Биотопливо для автомобилей в россии

Содержание
  1. Биотопливо для авто. Топливо XXI века?
  2. Биоэтанол – самое распространенное биотопливо для авто
  3. Биотопливо на практике
  4. Биобутанол
  5. Биодизель
  6. Биогаз
  7. Биотопливо: альтернатива есть
  8. «Вольво» предлагает на родине широкую гамму моделей, работающих на биоэтаноле. Несколько прежних двигателей заменил единственный 1,6-литровый турбомотор мощностью 180 л.с. Силовой агрегат прошлой волны, 2-литровый 145-сильный атмосферник, уйдет со сцены вместе с устаревшими моделями C30, S40, V50.
  9. АЛКОГОЛИКИ — НАШ ПРОФИЛЬ
  10. На рынке Бразилии, мирового лидера в использовании этанола (парк автомобилей flex-fuel превышает 14,5 млн. штук), представлено более 80 моделей разных мировых брендов. В США такие автомобили почти столь же популярны (около 10 млн. машин), что заставляет местную «большую тройку» тоже выпускать биомодификации.
  11. ВЕГЕТАРИАНСКОЕ МЕНЮ
  12. КОМАНДА «ГАЗЫ»
  13. Схема производства биометана
  14. ПЛЮС НА МИНУС ДАЕТ…
  15. НЕОБХОДИМЫЕ ДОРАБОТКИ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА БИОЭТАНОЛЕ
  16. ТИПЫ СМЕСЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭТАНОЛА
  17. Спирт просится в бак
  18. А что такое биотопливо?
  19. Из чего делают биотопливо?
  20. В чем его преимущества и недостатки?
  21. Как регулируется производство и использование биотоп­лива в нашей стране?
  22. Кто-нибудь в России производит биотоп­ливо?
  23. Ну хорошо, а можно залить биотопливо себе в бак?
  24. А России это вообще нужно?
  25. Быстрее, ниже, сильнее
  26. Спирт в бензобаке

Биотопливо для авто. Топливо XXI века?

Дата публикации: 6 октября 2020

До сих пор не утихают споры между сторонниками «зеленых», считающих биотопливо топливом будущего и учеными, имеющими более пессимистический взгляд на использование этого продукта в народном хозяйстве. Однако ряд проектов по использованию биотоплива как в энергетической, так и автомобильной отрасли, внесли свои коррективы в этом противостоянии и доказали эффективность его применения.

Биоэтанол – самое распространенное биотопливо для авто

Данный продукт представляет собой один из видов жидкого биологического топлива. По сути, данное биотопливо — это спирт, изготавливаемый из сельскохозяйственной продукции, например, из кукурузы или сахарного тростника. Эти виды растений содержат в себе крахмал и сахар, что и позволяет получить по специальной технологии топливный этанол, содержащий в своем составе метанол и сивушные масла. Данный спирт не пригоден для питья и может быть использован только в технических целях.

Основная часть производства биоэтанола в мире приходится на Бразилию, также крупными поставщиками являются страны Северной и Южной Америки. В соответствии с государственными программами таких стран, как США и Канада, по увеличению объемов производства биоэтанола, в ближайшее время ожидается их лидерство на биотопливном рынке.

Европейский союз также стремится к росту потребления возобновляемого топлива, и закон регламентирует его долю в общем объеме автомобильного топлива в размере до 6%. А в Германии, Франции, Италии и Испании ведутся работы по увеличению производительности предприятий по производству биоэтанола.

На африканском рынке превалирует ЮАР. Такие страны, как Индия и Китай целенаправленно стремятся увеличить долю такого топлива до 5%.

Биотопливо на практике

Заливать этанол в чистом виде в баки автомобилей категорически нельзя, так как он является сильнейшим растворителем и окислителем. Использование чистого биоэтанола требует переделки автомобиля с установкой деталей на двигатель из нержавеющего металла или пластика.

В настоящее время в мире уже разработаны около 40 моделей автомобилей, так называемых Flexible-Fuel Vehicle (FFV), с совмещенной конструкцией заправки, в баки которых можно заливать бензин и этанол в любом соотношении.

Так, в США, на дорогах курсирует более 6 миллионов грузовых и легковых автомобилей, для которых на заправках реализуется специальная смесь Е85, состоящая из 85% биоэтанола и 15% бензина. Присутствие бензина в составе смеси необходимо только для того, чтобы двигатель хорошо заводился в холодное время года.

Швеция в продвижении биотоплива в своей стране, пошла еще дальше, так, смесь этанола с бензином должна быть в обязательном порядке на крупных автозаправках, а авто, работающие на этом виде топлива, имеют беспрепятственный бесплатный проезд в центр Стокгольма, при этом их владельцы освобождаются от оплаты за стоянку и платят сниженный автоналог.

На Западе используют смесь Е10, состоящую из 10% биоэтанола и 90% бензина в обычных двигателях, а в Бразилии – 20%, так как считается, что такая добавка не способна повредить двигатель и топливную систему автомобиля.

В настоящее время даже самолеты, выпускаемые бразильской компанией Embraer, летают именно на смеси самолетного топлива со спиртом. Чистый бензин продавать в стране для заправки авто запрещено.

Согласно статистическим данным, даже незначительная добавка биоспирта в бензин, эффективно влияет на его сгорание, повышает его октановое число, что существенно снижает токсичность выбросов в атмосферу, также уменьшает риск воспламенения топлива при повреждении топливной системы автомобилей.

Биобутанол

Бутиловый спирт, как правило, получают из сахарного тростника и сахарной свеклы, маниоки и пшеницы, а также из целлюлозы – отходов деревообрабатывающей промышленности, щепок и опилок. Этот биотопливо имеет высокую энергетическую ценность, на 95-98% выше, чем у бензина и может использоваться как самостоятельный источник энергии, так и в смеси с бензином. Его можно добавлять и к бензину, уже смешанному с этанолом.

Преимущества биобутанола заключается в том, что он легко смешивается с бензином, причем его можно добавлять в более высоких объемах при эксплуатации авто, имеющих стандартный двигатель.

Биодизель

Для производства используются в основном, жирные масла, иногда – эфирные. Масла вырабатывают из таких культур, как рапс и соя. Считается, что наиболее перспективное направление производства биодизеля – это использование водорослей.

Биологический дизель может применяться как 100% источник тепла, так в смеси с дизельным топливом – полученным в нефтехимической промышленности. В любом случае такое биотопливо не наносит вреда окружающей среде, так как он безвреден. Обычно топливная смесь состоит из 80% солярки и 20% биодизеля. Недостатком является увеличение расхода солярки при снижении мощности двигателя, низкий срок хранения и агрессивное влияние топлива на резиновые детали, а также отложение воска при работе автосредства при низких температурах.

Биогаз

Видео-ролик о том, как делают биодизель :

Источник

Биотопливо: альтернатива есть

«Вольво» предлагает на родине широкую гамму моделей, работающих на биоэтаноле. Несколько прежних двигателей заменил единственный 1,6-литровый турбомотор мощностью 180 л.с. Силовой агрегат прошлой волны, 2-литровый 145-сильный атмосферник, уйдет со сцены вместе с устаревшими моделями C30, S40, V50.

Несмотря на отчаянные усилия конструкторов электрифицировать все, что движется, автомобилю в ближайшем будущем без традиционного двигателя не обойтись. Беда в том, что на большей части планеты его меню состоит лишь из невозобновляемых ресурсов — нефти и газа. Однако мотор не прочь питаться и разбавленным горючим. А потому нехитрый бизнес героя фильма «Джентльмены удачи» за 40 лет сделал не один шаг вперед.

Читайте также:  Гос номер автомобиля на другое лицо

АЛКОГОЛИКИ — НАШ ПРОФИЛЬ

На первом месте по популярности — добавление в бензин биоэтанола, то есть спирта из растительного сырья. Около 90% его производства приходится на Бразилию и США. Южноамериканцы гонят спирт из сахарного тростника, северные соседи — преимущественно из кукурузы. Сгодятся и другие растения с высоким содержанием крахмала или сахара, а также целлюлоза.

В некоторых странах добавление от 5 до 15% этанола установлено законодательно. Стандартному двигателю не повредит, если ему в бензин плеснут до 10% спирта. На колонки со смесями, содержащими более десятой доли этанола, обязательно наносят предупреждение об этом: старым двигателям такой рацион может не понравиться.

Бразильцы практикуют езду на биотопливе еще со времен нефтяных кризисов 70‑х годов прошлого века. Сейчас в стране нет в продаже бензина, в котором этанола менее 20% (Е20). Альтернатива этой смеси — только чистый Е100 (95–96% спирта и 4–5% воды). В Швеции и США распространена смесь Е85. Заправлять ими можно только «гибкотопливные» (flex-fuel) автомобили. Их система питания настроена под этанол — чистый или в сочетании с бензином в любой пропорции. Кроме того, октановое число спирта выше, чем у бензина, поэтому обычно требуются еще и переделки по железу, чтобы поднять степень сжатия до 12…13,5:1. Отсюда — более высокий КПД, лучшие мощностные показатели и меньшее количество выбросов. С другой стороны, теплотворная способность E85 ниже, чем у бензина, — если двигатель заправить такой смесью, он потеряет примерно четверть прежних сил.

На рынке Бразилии, мирового лидера в использовании этанола (парк автомобилей flex-fuel превышает 14,5 млн. штук), представлено более 80 моделей разных мировых брендов. В США такие автомобили почти столь же популярны (около 10 млн. машин), что заставляет местную «большую тройку» тоже выпускать биомодификации.

ВЕГЕТАРИАНСКОЕ МЕНЮ

По нестандартным рецептам готовят и дизельное топливо. Сырьем служат рапс, соя, различные масла и жиры. Такое топливо маркируют буквой В и цифрами, соответствующими доле растительных компонентов в смеси. Цетановое число топлива выше, чем у обычного: 51 против 42–45. Горючее отлично разлагается, не нанося вреда окружающей среде, и практически не содержит серы. Из значимых недостатков — недолгий срок хранения.

Биодобавки к дизельному топливу пока не получили такого широкого распространения, как биоэтанол. Тем не менее его производят во многих странах. Есть страны, где пятипроцентное содержание «био» узаконено и не требует упоминания при продаже.

КОМАНДА «ГАЗЫ»

Схема производства биометана (все схемы и таблицы открываются в полный размер по клику мышки):

Схема производства биометана

Биомасса служит и для получения другого автомобильного газа — водорода. Его выделяют, нагревая сырье до высоких температур без доступа кислорода или опять-таки призывают на работу бактерии. В ход идет все — от древесины до водорослей. Впрочем, этот газ пока не особенно актуален для рядовых потребителей. В перспективе его хотят использовать как горючее в топливных элементах, которые появятся в серийном производстве (по самым оптимистичным прогнозам концерна «Даймлер») не раньше чем через пять-семь лет. И еще через столько же — адекватные доходам цифры на ценнике.

ПЛЮС НА МИНУС ДАЕТ…

Все перечисленные альтернативы традиционному нефтяному топливу, увы, не лишены недостатков. Например, у наиболее распространенного биоэтанола — затрудненный пуск в зимнее время. Чтобы побороть недуг, автомобили, работающие на смесях Е85 и Е100, дополнительно оснащают подогревателем двигателя или небольшим баком с чистым бензином для холодного пуска. В Швеции предлагают зимний (по аналогии с дизтопливом) состав смеси — в холодное время содержание этанола снижают с 85 до 75%.

НЕОБХОДИМЫЕ ДОРАБОТКИ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА БИОЭТАНОЛЕ

Существует и сугубо российская проблема. По давней традиции наше государство считает спирт веществом антисоциальным и оберегает от него граждан налогами и ограничениями. При таком раскладе стоимость спиртового горючего едва ли будет привлекательнее, чем привычного бензина. И разрешат ли продавать этанол круглосуточно.

Есть и препятствия глобального масштаба. Одно из них — отсутствие единых стандартов и требований к биотопливу. Где гарантии, что, например, колесящему по Германии многотопливному «Опелю» понравится биобензин в соседней Франции, изготовленный из другого сырья? Поэтому современные модели, работающие на биотопливе, обычно не брезгуют бензином или дизтопливом.

ТИПЫ СМЕСЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭТАНОЛА

Любимый аргумент инициаторов активного распространения биотоплива — независимость от невозобновляемых природных ресурсов. Сразу возникает несколько «но». Во-первых, страны-экспортеры нефти и газа приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому. Для них расстаться с основной (иногда единственной) статьей доходов — катастрофа. Во-вторых, чтобы производить в больших объемах биоэтанол или биодизель, понадобятся огромные участки плодородной земли для выращивания сырья. Можно, конечно, потеснить на полях картошку или пшеницу, — но кто даст гарантию, что доселе благополучные страны не окажутся на пороге продовольственного кризиса?

Пока запасы нефти и газа достаточны, а цены на их добычу и переработку не поднялись на запредельную высоту, биотопливу суждено оставаться лишь добавкой, а не весомой альтернативой основным источникам энергии. Хотя стартовая площадка для взлета неплохая: технологии отработаны, производство совершенствуется с каждым днем. Да и получаемые киловатты обходятся сравнительно дешево. А потому биотопливо — пожалуй, один из наиболее серьезных конкурентов углеводородному горючему. Как подтверждение — миллионы серийных автомобилей, работающих или готовых работать на топливе с приставкой «био». А что до остальных трудностей, сдерживающих развитие этой отрасли, то они вполне разрешимы.

Источник

Спирт просится в бак

В России в декабре 2019 года вступил в силу закон, разрешающий производство и использование биоэтанола. Биотопливо легализовано! Однако заправить им свое авто у вас вряд ли получится. Почему за границей залить биоэтанол в машину можно на обычной АЗС, а у нас нет? Да и нужно ли нам это? Разбираемся с экспертами «ALL Химии».

Читайте также:  Бланк приемки автомобиля в ремонт бланк скачать бесплатно

А что такое биотопливо?

В широком смысле это топливо из растительного или животного сырья, органических промышленных отходов и даже из продуктов жизнедеятельности организмов. Различают три вида биотоплива: твердое, жидкое и газообразное. Первое используется в основном для отопления: брикеты, гранулы, дрова. Газообразное получают в результате брожения веществ растительного или животного происхождения. Для двигателей внутреннего сгорания подходит жидкое биотопливо. Это, например, биоэтанол (этиловый спирт) и биодизель (состоит из смеси эфиров жирных кислот).

Различают три вида биотоплива:
Твердое, жидкое и газообразное

Из чего делают биотопливо?


Топливные брикеты из лузги подсолнечника

В чем его преимущества и недостатки?

Дискуссии о биотопливе развернулись еще в 80-х годах прошлого века. Тогда же начались разговоры об угрозе нехватки нефти в ближайшем будущем. На словах эра углеводородов подошла к финалу, на деле цены на нефть снижаются, и речь сегодня скорее о ее переизбытке, чем о дефиците. Другой вопрос – экология. Ради программ устойчивого развития компании и государства сегодня меняют экономику, производство и общественные устои. Правда, скептически настроенные эксперты говорят, что биотопливо – это не про экологию, а про способ поддержать фермеров и не допустить перепроизводства в аграрной индустрии. А экономисты предупреждают о росте цен на продукты в связи с распространением биотоплива.

У сторонников же топ­лива будущего железные аргументы: экологичность и возобновляемость сырья. Биоэтанол в бензине снижает токсичность выхлопа, а сырье можно выращивать ежегодно, не опасаясь, что ресурс истощится. Андрей Смирнов, кандидат химических наук, научный сотрудник Института катализа Сибирского отделения РАН, объясняет, что использование топливных компонентов на основе растительного сырья снижает образование вредных оксидов серы и азота, а высокое содержание кислорода в такого рода топливе и добавках способствует более глубокому дожиганию угарного газа и углеводородов. Такой подход позволяет существенно снизить количество вредных выбросов в атмосферу.

Владимир Арутюнов,
доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией Федерального исследовательского центра химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, профессор кафедры газохимии РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина:

Биоэтанол – это этиловый спирт, произведенный из сырья растительного происхождения, содержащий не более 1% воды

«Безусловно, перерабатывать биосырье и биоотходы в топливо там, где это экономически выгодно, необходимо, но это локальная энергетика малых мощностей. И решаться эти вопросы должны на локальном уровне местными властями, но никак не становиться «трендом отечественной энергетики». В климатических условиях России массовое производство биотоплива не из отходов, а из специально производимых сельхозпродуктов бессмысленно. Что касается экологической чистоты, то за исключением больших городов использование даже «Евро-5» на огромных просторах нашей страны – явное излишество и расточительство. В тех же США на территории большинства малонаселенных штатов сохраняются требования к автомобильному топливу на уровне не выше «Евро-3». Очень хочется надеяться, что усердие в следовании мировым трендам все-таки не сможет победить разум и отечественные автолюбители и в последующем будут использовать преимущественно традиционное углеводородное топливо».

Как регулируется производство
и использование биотоп­лива в нашей стране?

Единого закона, который бы рег­ламентировал производство сырья для биоэнергетики, в РФ пока нет, а отдельные положения регулируются разными законами. В 2014 году Минсельхоз разрабатывал проект такого документа, но принят он пока не был. Тем не менее 5 декабря 2018 года был подписал закон о регулировании производства и оборота биоэтанола, который используется в качестве добавки к бензину. В документе появилось понятие биоэтанола: это этиловый спирт, произведенный из сырья растительного происхождения, содержащий не более 1% воды. Закон вступил в силу через год, и это уже хорошо, ведь до декабря 2019 года биоэтанол приравнивался к алкоголю со всеми вытекающими из этого последствиями (налоги, спецрегулирование, лицензирование и так далее). То есть правовой барьер на пути биотоплива снят. Правда, предприятиям, производящим топливный био­этанол, запрещено выпускать этиловый спирт. Утверждены порядок лицензирования, требования к производству, хранению и поставкам биоэтанола. В общем, запустить производство топлива будущего пока в нашей стране хлопотно.


Машина Saab 9-5 Aero BioPower, которая работает на стандартном бензине или биоэтаноле E85

Алексей Аблаев,
президент Российской биотопливной ассоциации:

«Никаких льгот для производства биоэтанола, как это сделано в Европе и США, у нас нет, требований по проценту использования возобновляемого топлива тоже нет. Производители находятся в обычных рыночных условиях. Изменение законодательства подстегнуло интерес к отрасли, но рентабельность заводов невысокая. Ждем пионеров, которые убедят инвесторов, что биотопливо – это выгодный бизнес. Будет расти экономика, будут востребованы и новые заводы. Основной драйвер биотоп­лива во всем мире – перепроизводство сельхозпродукции, ведь разорившиеся фермеры – угроза для государства. В Европе и США власть заставляет поставщиков бензина использовать биоресурсы. Это, по сути, перераспределение доходов между отраслями. Для биоэтанола очень важна экономика масштаба, а биодизель может быть рентабельным в небольших объемах. Потребители же потенциально готовы заправлять автомобиль более экологичным топливом, но они не будут этого требовать и тем более за это переплачивать. Для нефтяников биоэтанол, по сути, еще один возможный компонент бензина, ведь они уже используют кислородосодержащие присадки».

Кто-нибудь в России производит биотоп­ливо?

В России пока нет единой госпрограммы развития этого сектора, хотя на уровне регионов подобные попытки появляются. В Иркутской области выпус­кают рыжиковое масло, а в Томской области – масло из рапса. Оба продукта можно использовать как биодизель. В Татарстане агрофирмам рекомендовано увеличивать посевы рапса и заправлять сельхозтехнику рапсовым маслом. В Амурской области объявили о строительстве завода по производству биодизеля из мусорных отходов. Московская компания предложила построить заводы по производству биотоплива в Воронежской и Курской областях. В Саратовской области подписано соглашение о создании нового предприятия, перерабатывающего зерновые в биоэтанол. По итогам 2019 года в Башкирии пятую часть экспортных поставок сельхозпродукции составили спирты и семена масличных культур – российское сырье для биотоплива активно закупается в Европе. Действующий завод «Миранда», занимающийся производством биотоплива из низкосортных зерновых культур, отходов пищевой промышленности и других продуктов, находится в Северной Осетии. Предприятие ведет переговоры со странами, заинтересованными в покупке биоэтанола, однако в России оно пока не востребовано.


Заправка с биоэтанолом

Ну хорошо, а можно залить биотопливо себе в бак?

Большинство специалистов считают, что при минимальном добавлении спирта в бензин обновлять заправки и адаптировать автомобили не придется, а 10% этанола потянет практически любая модель авто. А вот если концентрация спирта будет выше, последствия могут быть необратимыми. Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов считает, что поскольку все автомобили, которые продаются на нашем рынке, за редким исключением по нормативам используют бензин, то применение любых других вариантов может обернуться снятием с гарантии и дополнительными сервисными работами. «Внедрение биотоплива подразумевает целую цепочку изменений, в первую очередь сертификацию и разрешение от автопроизводителей, – говорит Валерий Солдунов. – Кроме того, добавление спирта в бензин связано с повышением октанового числа. Но что произойдет со спиртом, если заправленный автомобиль оставить в гараже на полгода? Спирт испарится, и вы получите полный бак топлива на порядок хуже».

Читайте также:  Где отучиться на электрика по автомобилям

А России это вообще нужно?

Вопрос о массовом применении биотоплива в России лежит больше в плоскости экономики, чем экологии. Ведь нефть и газ – это по-прежнему основные энергоресурсы для транспорта. Производство биоэтанола до недавнего времени блокировалось акцизами на этиловый спирт. Получение производителями био­этанола особого статуса и выведение их продукта за рамки акцизов на пищевой спирт внушает надеж­ду, но не дает всех ответов. Дискуссия о целесообразности нового вида топлива по-прежнему разворачивается острая. Кто-то ссылается на преждевременность развития данного направления в России, кто-то уверен, что переход к возобновляемым источникам энергии неизбежен и нужно постараться, что называется, не пропустить момент. Скептики и оптимисты выдвигают рациональные аргументы, и в этом споре рано или поздно родится истина.


Завод по производству этанола из кукурузы. Штат Висконсин, США

Валерий Солдунов,
председатель Всероссийского общества автомобилистов:

«Биотопливо должно быть не только произведено, но и доставлено потребителю. Очень сомневаюсь, что на АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний (а это основная часть рынка) в ближайшее время появится топливо с биоэтанолом. Возникает вопрос и о выращивании необходимого объема сырья в России, где 80% территории попадает в зону рискованного земледелия. Переход даже на природный газ у нас осуществляется с большим трудом, хотя половина Европы ездит на газе уже 50 лет. Кроме этого, стоит иметь в виду, что любой прогресс в автомобильной отрасли должен приводить к упрощению или удешевлению эксплуатации. Есть все основания полагать, что биотопливо тоже сократит расходы. Меньше нужно будет потратить на всевозможные катализаторы, очистители и фильтры. Любой экологический проект потребители всегда поддержат, если это будет выгодно с экономической точки зрения».

Быстрее, ниже, сильнее

Вторую строчку в топ-10 самых перспективных открытий 2019 года по версии Роспатента заняла разработка катализатора (химического вещества, ускоряющего реакцию, но не расходующегося в процессе реакции) для переработки растительного сырья в топ­ливо. Новый запатентованный катализатор, созданный специалистами Института катализа Сибирского отделения РАН, имеет ряд преимуществ по сравнению с существующими аналогами. Технология предполагает одну фазу получения биодизеля, тогда как подавляющее большинство других основано на двух, что повышает стоимость процесса. На снижение издержек влияет и замена в качестве активных компонентов платины и палладия на более дешевые молибден, никель и кобальт. Кроме этого, полученные при помощи нового катализатора компоненты топлива имеют повышенные низкотемпературные свойства, что позволяет применять их зимой, а также в регионах с холодным климатом, при температуре до –40 °С. Все эти качества высоко оценили эксперты Рос­патента, составляя рейтинг лучших отечественных разработок.

Источник

Спирт в бензобаке

Неудивительно, что первым практически используемым в качестве биотоплива веществом стал обычный этиловый спирт, поскольку получение этанола из растительного, прежде всего пищевого, сырья (зерна, картофеля, сахарной свеклы и т.д.) было налажено еще несколько столетий назад. Правда, для совершенно иной цели. Но резкое удорожание нефти продемонстрировало выгодность использования этанола в качестве топлива для автомобильных двигателей внутреннего сгорания, особенно в странах с дешевым сырьем для микробиологического синтеза спирта. Первой такой страной стала Бразилия, в которой подавляющее количество автомобильного топлива обычно представляет собой смесь 80 процентов биоэтанола из сахарного тростника и 20 процентов бензина. Бразилия производит сейчас около 20 миллиардов литров биоэтанола, примерно столько же спирта (из кукурузы) поступает на рынок США.

Другим спиртом, который можно использовать в качестве возобновляемого биотоплива, является бутиловый спирт, который можно микробиологически получать из сахарного тростника, пшеницы, кукурузы, корнеплодов и даже из отходов лесопереработки. Александр Гехман приветствует этот подход.

При этом эксперт замечает, что “существует и ряд нерешенных технологических проблем, прежде всего из-за невозобновляемости микроорганизмов, используемых для производства биобутанола. Хотя если новым биотопливом удастся заместить хотя бы 5 процентов обычного бензина, это уже можно считать перспективным”.

Так, в работе с участием декана химфака МГУ академика Валерия Лунина была разработана и запатентована биотехнология получения биодизеля на основе липидов мицелиальных грибов, например, гриба Cunnihghamella japonica, образующего до 50 процентов липидов, близких по составу к маслу рапса. Валерий Лунин подчеркивает, что “по сравнению с растительными маслами липиды грибов имеют ряд существенных преимуществ, а именно высокая скорость роста грибов, независимость выхода продукта от сезонных и климатических условий, отсутствие потребности в посевных площадях, возможность создания безотходных технологий”.

Производство биотоплива, несомненно, имеет множество положительных моментов. Однако, как говорит завлаб Института химической физики РАН доктор химических наук Владимир Арутюнов: “Довольно простые оценки, которые еще 40 лет назад сделал Петр Капица, показывают невозможность обеспечить за счет возобновляемых источников энергии уровень энергопотребления развитых стран для всего населения Земли. Следует указать и на этическую сторону вопроса получения биотоплива. Более 2 миллиардов людей в мире испытывают серьезный недостаток продуктов питания. Из-за роста потребности в этаноле и соответствующего роста цен на зерно растут цены и на свинину, говядину, мясо птицы, молоко и т.д. А в России мы еще и не в состоянии полностью обеспечить свои потребности в продовольствии. И вообще, когда схлынет ажиотажный бум, место биотоплива в мировой энергетике не превысит нескольких процентов в мировом энергобалансе”.

Источник

Популярные рекомендации экспертов