных приемов. Выявите сходства и различия в речевой работе, представленной в заданиях 5 и 6. Фрагмент урока Отгадайте загадку: «Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, а сам всех боится». Кто это? Верно, заяц. Как вы догадались? Объясните. (Это заяц шубку меняет и всех боится.) В каких сказках он встречается? Назовите. Какой заяц в сказках? (Трусливый, испуганный. Часто бывает печальный.) Послушайте стихотворение А.Барто «Зайка» и скажите, какое настроение вызывает это стихотворение. [Учитель выразительно читает стихотворение.] Какое настроение у вас было, когда вы слушали это стихотворение? (Печальное.) Почему вы огорчались, печалились? (Зайке плохо одному под дождем.) Какое настроение у зайчика? (Ему грустно. Он свою хозяйку любил, а она его забыла, бросила.) Представьте этого маленького зайчишку, сидящего под проливным дождем на высокой скамейке. Но вот летит мимо птичка. Увидела зайку и подлетела, села рядом на скамейку. Кто хочет играть зайку? Кто хочет быть в игре птичкой? Возьмите в руки кукол: зайчика и птичку. Подумайте, кто начнет говорить? (Птичка.) Почему? (Она подлетела, чтобы помочь.) Подумайте, с чего птичка начнет разговор. Вспомните, в каком настроении зайчик. Итак, послушаем разговор, который на скамейке под дождем ведут зайчик и птичка. [Первоклассники-артисты, представив себя «вместо героев» (или «вместе с героями»), чудесно преображаются (свободное поведение, уместные мимика и жесты, живые интонации) и ведут диалог.] Здравствуй, Зайка! Здравствуй, Птичка! Что с тобой случилось? Меня бросила хозяйка. Почему? Наверное, она обо мне забыла. Чем тебе помочь, Зайка? Может, спеть песенку? Нет, спасибо. Лучше слетай, напомни обо мне хозяйке. Хорошо. Жди, я скоро вернусь. 27

28 [Учитель предлагает ученикам-зрителям поблагодарить первоклассников-артистов за их игру аплодисментами, а затем просит высказаться, оценить игру. Дети оживленно обсуждают участие товарищей в диалоге.] Артем говорил за зайчика уныло. Получился добрый зайчик, он простил свою хозяйку. Мне понравилась игра Саши. Его птичка вежливая, заботливая. Я считаю, что Саша и Артем хорошо играли свои роли. Они говорили выразительно, называли друг друга по имени: Зайчик, Птичка. Они ласково смотрели друг на друга. Задание 7. Для составления программы обучения младших школьников диалогу соотнесите понятия, язык предмета и соответствующие им умения. Заполните таблицу. Понятия Язык предмета Формируемые умения Понятия: высказывание (реплика), диалог, монолог, язык «внешнего вида», интонация как средство оформления конкретного высказывания, расспрос как вид диалога, дискуссия как вид диалога, беседа как вид диалога. Язык предмета: слова одного из участников разговора (реплика); разговор двух или нескольких лиц; обмен участников диалога репликами; сложно построенное высказывание одного лица; мимика, жесты; интонация повествовательного, вопросительного, побудительного или восклицательного предложения; вопросы и ответы собеседников, где роли спрашивающего и отвечающего меняются; спор собеседников, регулируемый правилами культуры общения; спор-разговор собеседников, в котором сталкиваются разные точки зрения; обдуманный и спокойный разговор собеседников. Формируемые умения: продуцировать высказывание (реплику) в соответствии с ситуацией; понимать, осознавать и оценивать высказывание (реплику) со смысловой и интонационной сторон; 28

29 вести диалог в соответствии с ситуацией: обмениваться высказываниями (репликами); различать формы речевого общения (диалог и монолог); определять настроение, эмоциональное состояние собеседника по мимике и жестам; заменять словесное выражение мимикой, жестами (и наоборот); различать интонационный рисунок разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений; оформлять интонационно предложения названных типов; верно употреблять знаки препинания, опираясь на интонацию и смысл; выступать не только в роли отправителя сообщения, но и в роли адресата в зависимости от речевой ситуации; вырабатывать собственную позицию, отстаивать ее с учетом мнения собеседника; использовать различные формы обращения; возражать собеседнику в эмоционально окрашенных ситуациях общения; слушать собеседника до окончания высказывания; делать конкретные исправления, добавления к речи собеседника; продолжать беседу в зависимости от ситуации общения; показывать уважение к тому, с кем общаешься. Задание 8. Познакомьтесь с описанием урока, посвященного обучению детей диалогическому общению. Определите место данного урока в общей системе развития диалогических умений младших школьников (см. задание 7). Назовите тему, задачи урока, формируемые на данном уроке умения. Оцените учебный материал и приемы, использованные учителем. Выскажите конструктивные предложения. Ход урока I. Создание речевой ситуации. Дети, давайте обсудим, надо ли искать в словаре слово зима. Я что-то сомневаюсь, но, к сожалению, не взяла сегодня на урок словарь. Помогите мне разрешить сомнения. II. Распределение ролей. Кто считает, что слово зима словарное слово? Поднимите руки. Кто считает, что не следует искать слово зима в словаре? Поднимите руки. Мнения разделились. Что происходит в этом случае? (Люди спорят.) Давайте поспорим друг с другом. Только давайте договоримся, что когда будем спорить, то будем обращаться друг к другу по имени. Когда будем вести диалог, то будем смотреть на собе- 29

Источник

Читайте также:  Карельский язык ливвиковский диалект
Популярные рекомендации экспертов