Блок управления дверью автомобиля

Основные элементы и принцип работы центрального замка

Надежное закрытие дверей обеспечивает безопасность автомобиля и сохранность личных вещей, которые владелец оставляет в салоне. И если раньше каждую дверь в машине приходилось закрывать ключом вручную, то сейчас в этом уже нет необходимости. Для удобства автомобилистов был создан центральный замок, открыть и закрыть который можно одним нажатием на кнопку.

Что такое центральный замок

Центральный замок (ЦЗ) позволяет блокировать одновременно сразу все двери в автомобиле. Конечно, без помощи этого механизма водитель также мог бы открывать и закрывать свою машину на замок: не дистанционно, а вручную. Наличие центрального замка никак не влияет на технические свойства транспортного средства, поэтому производители относят этот механизм к системам, обеспечивающим комфорт автовладельца.

Блокировка дверей с помощью ЦЗ может быть произведена двумя способами:

Децентрализованная система – наиболее современный вариант устройства блокировки дверей. Для того чтобы она могла выполнять свои функции, на каждую дверь дополнительно устанавливается электронный блок управления (ЭБУ). В централизованном варианте всеми дверьми автомобиля управляет единый блок.

Особенности центрального замка

Центральный замок в автомобиле имеет несколько особенностей, которые позволяют сделать взаимодействие системы и водителя максимально простым и эффективным.

В зимнее время года во время сильных морозов элементы центрального замка могут замерзнуть. Риск замерзания возрастает, если в систему попадает влага. Лучшим средством для решения проблемы станет химический размораживатель, который можно приобрести в автомагазине. Чтобы попасть внутрь автомобиля, достаточно разморозить водительскую дверь и запустить двигатель. Когда машина прогреется, остальные замки оттают сами собой.

Устройство системы

Кроме блока управления, система центрального замка также включает в себя входные датчики и исполнительные устройства (актуаторы).

Входные датчики

К их числу относятся:

Микропереключатели выполняют разные функции.

Сигналы, отправляемые каждым из датчиков, попадают в блок управления, который передает команды актуаторам, закрывающим двери, крышку багажника и лючка топливного бака.

Блок управления

Блок управления – это мозг всей системы ЦЗ. Он считывает информацию, получаемую от входных датчиков, анализирует ее и передает исполнительным устройствам. Также ЭБУ взаимодействует с сигнализацией, установленной на автомобиль, и может управляться дистанционно с помощью пульта.

Актуатор

Исполнительное устройство – завершающее звено цепи, отвечающее за непосредственную блокировку дверей. Актуатор – это электродвигатель постоянного тока, который объединен с самым простым редуктором. Последний преобразует вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение цилиндра замка.

Кроме электродвигателя в исполнительных устройствах использовался пневматический привод. Например, его применяли такие производители, как Mercedes и Volkswagen. Однако в последнее время пневматический привод использоваться перестал.

Принцип работы устройства

Центральный замок автомобиля может срабатывать как при запущенном, так и при выключенном зажигании.

Как только автовладелец запирает двери машины с помощью поворота ключа, в замке срабатывает микропереключатель, обеспечивающий блокировку. Он передает сигнал на блок управления двери, а затем дальше – к центральному блоку. Данный элемент системы анализирует полученную информацию и перенаправляет ее на актуаторы дверей, багажника и крышки топливного лючка. Последующая разблокировка происходит по такой же схеме.

Если автомобилист закрывает машину с помощью пульта ДУ, сигнал от него поступает на антенну, связанную с центральным блоком управления, а оттуда – к исполнительным механизмам, которые обеспечивают блокировку дверей. Одновременно с этим активируется сигнализация. В некоторых моделях транспортных средств при блокировке дверей на каждой из них могут автоматически подниматься стекла.

Если автомобиль попал в ДТП, то блокировка всех дверей автоматически снимается. Сигнал об этом передается от системы пассивной безопасности в блок управления центрального замка. После этого исполнительные устройства открывают двери.

«Детский замок» в автомобиле

Дети могут вести себя непредсказуемо. Если водитель перевозит ребенка на заднем сиденье, то контролировать поведение маленького пассажира сложно. Любознательные малыши могут случайно дернуть за ручку автомобильной двери и открыть ее. Последствия небольшой шалости – неприятные. Чтобы исключить такую возможность, на задних дверях автомобилей был дополнительно установлен «детский замок». Это небольшое, но очень важное устройство исключает возможность открытия двери изнутри.

Дополнительный замок, блокирующий открытие задних дверей из салона, устанавливается с обеих сторон кузова и активируется вручную.

Способ активации механизма зависит от марки и модели автомобиля. В некоторых случаях блокировка вводится в действие с помощью рычажка, в некоторых – при повороте шлица. Но в любом случае устройство находится рядом с основным замком двери. Уточнить информацию по использованию «детского замка» можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Читайте также:  Все модификации автомобиля логан

Система двойной блокировки

В некоторых автомобилях применяется система двойной блокировки замка, когда двери блокируются как снаружи, так и изнутри. Такой механизм снижает риск угона транспортного средства: даже если похититель разобьет стекло машины, открыть дверь изнутри у него не получится.

Двойная блокировка вводится в действие с помощью двойного нажатия на кнопку центрального замка на ключе. Чтобы открыть двери, также потребуется два раза нажать на пульт дистанционного управления.

Система двойной блокировки имеет важный недостаток: если в работе ключа или замков возникнет сбой, сам водитель также не сможет открыть свой автомобиль.

Центральный замок в машине – важный механизм, позволяющий единовременно закрыть все двери транспортного средства. Благодаря дополнительным функциям и устройствам (таким как «детский замок» или система двойной блокировки), водитель может максимально обезопасить себя и своих пассажиров (в том числе маленьких детей) от внезапного открытия дверей во время поездки.

Источник

Блок управления дверями автомобиля — функции сети CAN

Модуль или блок управления дверью

На сегодняшний день дверь автомобиля сконцентрировала в себе множество устройств и новшеств. Чисто механический замок и устаревший вариант механического привода стеклоподъемников с управлением путем вращения какой-то ручки не вызывает никаких положительных эмоций. Да и современным требованиям надежности, безопасности и комфорта автомобиля уже не вполне отвечает. И действительно, время таких конструкций проходит.

Сейчас потребителей современных автомобилей как минимум интересует, чтобы комплектация двери включала в себя электростеклоподъемники, позиционирование и подогрев зеркал, центральный замок.

И даже это сегодня устраивает уже не всех. Если электростеклоподъемники — то желательно с системой защиты от попадания посторонних предметов.

Если подогрев зеркал — то автоматический. Не мешало бы, чтобы и процесс очистки зеркал от грязи был автоматизирован. Ну а с замком — тут и управление всеми дверьми и стеклоподъемниками от одного ключа, тут и дистанционное управление, и реагирование только на своего хозяина, и максимальная защита от несанкционированного доступа и т.д.

Ну что ж, это вполне оправданно. Поездка на автомобиле должна быть комфортной и приносить удовольствие.

Конечно, все эти усовершенствования требуют нового подхода в проектировании автомобиля. Интегрирование электроники и компьютерных сетей в автомобильную технику — один из пунктов, позволяющих достичь хороших результатов. Понятно, что достичь всего сразу невозможно. Это связано и со спецификой производства автомобилей: требуется некоторое время на коррекцию технологических цепочек.

Отсюда следует, что именно интеллектуальные блоки дверей позволят сравнительно безболезненно интегрировать сетевую архитектуру в автомобиль, не затрагивая при этом никаких других уже существующих систем.

Очевидно, здесь просматривается несколько шагов:

Кстати, такой подход значительно упростит проектирование и совершенствование в дальнейшем программного обеспечения. А разделение на уровни позволит строить аппаратно независимые программы, что на сегодняшний день очень актуально.

Рассмотрим варианты построения интеллектуальных блоков управления дверей, основные функции, структурные схемы и применяемую элементную базу.

Какие же основные функции должна выполнять дверь? Каковы возможные варианты исполнения? И нужно ли различие, например, между функциональным наполнением двери со стороны водителя и со стороны пассажира? Очевидно, что да.

Конечно, главный акцент сконцентрирован на водителе. Во время движения водителю надо чувствовать себя комфортно, иметь все необходимое под рукой, не делать лишних движений, ничто не должно отвлекать его внимания. Плюс к этому на водителя возлагаются дополнительные обязанности за обеспечение безопасности пассажиров. Следовательно, он обязан контролировать функции дверей, доступ к которым со стороны пассажиров невозможен.

И все это должно учитываться на стадии проектирования интеллектуальной двери.

Функции блока управления водительской двери

Наиболее функционально насыщена дверь со стороны водителя.

Необходимость управлять стеклоподъемниками четырех дверей со стороны водителя обусловлена прежде всего удобством. Водитель во время поездки должен чувствовать себя комфортно, при этом предоставляя удобства и пассажирам. Наличие клавиши блокировки работы задних стеклоподъемников предусмотрено исключительно ради безопасности пассажиров, особенно детей. Дети есть дети, именно они во время поездки обращают повышенное внимание и на то, что происходит за окном, и на всякие любопытные кнопочки внутри салона, что вполне естественно. Дабы избежать неприятностей, водитель должен иметь возможность заблокировать управление стеклоподъемниками.

Клавиша блокировки замков дверей также служит обеспечению безопасности пассажиров и должна располагаться именно со стороны водителя. Практика показывает, что редко кто пользуется механическим блокиратором — то ли по забывчивости, то ли… А случайно открыть дверь во время движения очень легко. Особенно это актуально, когда в автомобиле находятся дети.

Следующий блок относится к позиционированию зеркал. Данный вариант состоит из джойстика позиционирования вверх-вниз, влево-вправо, двух кнопок выбора регулировки зеркал со стороны водителя или со стороны пассажира, кнопки выбора позиционирования потолочного зеркала и кнопки включения подогрева зеркал. Последняя клавиша предназначена для включения местного освещения.

Читайте также:  Болгария из екатеринбурга на автомобиле

Модуль дверей является интеллектуальным устройством, следовательно, предоставляется возможность автоматического исполнения тех или иных функций, а также и индивидуального программирования. Глубина функциональных возможностей зависит как раз оттого, на каком этапе интегрирована интеллектуальная дверь в автомобиль, а также от класса автомобиля и варианта комплектации.

На первом этапе в дополнение к функции ручного включения обогрева зеркал можно ввести и функцию автоматического обогрева — достаточно в модуль дверей интегрировать соответствующие датчики.

В развитие этого возможна и автоматизация процессов очистки зеркал от грязи и парковки зеркал.

Приятной для владельцев автомобилей будет и реализация режима автоматического паркинга:

Второй этап — реализация локальной сети — имеет своей целью избавление от многочисленных межмодульных связей.

CAN-сеть блока управления

Именно на данном этапе делается первый шаг к замене многометровой паутины проводов, связывающих различные узлы, компьютерной сетью. При полной сетевой конфигурации можно реализовать функцию автоматического блокирования замков дверей. Для этого блоку управления двери достаточно запросить по компьютерной сети информацию с датчика скорости. При получении данных о скорости движения автомобиля микрокомпьютер сам примет решение о блокировке дверей, избавляя водителя от дополнительных манипуляций.

Опция индивидуального программирования некоторых режимов тоже представляет интерес. Если вы постоянно возите в автомобиле своих детей в школу, то по рассеянности что-то можно и не включить. Да и невозможно все помнить. А компьютерная система придет на помощь. Зная, что утром примерно в одно и тоже время вы совершаете поездку, компьютеру можно дать задание, чтобы он при достижении определенного времени автоматически поднимал стекла выбранных дверей и блокировал их, а при начале движения блокировал и замки дверей.

Полная конфигурация дает еще один достаточно важный положительный аспект. Это защита автомобиля от несанкционированного доступа. Как таковой отдельной «коробочки» противоугонной системы уже нет. Здесь буквально все блоки управления автомобиля в той или иной мере принимают участие в реализации охранных функций. Они сами принимают решение, какой алгоритм охраны на данный момент времени задействовать и какие модули должны в этом участвовать. И это очень важно.

Простое сравнение — стандартная модель охранной системы с известным общим алгоритмом и интеллектуальная распределенная система с неизвестным алгоритмом. Разница очевидна.

Надежность и самодиагностика блока управления двери.

Разумеется, при проектировании интеллектуальных блоков управления необходимо использовать новейшую элементную базу. Так, сравнительно ненадежные электромеханические коммутаторы должны быть забыты. От них только проблемы — и с поиском неисправностей, и с электромагнитной совместимостью, и с габаритами и т.д. Применение новых интеллектуальных электронных ключей позволит избавиться от тех неудобств, которые дают реле. А встроенная система защиты и диагностики как коммутируемой нагрузки,так и самого ключа еще и избавит от таких устройств, как блоки реле и предохранителей.

Ну и диагностика. Такой блок управления сам будет в процессе работы отслеживать исправность своих узлов. А при необходимости и принимать решения по устранению тех или иных возникающих неисправностей. И что важно, обо всех неполадках немедленно будет сообщено водителю.

Варианты доставки предупреждающих сообщений могут широко варьироваться. Это локальная световая индикация, текстовая или графическая информация на экране дисплея, звуковая информация, в том числе и синтезированная. Все зависит от класса автомобиля и его комплектации.

Конечно, такая гибкость в функциональном наполнении и конфигурировании возможна лишь при условии применения микропроцессорной техники. Именно это дает возможность воплощать множество интересных идей.

Так как автомобили выпускаются в разных классовых категориях, да к тому же еще и в различных вариантах комплектации, выпуск многочисленных вариантов блоков управления будет совершенно не оправдан. Да это и ненужно. Достаточно разработать единый базовый вариант модуля. А варианты комплектации лишь потребуют установки тех или иных исполнительных элементов или простого подключения необходимых датчиков. И то не всегда: если такой датчик уже установлен в системе, то другой модуль автоматически обнаружит его в сети и согласно своему алгоритму будет по необходимости запрашивать у него информацию.

Кстати, такой подход значительно облегчает проектирование и программного обеспечения. Коль скоро значительные материальные и временные затраты сейчас перераспределены в область проектирования именно программных продуктов, то качество и быстрота создания программного обеспечения при серьезной конкурентной борьбе — это залог успеха.

Используя технологию объектно-ориентированного программирования, можно создавать программные продукты с возможностью их дальнейшей модернизации. Смысл состоит в том, что создается базовый программный модуль, выполняющий некий «стандартный» набор функций. Применяя принцип наследования, совершенно безболезненно и ни в коем случае не затрагивая базовые программы, можно дополнительно вносить усовершенствования алгоритмов, а также добавлять новые программы. Следовательно, с появлением новых модулей отпадет какая бы то ни было необходимость разрабатывать с нуля новое программное обеспечение. Более разумно унаследовать от прежних версий все самое лучшее и, главное, отработанное. Плюс добавление новых программ. Это уменьшит количество ошибок и сократит время на разработку.

Читайте также:  Выездная диагностика автомобиля челны

Еще одно преимущество состоит в интеллекте. Приведем пример. При установке нового блока управления в сеть автомобиля блок управления сам опросит всю систему и оптимально настроится на работу. Если же выяснится, что для полного функционирования не хватает информации от каких-то устройств в силу их отсутствия, модуль, во-первых, сообщит об этом, во-вторых, постарается максимально настроиться и без них.

Рассмотрим пример архитектуры интеллектуального блока управления дверей.

Схема блока довольно проста и состоит из таких основных узлов:

Микрокомпьютер, сетевой интерфейс и блок питания представляет собой базовый вариант. Все остальное относится к управлению потребителями и варьируется в зависимости от класса автомобиля.

В качестве микрокомпьютера здесь наиболее предпочтительно применение однокристальной машины, в которой интегрированы помимо центрального процессора также системная память, память программ и множество необходимых периферийных устройств управления потребителями и обработки поступающей информации.

Сетевой интерфейс — устройство, при помощи которого блок управления связывается с другими модулями и обменивается текущей информацией. В нашем примере интерфейс работает в стандарте CAN. Здесь следует подчеркнуть, что на сегодняшний день ряд моделей микрокомпьютеров интегрировал в себя этот интерфейс, внешним остается лишь устройство согласования с линией связи.+12 В

Назначение блока питания — это выработка необходимых напряжений для питания электроники модуля. Тут следует отметить, что применение новых импульсных DC/DC-конверторов наиболее предпочтительно, нежели линейных стабилизаторов. Во-первых, они обладают большим кпд и эффективностью и, конечно, имеют полный набор защитных средств:

это защита и от входных разнополярных импульсных помех (что в автомобильной технике очень актуально), и от перегрузок по току, и от перегрева кристалла.

Блок приема команд предназначен для ввода информации, поступающей от локальных кнопок. Таковыми являются встроенные пульты в дверях со стороны водителя и пассажиров.

Узел приема информации с датчиков предназначен для локального подключения всевозможных датчиков, например датчика температуры внешнего зеркала заднего вида.

Следующий блок относится непосредственно к управлению исполнительными механизмами, отвечающими за работу, например, стеклоподъемников, замка, за позиционирование, подогрев и парковку зеркал, включение местного освещения.

Приведенный перечень устройств, конечно, не является окончательным. Эта группа может широко варьироваться в зависимости от класса и варианта комплектации автомобиля. Здесь, наверное, можно отметить только то, что гибкость в конфигурировании возможна исключительно благодаря применению новой элементной базы.

В управлении исполнительными механизмами используются монолитные силовые микросхемы без дополнительной обвязки. Они непосредственно стыкуются с выводами процессора, и непосредственно к ним подключается нагрузка. Помимо управления нагрузкой эти микросхемы имеют встроенную диагностику и элементы защиты силовых цепей от различного рода перегрузок по току, от короткого замыкания, перегрева кристалла и т.д.

Непосредственно коммутацию нагрузки осуществляет электронный ключ. Он, в отличие от электромеханического реле, лишен таких «прелестей», как, например, дребезжание контактов, являющееся источником импульсных помех. Это значительно снижает общий фон электромагнитных помех. В итоге радио будет работать лучше, да и здоровью «лишнее» электромагнитное излучение ни к чему.

В качестве центральной машины применена 16-разрядная однокристальная микроЭВМ серии с16х фирмы INFINEON. Это специально разработанный кристалл для применения в автомобильной технике с набором необходимого периферийного оборудования, который включает в себя многоканальный аналого-цифровой преобразователь для съема и преобразования аналоговой информации с датчиков и других узлов. Это несколько независимых каналов широтно импульсных модуляторов для управления двигателями. Это многоканальная PCI-матрица для одновременного контроля временных интервалов в реальном масштабе времени. Это схема контроля работоспособности самого кристалла и др.

Для управления потребителями использованы специально разработанные интеллектуальные ключи. В данном варианте для управления стеклоподъемниками используется электронный ключ серии BTS 7990, замком — BTS 7750, позиционированием зеркал — TLE 6208, подогревом зеркал — BSP 762.

Схема предельно проста: микрокомпьютер и коммутаторы. Так и должно быть. Технология производства высокоинтегрированных компонентов (самих по себе достаточно сложных) позволяет делать это. Чем меньше компонентов, тем выше надежность, ниже стоимость и меньше габаритные размеры.

Конструктивно блок управления дверей выполнен в виде функционально законченного устройства.

Такая конструкция, несомненно, имеет ряд положительных качеств: установка проста, дополнительной регулировки не требуется, а ремонт сводится к элементарной замене модуля блока управления.

Допустим, возникли какие-то неполадки с блоком управления двери.

Эта технология предоставит вам два варианта решения проблемы: замена неисправного блока управления исправным только на время ремонта или насовсем. Определяющими факторами здесь будут масштабы неисправности и Ваше желание вновь посетить сервис-центр. В принципе технология поверхностного монтажа не предусматривает ремонта. Значительно дешевле простая замена.

Источник

Популярные рекомендации экспертов