Белик неправомерное завладение автомобилем

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и профилактики (Предупреждения) Белик Юлия Святославовна

Содержание к диссертации

Глава 1. Историко-правовая и сравнительная характеристика норм о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 14

1. Эволюция уголовно-правовых норм об угоне и неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в советский и постсоветский периоды 14

2. Сравнительная характеристика; норм об угоне транспортных средств: в российском и зарубежном законодательстве 25

Глава 2. Уголовно-правовая: характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 32

1. Объект и предмет неправомерного завладения* автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 32′

2. Объективная сторона неправомерного завладения5 автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. 46

3. Субъективные признаки1 неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 63

4. Квалифицированные виды угона автомобиля или иных транспортных средств без цели хищениям 75

5. Отграничение неправомерного* завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения от смежных составов преступлений 95

Глава 3. Предупреждение угонов автомобилей или иных транспортных средств без цели хищения 106′

1. Причины и условия, способствующие совершению неправомерного завладения; автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 106

Практическая необходимость исследования состава угона транспортных средств без цели хищения обусловлена проблемами квалификации действий лиц, совершающих эти преступления. Отсутствуют единство мненийі по поводу сущности «неправомерного завладения 5 транспортным средством», момента окончания преступления, содержания предмета угона; отграничения* неправомерного завладения от иных смежных составов преступлений: хищений, самоуправства, хулиганства и др.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 16 декабря.

Совершенствование конструкции состава ст. 166 УК РФ, повышение уровня профилактических мероприятий среди: населения и юридических лиц позволит усилить борьбу с этим видом преступлений.

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование совокупности теоретических положений в сфере уголовного права и криминологии, направленных на совершенствование действующей уголовно-правовой нормы о- неправомерном завладении: автомобилем или иным транспортным средством: без цели хищения, рассмотрение особенностей квалификации таких противоправных деяний; изучение причин и условий, способствующих их совершению и подготовка на этой основе рекомендаций: по предупреждению преступлений против собственности.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

теоретическое обоснование объекта, преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ;

рассмотрение сущности предмета анализируемого противоправного деяния;

изучение признаков состава преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ;
толкование квалифицирующих признаков неправомерного завладения

автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;

выработка практических рекомендаций по особенностям квалификации такого рода противоправных деяний, отграничения их от смежных составов преступлений;

криминологическая характеристика неправомерных завладений автомобилем или, иным транспортным ! Гражданский- кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, другие федеральные законы, решения высших судебных инстанций СССР; РСФСР и РФ, а также зарубежное законодательство; (США, Франции, Болгарии, Польши и др.).

Методологической основой исследования* явились общенаучные и частнонаучные методы познания явлений и процессов: социально-правовой действительности. В работе над диссертацией автор применял логический,

8 исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический методы анализа правовых и социальных явлений.

Теоретическая часть исследования основывается на достижениях науки уголовного права, криминологии, гражданского права по вопросу охраны отношений собственности.

Эмпирическую основу диссертации образуют:

опубликованная практика Верховного Суда СССР, РСФСР и РФ по делам об угоне автомобиля или иного транспортного средства без цели хищения;

статистические данные о количественной и * качественной стороне преступлений, связанных с неправомерным? завладением’ автомобилем; или иным транспортным средством без цели хищения в Свердловской области за 1997-2003 годы;

результаты анализа 198* уголовных дел, возбуждённых в городах: Екатеринбург, Реж и Курган в период с 1997-2003 гг.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется комплексным-подходом к исследованию юридических признаков неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищенияі в совокупности с криминологическими особенностями предупреждения этих преступлений.

Соискатель выявил: тенденции и закономерности судебно-следственной практики в борьбе с угонами транспортных средств. В новом аспекте рассматриваются, профилактические мероприятия по предупреждению такого рода преступлений.

Научная новизна выражается также в основных положениях, выносимых на защиту:

1..Предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, являются: граэюданские и военные, передвигающиеся по дорогам; по бездорожью или по воде транспортные средства и животные, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, подпадающие под понятия «автомобиль», «иное транспортное средство» и «верховое или вьючное животное».

Читайте также:  Где выгоднее застраховать автомобиль по осаго в москве

Под автомобилем понимается транспортная безрельсовая машина на колёсном или полугусеничном ходу, приводимая в движение собственным двигателем.

Автомобилями являются: автобусы, легковые, грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.), гоночные, специализированные автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки определённого рода грузов (лесовоз, цементовоз, муковоз и т.п.).

Иное транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нём. Сюда относится: городской наземный электротранспорт (троллейбус, трамвай), трактора, самоходные- машины (танк, боевая» машина, вездеход и т.п.), мотоциклы, моторные лодки, мотоботы, катера, моторные яхты,.скутеры и т.п., мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мотики, велосипеды и другие транспортные средства, с аналогичными характеристиками, например, катамараны; гужевые повозки и сани.

1.1. Не являются предметом угона транспортных средств без цели хищения суда воздушного или водного транспорта, железнодорожный подвижной состав (за исключением маломерных морских и речных судов), так как входят в предмет преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ.

2. Понятия «неправомерное завладение» и «угон» транспортных средств без цели хищения отличаются друг от друга:

Угон транспортного средства без цели хищения — это неправомерное завладение (захват) этого имущества и осуществление поездки на нём; либо перемещение его любым способом с места его нахождения.

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без целей хищения и угона, то есть действия,, направленные на

10 проникновение в это транспортное средство и (или) обращение его в своё временное пользование.

Проникновение в транспортное средство может осуществляться свободным доступом, путём вскрытия дверей; выставления стёкол, либо уничтожения лобового стекла и других действий.

Обращение в своё временное пользование — получение реальной возможности обладания; транспортным средством с использованием его потребительских свойств.

3. Момент окончания деяний в виде неправомерного завладения и угона автомобиля или иного транспортного средства различен.

Неправомерное завладение (захват) транспортного средства без целей хищения и угона і окончено с момента, когда у лица появилась реальная возможность временно пользоваться транспортным средством:

Угон автомобиля, иного транспортного средства, верхового или вьючного животного без цели- хищения окончен с момента отъезда или перемещения’ этого транспортного средства или животного с места его нахождения.

3.3. Преступление, предусмотренное ст. 166 УК РФ, следует признать
оконченным в зависимости от расстояния перемещения предмета
посягательства, от вида верхового или вьючного животного, транспортного
средства (колёсное, гусеничное, полугусеничное или иное).

Для колёсных транспортных средств (автомобиль, автобус, троллейбус и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное полному обороту колеса.

Для гусеничных и полугусеничных транспортных средств (трактор, танк, вездеход и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное первому обороту ведущего опорного катка.

4^1. Не подлежат уголовной ответственности за угон: собственник транспортного средства, иной законный владелец (лицо, которому вверено транспортное средство в силу состояния в трудовых отношениях с автотранспортной или иной организацией, а также гражданин, имеющий доверенность на право управления), супруг владельца (муж, жена) и должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в случаях самовольного: использования транспортного средства, принадлежащего организации в личных целях, если у них есть право. пользоваться транспортными средствами), так как эти лица обладают правом владения, пользования или распоряжения транспортным средством.

5. Санкции ст.ст. 158 и 162 УК РФ более мягкие, чем ст. 166 УК РФ.
Предлагаем снизить наказание в виде лишения свободы на определённый срок в
ч. 1, 3 и 4 ст. 166 УК РФ. Уменьшить размер штрафа и срок ареста,

Санкций ч. 1, 3 и 4 ст. 166 УК РФ сформулировать следующим образом:

Теоретическая и практическая значимость работы определяется совокупностью конкретных предложений) по совершенствованию уголовно-правовой нормы об угоне. Исследование и анализ, следственно-судебной практики, по уголовным делам о преступлениях, связанных с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, позволили изучить потребности, ошибки правоприменителя и; обосновать внесение изменений и дополнений в УК РФ.

Теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в нормотворческой деятельности государственных органов, в практической деятельности органов предварительного следствия; и дознания, адвокатуры, суда, а также в процессе преподавания уголовного права; по теме: «Преступления против собственности» и криминологии* по теме: «Криминологическая характеристика: и предупреждение преступлений против

13 собственности» в высших и- средних специальных юридических учебных заведениях.

Структура и; объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографии и пяти приложений.

Эволюция уголовно-правовых норм об угоне и неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в советский и постсоветский периоды

Закрепление любого деяния-в качестве преступления в уголовном законе связано с изменением существующих в государстве общественных отношений;

До4965 года Уголовный кодекс РСФСР не содержал специальной нормы об ответственности за угон, любых транспортных средств. На наш взгляд, это было связано с: недостаточным распространениемі самоходного транспорта в бывшем Советском Союзе. С» точки зрения ряда авторов, занимавшихся проблемой угонов автомототранспорта, в период с 1917 по 1965 годы уголовная ответственность за проникновение в автомобиль или иное транспортное средство и совершение поездки на немінаступала по аналогии. Судебные органы в РСФСР5 привлекали лиц, самовольно угнавших, автомашину или другой механизированный транспорт, к ответственности за хулиганство, самоуправство, а иногда, за хищение государственного или общественного имущества. Существенным недостатком! в борьбе: с самовольными угоном транспортных средств;было то, что;судебная практика ;шла по пути необоснованно широкого применения к, указанным случаям норм законодательствам мелком?хулиганстве. Подобная квалификация содеянного,,естественно- не отражала реальную степень общественной опасности анализируемого преступления: Лица, совершающие,эти преступления; фактически оказывались безнаказанными.

Читайте также:  Видео как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

В 1965 году Указом Президиума»Верховного;Совета РСФСР «О внесении изменений и; дополнений; в» Уголовный кодекс РСФСР» Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 212! УК РСФСР «Угон автомототранспортных средств или других самоходных машин без цели хищения»

Рассматриваемое противоправное деяние было помещено законодателем в главу «Преступления, против общественной безопасности; общественного порядка и здоровья: населения». Непосредственными объектами; преступления, предусмотренного ст. 2121 УК РСФСР, являлись- общественный: порядок и общественная безопасность. Общественная опасность, преступления, с точки зрения законодателя,. была в том, что преступник нарушал порядок пользования транспортными; средствами и создавал предпосылки для нарушения-, правил безопасности движения. Отношения собственности в ст. 2121 УК РСФСР выступали в качестве дополнительного объекта уголовно-правовой охраны.

Сравнительная характеристика; норм об угоне транспортных средств: в российском и зарубежном законодательстве

Отношениям собственности на транспортное средство являются объектом охраны в уголовном законодательстве всех промышленно развитых стран. В зарубежных государствах, так же как и в России; отмечается схожая тенденция к резкому увеличению посягательств на этот вид имущества. Нормы об; угоне транспортных средств содержатся практически: во всех Уголовных кодексах зарубежных стран;. Существенным? является отношение к, последствиям этого преступления. Например, в Америке это деяние называют «счастливым преступлением», поскольку от него не страдают ни владельцы автомобилей, получающие1 страховые суммы, ни служащие страховых компаний, обеспеченные работой, ни участники преступлений, часто организованные в группы с. хорошо налаженной системой перепродажи автомобилей целиком или на запасные части.

В России наблюдается- обратная картина, практически все автовладельцы панически боятся стать потерпевшими при совершении угона транспортного средства.» В нашей стране собственники? транспортных средств редко и не в полном объёме страхуют этот вид имущества. Данный факт объясняется, прежде всего,, сложностями в получении страховых сумм ш в, нежелании или невозможности платить большие деньги при заключении договора страхования.. Поэтому потерпевшим от деяний; предусмотренных ст. 166-УК. РФ, причиняется значительный: моральный и материальный ущерб. В; связи с этим большую значимость приобретают особенности уголовно-правовой охраны, от посягательств на автомобили или иные транспортные средства.

Каким бы не было отношение, к этому преступлению в различных: государствах, норма,, предусматривающая, уголовно-правовую охрану от посягательств на этот вид имущества, существует в уголовном законодательстве России и зарубежных стран.

Сравнивая; и анализируя нормы о посягательствах на транспортные средства в российском и зарубежном уголовном законодательстве, мы пришли к выводу, что в зависимости от наличия или отсутствия составов, предусматривающих уголовную ответственность за угон транспортных средств, все государства можно подразделить на две группы:

1) государства, уголовные законы которых содержат самостоятельные нормы о краже и об угоне автомобиля или иного транспортного средства.

2) государства, в которых самостоятельная норма о посягательствах на транспортные средства отсутствует. В УК этих стран аналогичные: деяния квалифицируются как кражи..

К первой группе относятся: Россия; Германия, Болгария; Польша и др.

В УК РФ находится ст., 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».

209 УК Чехословакии предусматривал: «Неправомерное,- умышленное пользование транспортным средством, принадлежащим иному лицу (без его согласия)».

«Лицо, завладевшее автотранспортным средством, с намерением временно воспользоваться им, или, лицо, неправомерно временно пользующееся вверенным ему средством»

УК Германии включает в себя 2486, предусматривающий ответственность за «Неправомочное использование транспортного средства».

«Кто использует автомобиль или велосипед против воли управомоченного лица, если деяние по другим нормам не подлежит более суровому наказанию. »1.

К группе государств, в которых рассматриваемые деяния квалифицируются как кражи; относится, например, Франция2.

Рассмотрение вопроса о существовании нормы об угоне как самостоятельном составе, преступления или исключении этой нормы, и квалификация такого деяния как кражу,, является в теории уголовного права предметом дискуссий.

Ряд правоведов и специалистов у области уголовного права3 предлагают объединить нормы о краже и угоне транспортных средств без цели хищения, что, на их взгляд, позволит избежать сложностей в отграничении ст. 158 от 166 УК РФ.

Мы считаем, что в этом случае нарушается принцип субъективного вменения. Полагаем, что при такой квалификации действий виновного угон автомобиля будет рассматриваться как вид хищения, при фактическом отсутствии цели обращения транспортного средства в своё постоянное владение, пользование и распоряжение.

Проанализировав зарубежный опыт по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в большинстве стран параллельно существуют нормы о краже и угоне транспортных средств без цели хищения. Считаем, что. будет неверно исключать уголовно-правовую норму об угоне автомобиля или иного транспортного средства без цели хищения.

Объект и предмет неправомерного завладения* автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Проблема! объекта неправомерного завладения? автомобилем или иным транспортным средством без целихищения является центральной при исследовании объективных признаков состава; преступления. Анализ общественного отношения, на: которое: направлено посягательство, позволяет определить, во-первых,, сферу социальной: деятельности; которой причиняется:ущерб совершением:преступления, и установить:чёткие границы применения! данной нормы; во-вторых, отграничить это преступление от сходных противоправных деяний

Читайте также:  Бизнес по утилизации автомобилей 2016

Правильное определение объекта преступления необходимо для-определения? места соответствующей нормы в,системе Особенной части УК, а также для установления: степени общественной- опасности; того или иного преступления; правильной квалификациидеяния иназначениягнаказания.

Мы не ставим своей целью проведение глубокого анализа понятия «объект уголовно-правовой охраны»,, поскольку он достаточно» основательно описан в юридическойлитературе..

Под объектом преступления- в настоящем диссертационном исследовании, мы будем: понимать, «совокупность общественных отношений; охраняемых уголовным законом»-, таккак это понятие наиболее полное и включаетв себя субъекты отношений и то материальное благо, по поводу которого они возникают.

Анализом; объекта угона транспортных средств занимались многие советские и российские учёные,, и их мнения разделились, на две противоположные точки зрения.

Данная точка зрения была распространена: во время действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 года и основывалась на специфике предмета посягательства. Считалось, что общественная опасность угона транспортного средства в: том, что преступник нарушает порядок пользования этим видом имущества и создаёт предпосылки для нарушения; правил безопасности движения.

Мы считаем, что общественная опасность угона транспортных средств без цели хищения в том, что, преступник нарушает отношения по владению, пользованию и распоряжению этим видом имущества. Отношения собственности являются основным непосредственным объектом, который страдает во всех случаях незаконного проникновения или перемещения транспортного средства. Важность этого объекта определяется ценностью предмета преступления для собственника и особенностями возникновения права собственности или законного владения этим имуществом.

Нормальные отношения, обеспечивающие состояние защищённости общества при; использовании источников повышенной опасности, при совершении угона транспортного средства страдают не всегда.,На создание угрозы общественной безопасности влияют способ,, место, предмет угона и характеристики личности угонщика (например, в.; случаях перемещения: мотоцикла в прицепе, при передвижении на транспортном і средстве по бездорожью, наличия у угонщика водительского удостоверения и т.п. отсутствует угроза указанному объекту). Отсюда следует, что общественная безопасность является факультативным объектом преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.

В? связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что законодатель обоснованно перевёл состав неправомерного.завладения автомобилем или иным транспортным; средством из главы «Преступления против; общественной безопасности и общественного порядка» в главу «Преступления; против собственности», и; анализируемое преступление — это; преступление против? собственности.

По мнению Б.В. Яцеленко, «родовым- объектом преступлений в сфере экономики;выступают: общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики страны! как единого? народно-хозяйственного. комплекса»

А.М:Яковлев полагает, что «экономические: преступления посягают на государственное или. общественное имущество, экономические; интересы народного хозяйства и отдельных граждан»

Причины и условия, способствующие совершению неправомерного завладения; автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

Вопрос о причинах преступности и условиях, способствующих их совершению, является одним из- важнейших; в криминологии.. Его изучением занимались многие видные криминологи1.

Переходя к анализу причин и условий совершения неправомерного завладения, автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, следует отметить, что данный вопрос нашёл своё рассмотрение в работах таких специалистов в области права,, как:: Арендаренко А.В:3, Киселевская Л:М.4, Панова Ю.А.5, Фунин О.В.6 и др.

Вместе с тем, в опубликованных работах нашли отражение не все причины и условия совершения этого вида преступлений. Следует обратить внимание на особенности детерминант угонов транспортных средств в Свердловской области иг. Екатеринбурге по сравнению с иными областями и городами РФ.

Причинный комплекс любого вида преступности вообще, и неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством в частности, имеет свои особенности, отличительные черты, которые зависят от географического расположения того или иного города и изменяются с течением времени.

Все непосредственные причины совершения неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения по содержанию можно подразделить на: социально-экономические, социально психологические, воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и духовно-нравственные.

Основными социально-экономическими причинами совершения угонов, являются: 1) безработица; 2) незанятость большого числа молодёжи; 3) невыплата заработной платы; 4) переход к рыночной экономике; 5) закрепление новых форм собственности; 6) инфляция; 7) расслоение населения, рост числа малоимущих граждан.

Как показывает наше исследование, около 40% лиц совершили угон автомобиля или иного транспортного средства в возрасте от 14-18 лет (См; Приложение 2. Диаграмма № 2). Среди них 60% воспитывались в неполных семьях.

В состоянии алкогольного опьянения рассматриваемое преступление совершили 60 % преступников, в токсикологическом опьянении 1%.

Воспитательными причинами неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством являются: 1) недостатки воспитания в семье; 2) просчёты в воспитательной работе; 3) неблагоприятное окружение по месту жительства. Воспитательная работа в школе, в трудовом коллективе в последние годы практически не проводится, школьники и другие, подростки предоставлены самим себе. Подростки объединяются в малые группы для проведения досуга, в них они ощущают себя защищенными, нужными, востребованными людьми. В этих группах существует своя субкультура, свои правовые нормы, правила поведения. Часть таких объединений имеют чисто криминальный: характер, в которых подростки совершают противоправные деяния.

Источник

Популярные рекомендации экспертов