Безопасные методы работы при ремонте автомобиля

Некоторые вопросы безопасности при ремонте собственного автомобиля

Транспортные средства могут представлять повышенную опасность не только во время эксплуатации, но и при ремонте. Требования безопасности предъявляют к каждому автомобилисту без условия наличия у него навыков устранения неисправностей машины. Конечно, устройство современного автомобиля довольно сложное. Соответственно, повышено требование к знаниям «ездока».

В нем есть узлы и детали, которые предъявляют особые требования к квалификации специалиста при обращении с собой. При этом большинство составных частей могут быть отремонтированы или заменены собственными силами.

К сожалению, зачастую во время этих мероприятий люди по незнанию или в результате собственной беспечности нарушают элементарные требования защиты своего здоровья. Это приводит к его нарушениям разной степени тяжести.

Все эти состояния могут вызывать чувство легкого недомогания, тяжелые страдания, а порой приводить к смерти человека. Поэтому необходимо знать и соблюдать меры предосторожности во время ремонта автомобиля.

Помещение

Если починка автомобиля проводится в замкнутом пространстве, то необходима его достаточная вентиляция. Иногда нужен запуск двигателя. В результате выделяется угарный газ. Он должен выводиться наружу принудительным способом вентилирования. Все место должно быть чистым. Без луж воды, бензина или смазочных веществ.

Имеются требования к температуре среды внутри помещения. Она должна быть комфортной. В натопленных гаражах существенно увеличивается вероятность отравления летучими ядами и быстрая потеря сознания. Холод может сильно исказить показатели некоторых измерительных приборов.

Помещение в целях безопасности работ должно быть достаточно освещено. Желательно использовать источники, близкие по характеристикам к дневному свету. При хорошем освещении видны самые мелкие детали, но глаза мастера не подвергаются ослеплению излишней яркостью. Лучше, если установлены несколько осветительных приборов с возможностью изменения направления лучей.

Обязательно наличие стеллажей, где можно удобно и аккуратно разместить инструменты и запасные детали. Обязательно наличие короба с песком и огнетушителя с функцией пенообразования. Можно дополнить противопожарный инвентарь куском чистого брезента, достаточного для укрытия тела человека.

Очень важно наличие в гараже емкости с чистой водой для промывки ран или смыва агрессивных жидкостей с кожи. Для манипуляций при первой помощи должна быть на видном месте расположена медицинская аптечка. Лучше, если это будет отдельный навесной шкафчик с постоянно обновляемым содержимым.

Средства защиты работников

Приступать к ремонту автомобиля в одежде для повседневной носки не рекомендуется. Есть определенные требования к экипировке автослесаря. Комплект должен представлять собой предметы одежды, прилегающие к телу, но дающие ему хорошую свободу действий. Это увеличит безопасность работ.

Отвисших излишков ткани, болтающихся свободно концов лямок или шнуров быть не должно. Их может легко намотать на какой-нибудь вращающийся элемент. Но и облегания добиваться не стоит. Должна сохраняться возможность быстрого скидывания с тела внезапно загоревшегося элемента костюма.

При ремонте автомобиля осуществляется контакт кожных покровов с металлом и опасными в химическом отношении жидкостями. Поэтому работать следует в специальных перчатках из плотной ткани, а в некоторых случаях из резины. Например, при изготовлении электролита, где подразумевается контакт с кислотой.

Для многих видов требования безопасности предполагают защиту глаз специальными очками, органов дыхания респиратором, а барабанных перепонок берушами. Иногда для защиты тела надевают прорезиненный фартук.

Техническое обеспечение работ

Желательно иметь в помещении небольшую лебедку для демонтажа тяжелых агрегатов. Обязательно наличие набора необходимых инструментов. Хорошо, если у них рукоятки покрыты резиной. Это не дает им скользить в руке, следовательно, работать проще и легче. Их функциональные поверхности не должны быть изношены.

Электроинструмент надо использовать исправный. Для безопасности его провода необходимо располагать на подвесах так, чтобы они не касались поверхности пола. Обязателен стол с установленными на нем тисками. И несколько небольших столиков на колесиках, куда будет удобно складывать детали и инструменты.

Удобный лежак, используемый автолюбителем при ремонте автомобиля, тоже имеет смысл оборудовать небольшими колесиками. Так намного удобнее попадать под автомобиль и выбираться из-под него. Комплектация гаража другими видами оборудования зависит от частоты ремонтных работ автомобиля и профессионализма самого хозяина.

Все мелкие детали нужно разложить по жестяным банкам и хранить на стеллаже. Всегда пригодится запас ветоши в отдельном ящике. А вот то, что некоторые автовладельцы буквально начиняют свои гаражи сосудами с воспламеняющимися жидкостями, не зная меры, грозит катастрофическими последствиями.

Сгорит техника не только виновника, который не соблюдал требования пожарных служб, но и соседей. Ведь зачастую ремонт автомобиля производится в одном из боксов гаражного кооператива. Хотя это противоречит правилам.

Безопасность самого процесса

Ремонтные работы проводятся только обездвиженного транспортного средства. Для этого надо зафиксировать его ручным тормозом и включить минимальную передачу. Колеса с обеих сторон надежно подпереть чурками или специальными ограничителями движения. В пути на обочине для этого использовать камни, а под домкрат для устойчивости на почве подложить дощечки.

Читайте также:  Болгария цены на автомобили бургас

Если планируется нахождение человека под днищем машины, то под приподнятый край подкладывают одно на другое два колеса. Лучше при подобном ремонте использовать эстакаду. Но при въезде на нее необходима посторонняя помощь, чтобы контролировать движение автомобиля по полозьям. Иногда машины падают.

Многие виды ремонта могут осуществляться без участия электрической системы машины. В этом случае аккумулятор безопаснее снять до устранения поломки. Перед планируемой заменой масла надо дать время ему остыть. Не стоит полагаться на температуру пробки. Она гораздо холоднее масла, от которого можно получить тяжелые ожоги.

Слив любой отработавшей свой срок жидкости требует предельной осторожности и внимания. Ведь помимо того, что многие из них изначально являются опасными, после срока службы они накапливают в себе много вредных веществ и становятся сущим ядом. Поэтому пролитые составы требуют немедленного удаления.

Требования при ремонте узлов автомобиля, содержащих какую-либо жидкость, гласят о том, что она перед демонтажем должна быть слита полностью. Только после этого можно снимать агрегат и нести его на стол для починки. Отработанные составы утилизируются незамедлительно по установленным правилам.

Хранению не подлежат даже на непродолжительный срок. В процессе ремонта автомобиля нельзя разбрасывать инструменты на порогах, корпусе или внутри него. Для них предназначено место на передвижном столике.

Все эти нехитрые требования помогут новичку и знатоку сохранить не только свое здоровье, но и безопасность окружающих.

Источник

Общая техника безопасности при ремонте автомобиля

Для того, чтобы начать работы над автомобилем нужно соблюдать технику безопасности при ремонте. Для начала одеть рабочую форму. Все должно быть закрыто: рукава застегнуты, на ногах ботинки, головной убор на голове. Форма должна храниться в специальном шкафу. Нельзя выходить в ней в общественные места.

Перед тем как начинать работу под автомобилем, нужно поставить на видное место табличку: «Работают люди, двигатель не запускать», под колеса автомобиля установить упоры, а сам автомобиль поставить на низшую передачу. Проверить не вытекает ли масло, топливо и другие жидкости.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

Категорически запрещается работать с поднятым кузовом без установленных упоров, предохраняющих случайное упущения кузова.

Во время работы класть инструменты на автомобиль запрещается, поскольку их можно случайно задеть и они упадут на работающего. Проводя работы под машиной не пользоваться открытым огнем.

Шиномонтажные работы и также проверку тормозной системы проводить в специально отведенных для этого местах. Накачивать шину нужно в охороже, которая защищает от ранений при срыве замочного кольца.

Пролитые горюче-смазочные материалы нужно как можно быстрее собрать, а в случае пожара засыпать песком, а потом убрать.

Место, где работает автослесарь должно быть хорошо освещено, но свет надо расположить так, чтобы он не ослеплял его.

Когда проводится сборка или разборка узлов следует использовать специальные ключи и съемники. Если гайка тяжело откручивается, то нужно ее смочить керосином, а потом откручивать.

Не менее важными при соблюдении техники безопасности являются правила пожарной безопасности. Все обтирочные материалы необходимо складывать в металлический ящик, а потом выносить в специально отведенные для мусора места.

Помещение должно иметь общую вентиляцию.

Пожарная безопасность

Во всех помещениях, где ведутся работы с автомобилем должны быть огнетушители согласно установленных норм. Должны быть пожарные щиты, также ящики с сухим песком, где у каждого ящика должна находиться лопата. Если возник пожар, нужно позвонить 101 и начинать тушение.

Это общая техника безопасности при ремонте машины. Очень важно соблюдать технику безопасности при ремонте автомобиля, поскольку неосторожное либо неправильное выполнение работы может привести к серьезным последствиям.

Источник

Безопасные методы работы при ремонте автомобиля

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
— электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

Читайте также:  Багажник на рейлинги автомобиля ниссан террано 2015

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Источник

Охрана труда

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Читайте также:  Все про подвеску автомобиля

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Источник

Популярные рекомендации экспертов