Баран как символ автомобиля

История развития марки «Додж»

За вековую историю существования у компании было много взлетов и неудач. Несмотря на то, что Dodge долго была составной частью большого концерна, автолюбители выделяли машины этой марки как надежный и доступный транспорт.

Dodge – это авто, выпускаемые Chrysler Group LLC. История марки «Додж» начинается в 1900 году. Компания выжила в годы мировых войн, экономических и политических кризисов, а сейчас продолжает развиваться и укреплять позиции на рынке.

Описание марки Dodge

Страна-производитель Додж – США. Главный офис компании расположен в пригороде Детройта Хайленд-Парке. Продукция предприятия – легковые машины, пикапы и внедорожники.

Сначала компания выпускала велосипеды, потом сотрудничала с заводом «Форд» и изготавливала комплектующие для его автомобилей. Там же основатели переняли технологию поточного производства транспорта, а уже в 1914 году создали собственную фирму по выпуску машин.

Значение названия бренда «Додж»

Основатели бренда — братья Джон и Горацио (Горас) Додж. Они назвали автомобилестроительную компанию по своей фамилии — Dodge Brothers Incorporated.

Братья Джон и Горацио Додж

В английском языке тоже есть слово dodge, и его перевод – «уклоняться, избегать». Но к названию компании оно не имеет отношения, так как значение и перевод «Додж» – это просто фамилия руководителей компании.

История эмблемы автомобилей «Додж»

Первая эмблема марки – это две заглавные английские буквы B и D по словам из названия компании brothers и dodge. Новый логотип появился с началом выпуска первого авто. Он представлял собой те же буквы, но уже внутри круга с двумя перекрещенными треугольниками, то есть внутри Звезды Давида (происхождение братьев было еврейским). И это не окончательный вариант, так как дизайн эмблемы авто «Додж» менялся еще несколько раз:

История эмблемы автомобилей «Додж»

С 2010 года значок представляет собой хромированную надпись DODGE с двумя наклонными полосками в конце.

История авто Dodge

Марка автомобиля «Додж» была основана братьями Горацио и Джоном Додж. До 1920 года руководителями компании были ее создатели. Они развили дело до такого уровня, что в 1925 г. фирма занимала четвертое место по объему производства авто на американском рынке.

Создание первого автомобиля «Додж»

Первой машиной компании был кабриолет, получивший название Old Betsy. Он появился в ноябре 1914 года и был оснащен 4-цилиндровым двигателем объемом 3,5 л.

Первый автомобиль марки «Додж»

Это был надежный и доступный по цене автомобиль, который пользовался довольно высоким спросом. За пять лет продажи составили более 100 тысяч единиц.

Развитие компании во время войны

В 1915 году братья Додж заключили договор о поставке машин для американской армии. Для выполнения обязательств они начали выпуск грузовиков и фургонов. После их смерти от пневмонии в 1920 году (Джон умер в январе, а Горацио – в декабре) развитие бренда затормозилось. Управляющим стал один из заслуженных сотрудников фирмы Фред Хэйнс. Он запустил производство первых в мире машин закрытого типа с цельнокроеным кузовом, а также двухместных спортивных авто.

Но такой заинтересованности в развитии бренда, как у основателей, у Хэйнса не было. В истории марки «Додж» начался пятилетний этап застоя, и только в 1925 году фирму выкупила группа Dillon Read & Co, а через три года – Chrysler. Страна-производитель Dodge осталась прежней, но сменилось ее руководство, результатом чего стал рестайлинг бренда. Компания начала выпуск дизельных двигателей, а в 1939 году появилась одна из самых популярных линий машин марки Dodge – Luxury Liner.

Dodge Luxury Liner 1939

В военные годы компания перешла на производство авиационных моторов. Также для нужд армии выпускались полноприводные грузовые машины серии Weapon Carrier. На их основе позже разработали пикапы Power Wagon.

История бренда в период 1950-1998

Все выпускаемые модели отличались невыразительным экстерьером, но были надежными и практичными.

В 1960 году у компании появились компактные модели – Dart. Их успешные продажи стали причиной отмены выпуска полноприводных машин. Но это было стратегически неправильно. С целью увеличения популярности марки в течение следующих 6 лет модельный ряд был изменен. Появились Charger Daytona с мощным двигателем V8 Red Ram и Plymouth Superbird из серии NASCAR.

Автомобиль Dodge Charger Daytona

В 1992 году на рынке был представлен суперкар с 8-литровым двигателем мощностью 400 л. с. Через 6 лет был создан концерн DaimlerChrysler, что стало новым этапом в развитии бренда. Его особенность – ориентация на выпуск мощных бюджетных машин спортивного типа. К таким относятся известные во всем мире автомобили Challenger, Power Dragon, Fargo Powerwagons, Caravan, Ram, Aries, Polara, Rampage, Neon, Viper и другие. Первым авто с удачным дизайном был Forward Look.

Развитие марки Dodge с 1998

Новая стратегия развития бренда – выход на рынок Европы и России. Также делается акцент на легендарных полноприводных моделях бренда с классическим дизайном 70-х годов.

Dodge в России

В России с 2006 года можно было купить авто Dodge некоторых моделей. Наиболее популярны Caliber, внедорожник «Нитро», седан Avenger.

Автомобиль Dodge Caliber

С 2014 года поставка новых моделей на российский рынок временно приостановлена. Это связано с автомобильным кризисом в стране, а также небольшой линейкой моделей и неконкурентными ценами.

Современный модельный ряд

Сейчас компания выпускает несколько моделей авто и их модификаций, среди которых наиболее интересны покупателям:

Самыми популярными моделями уже несколько лет остаются Caliber с атмосферным двигателем и благородным дизайном и Viper, отличительными чертами которой являются быстрый старт (3,5 сек.) и мощный мотор до 615 лошадиных сил.

За вековую историю существования у компании было много взлетов и неудач. Несмотря на то, что Dodge долго была составной частью большого концерна, автолюбители выделяли машины этой марки как надежный и доступный транспорт.

Источник

Баран как символ автомобиля

В биологическом виде, представленном О., с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской — женский [соответственно баран (овен) и овца] и принадлежащий к родителям — принадлежащий к детям (соответственно — овца и баран, но ягнёнок или агнец, то есть барашек). В целом образы О. и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчеркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу). Так, в образе О. чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран — дурень) и бестолковости барана. Забитость О., её открытость обидам и вражеским нападениям — один из распространённых мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в обширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою: волк съест»; «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах О. основана её роль в ритуале. Именно О. чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. п. и наоборот, жертвоприношение чёрной О. — божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к чёрной овце (чёрной О. нередко называют плохого человека; ср. «заблудшая О.» — о грешнике). Однако характерно противопоставление О. как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца — человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в О., об овце-оборотне и т. п.; однако известны случаи, когда О. превращаются в неодушевлённые предметы (напр., в грузинской сказке пастух и О. обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье). Образ О. часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества О. Есть сказки, в которых О. доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трёх этих животных), в других подчёркивается недостаточная престижность О. в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к О., нередко обыгрываются «низкие» темы — овечий горох, блеяние и т. п. Вместе с тем О. выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему Agnus Dei, «божий агнец»); О. как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион); О. как страж юго-западного и западного направления (там же); О. как животное тотемного типа (ср. почитание О. у самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских народов); О. как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» X 26, 6, Пушан ткёт О. одежды и чистит её), и т. п. Зато ритуальная роль О. бесспорна; так, образ О. у мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. п. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов О. в ритуале — её молока, жира, особенно шерсти (причём шерсть и некоторые другие продукты О. иногда фигурально называются avi, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева.

Читайте также:  Гос номер автомобиля 116

В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом eia-. Белая овечья шерсть, как и сами О., фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно — у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. н. «волчьи» люди; ср. образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется О. в гаданиях (ср. способ гадания по лопатке О.), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов О. выступает как животное — «онгон», приносящее счастье.

Велика в ритуале и роль барана. Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15 — 16, 18; Лев. 8, 18, 20-22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу Амону. Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определённый престижный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших иногда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов); в обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда О. или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное.

Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. Хнума из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана; в этом городе к статуе Осириса в виде барана приходили женщины, желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон.

Определённые элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса. В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвящённых Афродите. Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу, спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Златорунный баран — стержневой образ мифологического цикла об аргонавтах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов — от др.-греч. krios, «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни — баран), и человек (нередки случаи сказочного превращения в барана околдованного или заклятого героя; ср. обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: больному сознанию Передонова мерещится, что его друг — баран, чарами колдовства превращённый в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами [ср. русские сказки типа — добыча бараном (и козлом) огня, превращение героя в барана]; большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана [бараний лоб, баранье упорство (тупость), зажаренный баран и т. д.]. У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном.

Образ О. известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях — басня, аполог, фаблио и т. п. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория).

В мифологизированном изобразительном искусстве О. часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу О.; зато, в отличие от О., он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7 % всех изображений животных.

Лит.: Соколова З. П., Культ животных в религиях, М., 1972; Колмачевский Л., Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882; Gubernatis A. de, Zoological mythology, v. 1 — 2, L., 1872; Hehn V., Cultivated plants and domesticated animals in their migration from Asia to Europe. Historico-linguistic studies, Amst., 1976; Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunt des XVI. und XVII. Jahrhunderts. Hrsg. von A. Henkel und A. Schцne, Stuttg., 1978; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1432; Roux J.-P., Faune et flore sacrees dans les sociйtйs Altaпques, P., 1966; Dones J.-P., Des animaux dans la mythologie, Lyon, 1956; Aubert M., La sculpture francaise au Moyen Вge, P., 1947.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Овца, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 5703 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 239 Словарь)]

Читайте также:  Гост по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей

Источник

Баран как символ автомобиля

У древних семитов изображение овец как ценных домашних животных встречается в VIII веке до н. э. Позднее овцы (голова барана) как мерило ценности изображались на античных монетах, чеканенных в Малой Азии. Именно для народов Ближнего Востока, а затем для всего семитского и позднее всего мусульманского мира овцы и баран как признак, означающий вожака овечьего стада, предводителя овец, сделался символом почета, достатка, богатства. Образ барана внушал уважение на всем Древнем Востоке.

Овцы заселяли вместе с людьми новые земли: их брали на корабли в качестве непортящегося источника мяса, перегоняли за собой во время переселений по суше. С началом массового производства сукна, овцы, обладающие высококачественной шерстью, в некоторых странах стали основным сельскохозяйственным животным, определяющим весь уклад сельской жизни.

В биологическом виде овца домашняя (Ovis aries) с мифопоэтической точки зрения есть две пары противопоставлений образов: мужской — женский (соответственно баран / овен и овца) и принадлежащий к родителям — принадлежащий к детям (соответственно — овца и баран, но ягнёнок или агнец, т. е. барашек). В целом образы овцы и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчёркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу).

аран, или овен, — один из древнейших символических образов, эмблема солнца и плодородия. Символика барана встречается в различных вариациях — агнец, руно, голова барана, бараньи рога, — но, в силу исторических причин, существенно различается у разных народов а также зависит от конкретного вида изображаемой эмблемы (вся фигура животного, его руно, голова или одни рога). В образе овна сочетается символика плодовитости и жертвенности.
Овца олицетворяет кротость, невинность, спокойствие, мир, терпение, смирение. Также может означать беспомощность и неразумное следование за лидером. В современном постсоветском понимании овца чаще всего ассоциируется с толпой и ограниченностью кругозора. Слово «овца», как и «баран», стало нарицательным. Но история свидетельствует, что в мировых культурах в разные периоды времени баран всегда был позитивным символом.
В религии древних народов и баран, и овца выступают как угодные богам жертвенные животные. Самым чистым жертвенным животным считается ягненок, символизирующий непорочность. Поскольку овцеводство играло большую роль у скотоводческих народов, существовали ритуалы с использованием молока, жира, шерсти овец. Мотив овечьего руна как символа плодородия часто встречается в ритуалах, связанных с образом мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом елью. Белая овечья шерсть, как и сами овцы, фигурирует в ивановских праздниках у славян.
В мифологии овен — священное животное многих богов Древнего мира. В Древней Месопотамии голова барана на вершине колонны означала правителя океана и бога судьбы Эа. С бараньими рогами на голове обычно изображаются финикийский бог неба и плодородия Ваал-Хамон, западносемитский бог огня и молний Рашап. Тибетская «Мать всех сабдагов», могyщественная колдунья с восьмьюдесятью морщинами, разъезжает верхом на баране, а скандинавский громовержец Тор — на бараньей упряжке. Золотой баран, оставивший на память о себе драгоценное золотое руно, атрибут греческого бога Гepмeca. У древних кельтов баран — знак плодородия, в индуизме — бога огня Агни?. Бараны поддерживали троны правителей, олицетворяя их силу и власть. С бараньими рогами на голове изображался царь Александр Македонский.

В ряде мифов овен символизирует защиту и убежище. Титанида Рея, мать главных олимпийских богов, спасая Посейдона от прожорливого Кроноса, взявшего за правило поедать собственных детей, спрятала сына среди пасущегося стада. Одиссей и его товарищи спаслись из пещеры циклопа Полифема, превратившуюся для них в смертельную ловушку, тоже только благодаря баранам. Зная о том, что ужасный циклоп по утрам выпускает свое стадо на пастбище, они спрятались под брюхом баранов, вцепившись руками в гyстую шерсть животных и обрели, таким образом, свободу. В бараньей шерсти трижды пряталась от недостойных и Аши, иранская богиня удачи.
Овца в Древней Греции была посвящена богине Гере и богу Дионису, которого Гермес (чтобы скрыть от гнева Геры, поскольку Дионис родился от Зевса и Семелы) превратил в барана и отдал в стадо нимфы Хиады. Отсюда пошел обычай: по весне приносить в жертву барана или ягненка — во время Дионисийских торжеств. Гере же греки приносили в жертву овечку каждое первое число каждого месяца — как богине Смерти. Именно в ту эпоху, согласно преданиям, Афина научила людей ткачеству из прядей шерсти овец. В античной Италии овец приносили в жертву Юпитеру, Юноне, Марсу, Янусу; в Греции — Афродите, Пану. В античном искусстве культовый смысл имели статуи юноши (обычно подразумевался Гермес), держащего на плечах ягненка.
Многие народы считали овец пророческими животными, которые могут предсказывать погоду, привлекать удачу. Кости и шкура овец использовались для приготовления целебных снадобий, избавления от порчи, гадания. Например, монгольские племена приписывали провидческие силы грудной кости овец, а англичане в далеком прошлом носили овечью косточку как амулет и оберег.

Овца — символ плодовитости. Римляне в античные времена приносили овец в жертву не только на алтарях того или иного божества, но и во время праздников урожая, а также, как пожелание доброго потомства для молодых пар. Жениха и невесту усаживали на шкуру только что убитой овцы, и молодой муж должен был развязать на тунике молодой жены шерстяной пояс. Главным домашним занятием римлянок в ту эпоху были прядение и тканье шерсти — это, кроме чистой практичности, имело и магическое значение — сулило дому благополучие.
Масть овцы также имела значение в ритуальных практиках. Белых овец, как правило, приносили в жертву богам Неба, а также попутных ветров. Богам же, повелевавшим бурями и подземным царством, жертвовали черных овец.

Начиная с античных времен в странах Западной и Южной Европы изображение «золотого руна» (шкуры барана с головой) стало символом наивысшей ценности. Основанием для этого послужил миф о волшебном Золотом баране, на котором дети фессалийского царя — мальчик Фрикс и девочка Гелла — бежали от злой мачехи. Баран проплыл с ними по морю, причем Гелла не удержалась на его спине утонула, а брат доплыл до сказочной земли Эй, где царствовал сын Солнца Эот. За свое спасение Фрикс принес тело Золотого барана в жертву богу Фиксию — покровителю беглецов, а его шкуру с головой (т. е. руно) повесил в священной роще бога войны, где ее неусыпно охранял дракон. Однако родственник Фрикса Ясон во главе 50 греческих героев (аргонавтов) приплыл на корабле «Арго», победил дракона, похитил золотое руно и привез его в Грецию. Поход античных героев за золотым руном сопоставим по значимости со странствиями рыцарей Круглого стола, разыскивавших Святой Грааль, и со многовековыми исканиями алхимиков, пытавшихся получить мифический философский камень. Все их устремления, в сущности, означают одно: поиск высшего идеала, попытку решения сверхзадачи и достижения сверхцели.
Эмблема «золотого руна» в средние века послужила основой для создания одного из старейших и почетнейших европейских орденов — «Ордена Золотого Руна», учрежденного в 1429 г. в Бурryндии. «Золотое руно» было символом высшего геройства, и этим орденом награждались только высокопоставленные особы. На знаке ордена был изображен золотой барашек.

Читайте также:  Вакансии водитель с личным легковым автомобилем в омске

В Утике (возле Карфагена) ягненка почитали как символ Света под именем Кар, в противоположность козленку Тису, олицетворявшему Тьму. Два этих начала (Свет и Тьма) делили год на равные части от времени наступления одного солнцестояния до другого: с 25 декабря по 24 июня (летнее солнцестояние) — время «ягненка», с 25 июня по 24 декабря (зимнее солнцестояние) — время «козленка». Во время попеременного «царствования» каждый встречал свое равноденствие, что нашло выражение в ритуале Плодородия. Равноденственным праздником ягненка является Пасха, для козленка это праздник жатвы.
В истории мировых религий нередко встречается противопоставление овцы как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному.

В древнеегипетской иконографии в виде барана (или человека с головой барана) изображались многие великие боги: создатель первых людей Хнум (с горизонтальными рогами), бог солнца Амон (с закрученными вниз рогами), покровитель Гераклеополя Херишеф. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Одним из наиболее известных культов барана был в городе Джеду (Мендес), где он назывался Банебджедет, т. е. «душа владыки Джедет».
Священный образ барана чаще всего ассоциируется с именем Амона-Ра. «Вместилищем души» Амон-Ра считались бараноголовые сфинксы. Аллея бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм Амона-Ра — главный храм Карнакского храмового комплекса.

По внешнему виду изображения барана Амона отличаются от прочих загнутыми спиралью рогами, пригнутыми по сторонам головы, тогда как остальные бараны изображаются с горизонтальными, слегка изгибающимися рогами. Объясняется это тем, что культ барана Амона появился позднее других, со времени Среднего царства, когда в Египте древняя порода баранов с горизонтальными рогами (Ovis longipes palaeoaegyptiacus) была вытеснена породой с боковыми спиралевидными рогами (Ovis platyra aegyptiaca). Характерно, что постепенно изображения прочих священных баранов стали также делать со спиралевидными рогами, однако при этом сохранялись и иконографические обязательные горизонтальные рога древней породы, так что статуи баранов имели по две пары рогов.
Б В религиозном искусстве народов Востока барану принадлежит самая почетная роль. В ряде традиций кавказских народов баран выступает в качестве олицетворения добра (как жертвенное животное) и богатства (как источник мяса и шерсти). Еще более важное значение символизму овна придавалось в Иране, где баран являлся воплощением фарна (божественной сущности), символизирующим верховную власть, могущество и богатство. В древнем Китае овца ассоциировалась с уединением, гармонией, мирным нравом и единением с природой, связывалась с искусством.

В Калмыкии, Южном Алтае, Туве, Бурятии изображение бараньих рогов в национальном орнаменте — почетный символ настойчивости, упорства в достижении цели. Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей.
В Индии, Пакистане и Бангладеш изображение бараньей головы и в наши дни служит распространенной эмблемой высшего качества товаров.
Ветхом завете баранами называются или под баранами подразумеваются иносказательно вожди (правители, князья), а под овцами (овечье стадо, овцы, паства) — целые народы (Иезекииль 39:18, Даниил 8:3). Изображение же четырехрогого барана-самца трактуется в Библии как символ мудрости и придается обычно как атрибут пророку Даниилу.

Христос как агнец Божий подчеркивает жертвенный, искупительный характер образа овна. В христианской символике овца, смиренная и кроткая, нуждающаяся в духовном руководстве, олицетворяет всю паству — благонамеренных верующих; «заблудшая овца» ассоциируется с человеком заблуждающимся, с невольным грешником, а «черная овца» — с неисправимым грешником. Наставлять паству на путь истинный, оберегать божьих овечек от происков волка рыщущего (дьявола) призваны духовные пастыри, поэтому белая шерстяная сутана митрополита и Папы римского служит знаком пастыря, несущего овцу на своих плечах (образ, пришедший из античных культур).

Овен в астрологии — первый знак зодиакального Круга, вступающий в силу в момент весеннего равноденствия. Поскольку Зодиак — символ цикла существования, Овен, его первый знак, олицетворяет первопричину бытия, творение, начало природного цикла, рассвет, весну и живительное солнечное тепло.
Образ овцы часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные ее качества. Есть сказки, в которых овца доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова, в других подчёркивается недостаточная престижность овцы в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к овце. Многие сюжеты основаны на противостоянии овцы и волка, и развязка —практически всегда в пользу хищника. В известной басне Эзопа волк съедает овцу только за то, что она якобы замутила источник, из которого он привык пить — хотя она пила воду ниже по течению. Из сказочных сюжетов, связанных с бараном, большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана (бараний лоб, баранье упорство и т. д.).

В истории Англии XVI века возникло выражение «овцы пожирают людей». Дело в том, что разведение овец ради торговли шерстью сделалось исключительно выгодным занятием. Настолько выгодным, что родилась другая метафора: «копыто овцы превращает песок в золото». Но для выпаса овец требовались обширные пастбища. С целью обеспечения овец пастбищами, крестьян стали прогонять с их наделов, сносить целые деревни, таким образом ради блага овец лишая людей средств к существованию. Экспорт овечьей шерсти приносил такую прибыль, что ее единогласно признали «наиболее драгоценным продуктом королевства». Именно тогда в Англии и появился национальный символ богатства — мешок, доверху набитый овечьей шерстью.
В геральдике эмблема овцы, барана или бараньей головы указывает на регионы развитого овцеводства. Белая овца включена в герб Фолклендских островов. Белый златорогий баран на голубом поле — государственная эмблема Фарерских островов, попавшая оттуда и в датский герб. Голова барана изображена на гербе Евпатории. В родовых гербах русских дворян Барановых, Баранецких, Баранских, Барановских и др. эмблема идущегo барана не имеет символического значения, т.е. является «говорящей».

Таким образом, мифологическая символика барана разнообразна, но всегда позитивна. Возвышенный, древний солнечный символизм овна был вытеснен на задний план и приравнен к негативному образу овцы сравнительно недавно, и, стоит отметить, это изменение затронуло только часть мировой культуры.
В завершение хочется привести результаты недавних исследований британских зоологов, позволяющие отчасти восстановить доброе имя овец.
Ученые из Кембриджа заявляют, что человечество недооценило интеллектуальные способности овец. В ходе многолетних исследований выяснилось, что овцы обладают отлично развитой памятью, умеют различать цвета и геометрические фигуры. Следует заметить, что до сих пор именно склонность к «геометрическим построениям» как раз и являлась критерием интеллектуальной развитости братьев наших меньших. Единожды усвоенная информация хранится в овечьей памяти почти три года. Выяснилось также, что данные животные могут запомнить, а потом и распознать до 20 разных людей и вдвое больше своих собратьев. Испортило же репутацию овец то, что они очень боязливы, и именно эта особенность, а не низкий интеллект, предположительно обуславливает их бестолковое для стороннего наблюдателя поведение.

Источник

Популярные рекомендации экспертов