Банников с п электрооборудование автомобилей

Книги по электрооборудованию автомобилей

Подборка книг и тематической литературы по электрооборудованию автомобилей: генераторам, аккумуляторам, реле и осветительным приборам, лампам для фар, системам зажигания. Справочники и схемы электрооборудования моделей авто.

Книга рассчитана на инженерно-технический персонал совхозов и МТС, а также может быть рекомендована в качестве учебного пособия для студентов втузов по автомобильным специальностям. Издангие содержит сведения об электроаппаратуре, устанавливаемой на распространенные в СССР модели тракторов, грузовых и легковых автомобилей. Приводится перечень наиболее часто встречающихся дефектов электрооборудования и способы их устранения. Тираж 20 200 экз.

Второе издание книги, описывающей принципы устройства работы электроприборов, устанавливающихся в современные автомобили различного назначения. Также книга рекомендована в качестве пособия для шоферов, повышающих квалификацию до первого и второго классов. В приложениях приводятся принципиальные электрические схемы наиболее распространенных моделей автомобилей, производимых серийно автостроительными заводами Страны Советов.

Руководство для работников автомобильных хозяйств, механиков и водителей автомашин, ремонтно-технических станций. Книга содержит подробные сведения по выявления неисправностей систем электрооборудования тракторов, автомобилей и мототехники, а также алгоритмов их устранения. Кроме того, в приложениях приводятся электрические схемы для более пятидесяти моделей транспортных средств, которые серийно выпускались автостроительной промышленностью СССР. Тираж 85000 экз.

Пособие для механиков, электромонтеров, и водителей, обслуживающих трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Содержит принципиальные электрические схемы современных тракторов, методики выявления неисправностей в блоках электрооборудования автомобилей, перечень поломок, которые наиболее часто по статистике выходят из строя и способы оперативного их ремонта (как в автомастерских, так и в полевых условиях).

Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Содержит базовые сведения об электронных компонентах, применяемых на автотранспорте и общих принципах их работы. Приводится методика обнаружения неисправностей в цепях электрооборудования автомобиля с помощью контрольной лампы. Описаны способы обнаружения и починки систем зажигания, электростартера, генераторов и схем внутреннего и наружного освещения автомобилей. Тираж 60000 экз.

Руководство дает основные рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автотранспорта СССР. В книге изложены основные положения по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей, даны рекомендации по организации электроотделений в автотранспортных предприятиях и базах централизованного технического обслуживания автомобилей, их технологической планировке и выбору оборудования. Кроме того, приведены рекомендации по организации ремонта электрооборудования в специализированных мастерских. Тираж 50000 экз.

Издание предназначено в качестве учебника для учащихся сельских профессионально-технических училищ. В книге рассмотрены вопросы, связанные с применением электрической энергии на тракторах, комбайнах и автомобилях. Подробно рассказано об устройстве и работе аккумуляторных батарей, магнето высокого напряжения, генераторов постоянного и переменного тока, стартеров и пусковых подогревателей, Дано описание устройства и работы осветительных, контрольно-измерительных приборов, а также приборов световой и звуковой сигнализации. Тираж 40000 экз.

Издание предназначено для рабочих-аккумуляторщиков мастерских колхозов, совхозов и объединений «Сельхозтехники». В брошюре подробно освещена технология ремонта стартерных аккумуляторных батарей на ремонтных предприятиях сельского хозяйства. В ней описаны оборудование, приспособления и приборы, способы их использования при ремонте, приведены новые методы ремонта, даны практические рекомендации по восстановлению аккумуляторных батарей. Тираж 27000 экз.

Книга затрагивает вопросы совершенствования конструкций электрооборудования и электроприборов всего спектра автомобилей (по моделям, типам и назначению). Приоритетным акцентом в издании является внедрение электронных полупроводниковых схем для обеспечения бесперебойной работы всего комплекса электроприборов автомобиля в целом. Учебное пособие предназначено для студентов автомеханических и автодорожных техникумов и вузов по специальности «Автомобильный транспорт», также рекомендован для инженеров и механиков автопромышленности.

Читайте также:  Бегущая строка для автомобиля в новосибирске

Книга содержит теоретические сведения о рабочих процессах, происходящих в регуляторах и генераторах переменного тока. Приводятся схемы реальных конструкций генераторов и их включения, устанавливаемых на серийные модели автотранспорта (включая автобусы, сельскохозяйственную технику и спецтранспорт). Даются рекомендации по техническому обслуживанию генераторных систем, методики обнаружения и устранения неисправностей их работы. Издание предназначено для инженеров, конструкторов и работников автомобильного транспорта. Тираж 25000 экз.

Пособие для техников и инженеров, занимающихся проектированием, эксплуатацией и ремонтом электрооборудования и электроприборов автомобилей. Приведена методика расчета электрических цепей автомобилей, токовые нагрузки проводов, системы освещения салонов транспортных средств (включая автобусы). Даны сведения по характеристикам и взаимозаменяемости основных электрических и электронных компонентах, применяющихся в отечественной автостроительной промышленности. Один из соавторов данного издания — К.М. Атоян, длительное время работал на заводе ЛАЗ, возглавляя конструкторское бюро, а после, ГСКБ по автобусам. Тираж 45000 экз.

Справочник инженера-механика, предназначенный для водителей и работников автотранспортных хозяйств, содержит краткие сведения по по расчету зарядного баланса, емкости аккумуляторной батареи и мощности стартера в зависимости от изменяющихся условий эксплуатации автомобиля. В сжатой форме содержит базовые понятия об обслуживании, настройке и регулировке приборов, задействованных в электрических цепях автомобилей разного типа. Приводятся конструкции испытательных стендов для проведения диагностики генераторов переменного тока, бесконтактных реле, транзисторной системы зажигания и т.д. Тираж 80000 экз.

Есть желание дополнить подборку тематической литературы по электрооборудования авто других лет или изданий? Укажите в комментариях ссылку на файл в сети, который, по вашему мнению, должен здесь присутствовать или отправьте его на один из наших e-mail.

Источник

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СХЕМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Электрооборудование современных автомобилей представляет сложный комплекс источников электроснабжения, аппаратов зажи­гания, электрических машин, контрольных приборов, приборов внешнего освещения и сигнализации, различного типа коммутаци­онных приборов, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Для выполнения от­дельных функций в автомобильных схемах используется, как пра­вило, не одно изделие, а группа изделий.

Схемы электрооборудования по части графического выполнения должны быть наглядными и легко читаемыми; обеспечивать анализ возможных неисправностей в сетях; давать возможность просле­дить пути тока в электрических цепях; отражать фактическую про­кладку и группировку проводов в жгуты.

Существует два типа электрических схем электрооборудования автомобилей: принципиальная и схема соединений. На автомо­бильных заводах используют монтажные схемы, необходимые для правильной установки изделий электрооборудования на автомо­биль, а также чертежи жгутов, показывающие, какие провода входят в жгут, геометрические размеры жгута, клеммные колодки и нако­нечники жгута.

В принципиальной электрической схеме главные питающие цепи располагаются горизонтально, а потребители электрической энер­гии включаются между ними и «массой» автомобиля. Контур изде­лия изображают в виде прямоугольника, выделяемого тонкой сплошной линией. Внутри контура показывают внутреннюю элек­трическую схему изделия. Графические обозначения отдельных элементов изделий электрооборудования должны соответствовать стандартам ЕСКД. На рис. 8.4 и 8.5 изображены электрические схе­мы электрооборудования автомобилей ЗИЛ и Ford.

На схеме соединений расположение деталей электрооборудо­вания относительно друг друга должно соответствовать их факти­ческому размещению на автомобиле. Изделия следует изображать в виде схематических контуров, отражающих очертания реального прибора. На схеме соединении должна быть показана группировка проводов в жгуты, взаимное расположение жгутов должно соответствовать их действительной трассировке на автомобиле. Отдельная электрическая цепь состоит из трех основных участков (рис. 8.6).

Цветовая маркировка проводов участка А осуществляется по цвету провода той или иной линии питания, к которой присоединя­ется электрическая цепь. Цветовая маркировка проводов участка В осуществляется по следующим принципам:

Читайте также:  Выпуск легковых автомобилей в 2008 году

участки цепи, разделенные контакта­ми, обмотками реле, резисторами, предо­хранителями, должны иметь различную расцветку;

– участки цепи, проходящие через разъемные, разборные и неразборные контактные соединения и являющиеся продолжением одной цепи, должны иметь одну расцветку;

– расцветка изоляции проводов может повторяться, если провода проложены в различных жгутах или выходят из одного жгута в различных местах.

Цвет изоляции провода участка С должен быть одинаковым для всей системы электрооборудования (например, черный).

Регулятор напряжения и обмотка возбуждения подключены к трем диодам выпрямительного моста генератора 1. Контрольная лампа 2 служит для индикации подпитки ОВ в момент пуска двигателя и сигнализирует об исправности гене­раторной установки. При включении выключателя зажигания 3 кон­трольная лампа 2 загорается. После того как напряжение на выво­де Д генератора достигнет номинального значения, контрольная лампа 2 гаснет.

Регулируемое напряжение Up в этой схеме измеряется между выводом Д генератора и «массой». Разница напряжений между вы­водами Д и «+» генератора, определяемая потерями напряжения в плюсовой группе диодов основного и дополнительного выпрямите­лей, незначительна и поэтому можно считать, что напряжения на этих выводах равны.

Для обеспечения заряженности батареи следует стремиться к минимальным потерям напряжения в цепи заряда. На рис. 8.8 при­ведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями(обозначения те же, что и к рис. 8.7). Пита­ние РН осуществляется не через дополнительные диоды, а от си­ловой цепи генератора через выключатель зажигания 3.

Для отключения аккумуляторной батареи на длительной стоянке автомобиля в типовых схемах электроснабжения автомобилей с карбюраторными двигателями введен выключатель б «массы».

Питание обмотки возбуждения ОВ, расположенной на роторе, осуществляется от нулевой точки статора генератора. Напряжение в этой точке относительно «массы» автомобиля равно половине выпрямленного (14 В). Поэтому при применении этой схемы имеется возможность унифицировать роторы генераторов на напряжение 14 и 28 В. Питание РН производится от силовой цепи генератора че­рез выключатель приборов 1.

В типовой схеме электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем невозможно отключить выключатель 7 «массы» при работающем генераторе. В схеме использован дистанци­онный выключатель «массы» импульсного действия с фиксирован­ными контактами. Для его включения необходимо подать импульс напряжения на управляющую обмотку. При снятии питания контак­ты выключателя «массы» остаются в замкнутом положении. Для отключения выключателя «массы» необходимо к его обмотке вто­рично приложить импульс напряжения.

В схему введено блокировочное реле 4, размыкающие контакты которого включены в цепь обмотки дистанционного выключателя «массы». При работающем генераторе 8 от вывода 15 выключате­ля 1 приборов и стартера подается питание на обмотку реле 4. Кон­такты реле разомкнуты и цепь питания выключателя 7 «массы» ра­зорвана. Чтобы отключить выключатель 7 «массы», необходимо выключатель 1 перевести в нейтральное положение. При этом обесточивается вывод 15 выключателя 1 и отключается питание регулятора напряжения.

В типовых схемах системы электроснабжения аварийный режим короткого замыкания в цепи ОВ не опасен для РН. Выходной тран­зистор в цепи Об изолирован от аккумуляторной батареи. При закорачивании цепи 06 генератор развозбуждается и цепь транзи­стора обесточивается.

В соответствии с установившейся в нашей стране традицией ре­комендуется следующая маркировка выводов генераторных устано­вок: «+» (вывод основного питания), «Д» (вывод дополнительного питания), «В» (к выключателю зажигания), «О» (вывод нулевой точки).

Для разгрузки контактов выключателя служит промежуточное электромагнитное реле стартера 5. В схеме предусмотрена блоки­ровка включения стартера по частоте вращения двигателя. Для этой цели используется реле блокировки 4. Управляющий импульс питания на реле блокировки поступает от вывода 4 тахометра8,частота появления импульсов напряжения на котором пропорцио­нальна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Реле блоки­ровки может питаться не только от тахометра, но и непосредствен­но от генератора.

Читайте также:  Гарантийный автомобиль месяц был на ремонте

В показанной типовой схеме перегорание свечей накаливания электрофакельного подогревателя путем закорачивания терморезистора 13 в их цепи исключено только при пуске стартера. Поэтому питание обмотки реле 12 осуществляется при замыкании контактов тягового реле стартера, т. е. когда шестерня стартера войдет в за­цепление с венцом маховика. Напряжение бортовой сети уменьша­ется до 18. 19 В и устраняется возможность выхода из строя све­чей накаливания.

При сталкивании зуба шестерни стартера и зуба венца маховика контакты тягового реле стартера и реле 12 не замыкаются. Свечи накаливания остаются подключенными к бортовой сети через тер­морезистор 13.

Существующие периферийные устройства ЭВМ, такие, как графические дисплеи (цветные, многотональные), графопостроители, устройства внешней памяти большого объема (магнитные диски, ленты) и развитое программное обеспечение позволяют создать системы автоматизированного проектирования электрооборудова­ния автомобилей (САПР). Предполагается, что внедрение САПР в скором времени вытеснит существующие методы проектирования. изготовления чертежей и документации. Это приведет к резкому увеличению производительности труда проектировщика за счет улучшения качества разрабатываемых схем и сокращения времени на их создание. Такие системы уже начали внедряться на передо­вых предприятиях отечественного автомобилестроения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «однопроводная передача энергии»?

2. Что входит в состав коммутационной аппаратуры?

3. Используемые марки проводов и способы защиты от коротких замы­каний и перегрузок.

4. Допустимые потери напряжения в электрических цепях автомобиля.

5. Как осуществляется построение схем электрооборудования?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыска топли­ва. Руководство по обслуживанию и ремонту. 2000, «Альфамер», Хель­синки, Финляндия.

2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. М. «За рулем», 2001 г., 384 с.

3. Балагуров В.А. Аппараты зажигания. М.: Машиностроение, 1968. 479 с.

4. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин переменного тока: Учеб. для вузов: М.: Высшая школа, 1982, 272 с.

5. Банников С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1977,288с.

6. Боровских Ю.И., Буравлев Ю.В., Морозов К.А. Устройство автомобиля. М.: Высшая школа, 1988, 288 с.

7. Буна Б. Электроника на автомобиле / Пер. с венг. М.: Транспорт, 1979,130с.

8. Галкин Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов. М.:

Машиностроение, 1967, 280 с.

9. Гируцкий О.И., Есеновский-Лашков Ю.К., Поляк Д.Г. Электронные системы управления агрегатами автомобиля. М.: Транспорт, 2000, 213 с.

10.Кисуненко Б.В., Эйдинов А.А. Требования к осветительным и светосигнальным приборам автомобилей в Европе и США, этапы их гармонизации. М.: «НАМИ», 2001, 96 с.

11. Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт, 1986,111с.

13.Опарин И.М., Купеев Ю.А., Белов Е.А. Электронные системы зажигания. М.: Машиностроение, 1987, 196 с.

14.Покровский Г.П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1990, 175с.

15.Сергеев А.Г, Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. М.: Транспорт, 1987, 159 с.

17.Система управления двигателем Motronic. Техническое руково­дство Роберт Бош GmbH, 1994.

18Скобелев В.М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.:

Энергоиздат, 1981, 279 с.

19.Чижков Ю.П., Квайт С.М., Сметнев Н.Н. Электростартерный пуск автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985, 160 с.

20.Ютг В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000, 320с.

21.BOSCH Automotive Handbook Роберт Бош GmbH, 2002.

22.Torges Gerhard. Electrotechnische Aurustung des Kraftfahrzeuges. Berlin: Verlang Technik, 1988. 292 с.

Источник

Популярные рекомендации экспертов