Бачок в задней части автомобиля

Бачок расширительный: надежная работа системы охлаждения

В современных системах охлаждения двигателя используются узлы, предназначенные для компенсации температурного расширения и утечек жидкости — расширительные бачки. Все о расширительных бачках, их назначении, конструкции и особенностях, а также о верном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Что такое расширительный бачок?

Бачок расширительный — узел жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания; емкость специальной конструкции, предназначенная для компенсации утечек и температурного расширения циркулирующей в системе охлаждающей жидкости.

Расширительные бачки используются и в других системах транспортных средств, тракторов и спецтехники: в гидроусилителе руля (ГУР) и в различных по назначению гидравлических системах. В целом по назначению и конструкции данные бачки схожи с бачками системы охлаждения, а об их отличительных особенностях рассказано ниже.

Расширительный бачок выполняет несколько функций:

Наличие бачка в жидкостной системе охлаждения обусловлено особенностями и физическими свойствами охлаждающей жидкости — воды или антифризов. При повышении температуры жидкость, в соответствии с ее коэффициентом температурного расширения, увеличивается в объеме, что приводит и к повышению давления в системе. При чрезмерном росте температуры жидкость (особенно вода) может закипеть — в этом случае избыточное давление сбрасывается в атмосферу через встроенный в пробку радиатора паровой клапан. Однако при последующем охлаждении двигателя жидкость приобретает нормальный объем, а так как часть ее была утеряна при выпуске пара, давление в системе падает — при чрезмерном снижении давления открывается встроенный в пробку радиатора воздушный клапан, давление в системе выравнивается с атмосферным. В этом случае в систему попадает воздух, что может оказывать негативное влияние — в трубках радиатора образуются воздушные пробки, препятствующие нормальной циркуляции жидкости. Так что после стравливания пара необходимо пополнять уровень воды или антифриза.

Антифризы различных типов обладают более высоким по сравнению с водой коэффициентом температурного расширения, поэтому описанные выше процессы происходят более интенсивно. Для устранения данных негативных эффектов в систему охлаждения и вводится расширительный бачок, соединенный с радиатором. При повышении температуры излишки жидкости просто отводятся в бачок, а при охлаждении двигателя — возвращаются в систему. Это значительно повышает порог сброса пара в атмосферу и увеличивает интервал между пополнениями уровня жидкости в системе.

Расширительный бачок играет важную роль в работе системы охлаждения и всего силового агрегата, поэтому при любой неисправности его необходимо заменить. Чтобы подобрать нужный бачок и верно выполнить ремонт, следует сначала разобраться в существующих типах и особенностях этих деталей.

Конструкция и особенности расширительных бачков

Используемые сегодня расширительные бачки имеют принципиально одинаковую конструкцию, которая отличается простотой. Это емкость объемом не более 3 — 5 литров, форма которой оптимизирована для размещения в подкапотном пространстве автомобиля. В настоящее время наибольшее распространение получили бачки из полупрозрачного белого пластика, однако на рынке представлены и изделия из металла (как правило, для старых отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и некоторых грузовиков). В бачке выполнено несколько элементов:

Таким образом, в любом бачке обязательно присутствуют заливная горловина с пробкой и штуцер для присоединения шланга от основного радиатора охлаждения силового агрегата. Данный шланг называется пароотводящим, так как через него из радиатора отводится горячая охлаждающая жидкость и пар. При такой конфигурации штуцер располагается в самой нижней точке бачка. Это наиболее простое решение, однако компенсация утечек охлаждающей жидкости осуществляется через радиатор, что в ряде случаев снижает эффективность работы системы охлаждения.

Во многих бачках дополнительно используется шланг для присоединения к термостату, в этом случае пароотводящий шланг присоединяется к штуцеру в верхней части бачка (на одной из его боковых стенок), такое же положение имеет и штуцер для присоединения к радиатору отопителя. А шланг, идущий на термостат, выводится от штуцера в нижней точке бачка. Такая конструкция обеспечивает лучшее наполнение системы охлаждения рабочей жидкостью из бачка, в целом система работает более эффективно и надежно.

Практически во всех современных расширительных бачках используется датчик уровня жидкости, встроенный в специально предназначенную для этого горловину. Наиболее часто это сигнализатор простейшей конструкции, который оповещает о критическом снижении уровня охлаждающей жидкости, но, в отличие от датчика уровня топлива, не информирует о текущем количестве жидкости в системе. Датчик соединен с соответствующим индикатором на приборной панели автомобиля.

Пробка расширительного бачка, как и пробка основного радиатора, имеет встроенные клапаны: паровой (высокого давления) для сброса давления при чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости, и воздушный для выравнивания давления в системе при ее охлаждении. Это обычные пружинные клапаны, срабатывающие при достижении определенного давления внутри бачка — при повышении давления отжимается паровой клапан, при понижении — воздушный. Клапаны могут располагаться отдельно или совмещаться в единую конструкцию.

Читайте также:  Вакансии колл центров в москве автомобили

Бачок устанавливается в подкапотном пространстве недалеко от радиатора, соединяясь с ним и с другими компонентами посредством резиновых шлангов различного сечения. Бачок несколько приподнят над радиатором (обычно его средняя линия совпадает с верхним уровнем радиатора), что обеспечивает свободное поступление жидкости (самотеком) из бачка в радиатор и/или в корпус термостата. Бачок и радиатор образуют систему сообщающихся сосудов, поэтому по уровню жидкости в бачке можно оценивать и уровень жидкости в радиаторе. Для контроля на корпусе бачка может наноситься шкала или отдельные метки с указателями «Min» и «Max».

Расширительные бачки для систем ГУР и гидравлики имеют похожую конструкцию, однако они изготавливаются только из металла, так как работают под высоким давлением. Также в этих деталях отсутствуют датчики уровня и метки, но пробка обязательно оборудована клапанами для выравнивания давления в системе на различных режимах. Присоединение шлангов осуществляется с помощью специальных наконечников, иногда — с помощью резьбовых штуцеров.

Вопросы правильного подбора и замены расширительного бачка

В процессе эксплуатации транспортного средства расширительный бачок подвергается воздействию высоких температур, значительных перепадов давления и агрессивных сред (антифриза, выхлопных газов, топлива, масел и т.д.) — все это может приводить к порче бачка и пробки заливной горловины. Наиболее частые проблемы пластиковых бачков — трещины в корпусе и разрывы вследствие чрезмерного роста давления. В любом из этих случаев бачок подлежит замене, причем сделать ремонт нужно как можно скорее.

На замену следует брать только бачок того типа и каталожного номера, что был установлен на автомобиль производителем — только так можно гарантировать корректную работу всей системы. Если из строя вышла и пробка (о чем обычно свидетельствует разрыв бачка вследствие неисправности парового клапана), то нужно купить и ее. Если же старая пробка работает нормально, то ее можно установить на новый бачок. Старый указатель уровня жидкости, как правило, тоже ставится на новый бачок без каких-либо проблем.

Замена расширительного бачка должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно для выполнения этой операции нужно слить антифриз, отсоединить от старого бачка все шланги, демонтировать бачок (он держится хомутом, иногда — с помощью дополнительных винтов) и установить в обратном порядке новую деталь. При этом может потребоваться и замена старых хомутов, так что сразу следует позаботиться и об их покупке. А если устанавливается старая пробка, то ее нужно проверить и при необходимости прочистить.

После монтажа необходимо залить новый антифриз и закрыть пробку, при верном выборе, замене и подключении нового бачка вся система сразу начнет нормально работать, обеспечивая эффективное охлаждение силового агрегата.

Источник

В транспортных средствах, оснащенных тормозными системами с гидравлическим приводом, тормозная жидкость хранится в специальной емкости — бачке главного тормозного цилиндра. Все о бачках ГТЦ, их конструкции, существующих типах и особенностях, а также о выборе и замене этих деталей — читайте в статье.

Назначение и функции бачка ГТЦ

Бачок ГТЦ (бачок главного тормозного цилиндра, расширительный бачок ГТЦ) — компонент главного тормозного цилиндра тормозной системы с гидравлическим приводом; емкость для хранения тормозной жидкости и ее подачи в ГТЦ во время работы тормозной системы.

Легковые, коммерческие и многие среднетоннажные грузовые автомобили оснащаются тормозными системами с гидравлическим приводом колесных тормозных механизмов. В общем случае такая система состоит из главного тормозного цилиндра (ГТЦ), через вакуумный или пневматический усилитель связанного с педалью тормоза, и рабочих тормозных цилиндров (РТЦ) в колесных тормозных механизмах, соединенных с ГТЦ системой трубопроводов. В системе работает специальная тормозная жидкость, обеспечивающая передачу усилия от ГТЦ к РТЦ и, тем самым, срабатывание тормозов. Для хранения запаса жидкости в системе используется специальный элемент — бачок главного тормозного цилиндра.

Бачок ГТЦ решает несколько основных задач:

Бачок ГТЦ крайне важен для нормальной работы тормозной системы, а значит, и для безопасности всего автомобиля. Поэтому при любых неисправностях данная деталь должна своевременно ремонтироваться или заменяться. Чтобы сделать верную замену, следует разобраться в существующих типах бачков ГТЦ и их особенностях.

Типы, конструкция и особенности бачков ГТЦ

Используемые в настоящее время бачки ГТЦ делятся на две больших группы:

Односекционные бачки устанавливаются как на односекционные, так и на двухсекционные ГТЦ грузовых и легковых автомобилей. Односекционные цилиндры, совмещенные с пневматическим или вакуумным усилителем тормозов, применяются в среднетоннажных грузовых автомобилях, их может быть два (по одному ГТЦ на контуры передней и задней оси) или три (один ГТЦ на контур передней оси и по одному на каждое заднее колесо). Соответственно, в одном таком автомобиле может быть два или три односекционных бачка.

Читайте также:  Гид на автомобиле по парижу

В некоторых отечественных автомобилях (ряд моделей УАЗ и ГАЗ) применяются двухсекционные ГТЦ с двумя односекционными бачкам, каждый из которых работает на свою секцию и не связан с другим. Однако такое решение имеет ряд недостатков, среди которых — усложнение системы и снижение ее надежности. С другой стороны, наличие двух бачков обеспечивает независимую работу контуров тормозной системы, поэтому при утечке жидкости из одного контура второй обеспечит возможность управления транспортным средством.

Двухсекционные бачки устанавливаются только на двухсекционные ГТЦ легковых и грузовых автомобилей. Такие бачки имеют увеличенные габариты и два штуцера для подключения к секциям цилиндра. Во всех автомобилях с двухсекционными ГТЦ устанавливается только один двухсекционный бачок. Бачки с двумя секциями упрощают конструкцию всей системы и обеспечивают перепуск жидкости между контурами, что исключает выход из строя одного из них.

Конструктивно все бачки ГТЦ довольно просты и отличаются только деталями. Бачки — пластиковые (чаще всего из белого полупрозрачного пластика, облегчающего отслеживание уровня жидкости), цельнолитые или изготовленные из двух литых половин, в верхней части выполнена резьбовая или байонетная заливная горловина, закрываемая пробкой, в нижней части находятся штуцеры. В большинстве бачков штуцеры формуются из пластика, но в односекционных бачках грузовых автомобилей чаще используется металлический резьбовой штуцер. На боковой поверхности может располагаться полупрозрачное окошко с отметками максимального и минимального уровня жидкости. В некоторых случаях предусматриваются дополнительные крепежные детали — кронштейны или проушины. В двухсекционных бачках ГТЦ между секциями располагается перегородка малой высоты, предотвращаются полное перетекание жидкости из одной половины в другую при преодолении автомобилем уклонов или при движении по неровностям дорожного покрытия.

Бачки могут иметь один, два или три штуцера. Один штуцер выполняется на односекционных бачках ГТЦ, а два и три — на двухсекционных, третий штуцер может использоваться для подачи жидкости на цилиндр гидравлического привода сцепления.

Для герметизации бачка используются пробки двух типов:

Обычные пробки имеют клапаны для выравнивания давления в бачке (впуска наружного воздуха) и стравливания давления при нагреве или слишком большом количестве жидкости в системе. В пробках второго типа помимо клапанов встраивается датчик уровня жидкости поплавкового типа, соединенный с индикатором на приборной панели. Датчик — пороговый, он срабатывает при падении уровня жидкости ниже определенного предела, замыкая цепь соответствующей сигнальной лампы.

Монтаж бачков может выполняться двумя способами:

В первом случае бачок своими штуцерами через уплотнительные резиновые втулки устанавливается в отверстия в верхней части корпуса ГТЦ, для надежной фиксации могут использоваться дополнительные хомуты или кронштейны.

Во втором случае бачок устанавливается в удобном месте моторного отсека или в иной зоне, а соединение с ГТЦ выполняется с помощью гибких шлангов. Бачок с помощью хомутов или винтов крепится к металлическому кронштейну, шланги обжимаются хомутами. Подобное решение можно встретить на некоторых отечественных легковых автомобилях, в том числе ВАЗ-2121.

В любом случае выбирает такое положение бачка, при котором тормозная жидкость самотеком может поступать в главный тормозной цилиндр, обеспечивая нормальную работу всей систему в различных условиях.

Как правильно выбрать и заменить бачок главного тормозного цилиндра

Бачки ГТЦ просты и надежны, однако они вследствие воздействия агрессивных сред, механических и температурных воздействий могут выходить из строя — любые трещины, изломы штуцеров или ухудшение прочности фиксации пробки могут привести к ухудшению работы тормозов и к аварийной ситуации. Поэтому бачок следует регулярно осматривать (при плановом ТО тормозной системы), и при обнаружении неисправностей менять в сборе.

На замену следует брать бачок ГТЦ только того типа и модели, что рекомендован производителем транспортного средства. Для отечественных автомобилей найти бачки проще, так как на многих из них используются унифицированные детали, для автомобилей иностранного производства нужно использовать бачки только в соответствии с их каталожными номерами. Одновременно рекомендуется приобрести втулки, шланги (если они предусмотрены) и крепеж.

Замена бачка должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту данной конкретной модели транспортного средства. Но в общем случае порядок выполнения работ следующий:

По завершению работ следует пополнить запас тормозной жидкости и прокачать систему для удаления пузырьков воздуха. После прокачки может потребоваться доливка жидкости до необходимого уровня, указанного на бачке. При верном выборе бачка и правильной его замене тормозная система автомобиля будет работать эффективно и надежно в любых условиях.

Источник

В каждом автомобиле присутствует система, обеспечивающая чистоту лобового стекла в любых условиях — стеклоомыватель. Вода или незамерзающая жидкость для омывателя хранится в специальной емкости — бачке. О бачке стеклоомывателя, его типах, конструкции, обслуживании и ремонте читайте в данной статье.

Назначение бачка стеклоомывателя

Лобовое стекло в процессе эксплуатации автомобиля подвергается значительному загрязнению — на нем появляются пыль и грязь, пятна от насекомых, смола от деревьев и т.д. Все это ухудшает обзор и снижает безопасность автомобиля, а также влияет и на его внешний вид. А у автовладельца далеко не всегда есть возможность сделать остановку и промыть стекло, поэтому уже давно в автомобилях используется специальная система очистки лобового стекла во время движения — стеклоомыватель.

Читайте также:  Возврат купленного автомобиля в салон

Стеклоомыватель — вспомогательная система автомобиля, предназначенная для быстрого удаления загрязнений с лобового или заднего стекла, не требующая остановки и покидания салона (кабины). В общем случае стеклоомыватель имеет крайне простое устройство: его основу составляет бачок с запасом омывающей жидкости, в который встроен насос (а в некоторых случаях и датчик уровня жидкости), жидкость от насоса по трубкам подается на жиклеры (форсунки), разбрызгивающие ее на стекло.

Важную роль омывателя играет его бачок, на эту деталь возложено несколько функций:

Рассмотрим конструкцию и особенности бачка омывателя подробнее.

Типы, устройство и особенности бачков омывателей

Все бачки стеклоомывателей, независимо от типа и применимости, имеют принципиально одинаковую конструкцию и состоят из следующих деталей:

Основой бачка выступает корпус, он может быть двух основных типов:

Корпус бачка — пластиковый, изготавливается из полупрозрачного материала, что позволяет визуально оценивать количество жидкости в бачке. Пластик также решает проблему замерзания воды в бачке — этот материал при расширении льда не лопается и после размораживания бачок полностью сохраняет свои качества. По типу конструкции бачки бывают:

Независимо от конструктивного типа бачка, на нем выполняется несколько элементов:

Объем бачком может быть различным — от 1,5 до 5,2 и более литров. Чем больше бачок, тем реже его нужно заполнять, однако большой бачок сложнее разместить в подкапотном пространстве, поэтому сегодня эти детали могут иметь самые замысловатые формы. Наиболее сложную форму имеют бачки легковых автомобилей (особенно компактных), а в грузовиках бачки омывателей имеют традиционную прямоугольную или круглую (цилиндрическую) форму.

Бачки омывателей делятся на несколько типов по количеству и месту расположения насосов, по способу крепления и по наличию датчика уровня.

По количеству и месту расположения насосов бачки бывают:

В бачках первых двух типов питание всех форсунок (жиклеров) стеклоомывателей осуществляется только одним насосом. В бачке третьего типа питание жиклеров осуществляется индивидуальными насосами, что повышает эффективность обмыва стекла.

Монтаж насосов на бачке осуществляется через отверстия, в которые вставлены резиновые уплотнительные втулки. Насос, установленный сверху бачка, дополнительно может фиксироваться пластиковой накидной гайкой или фланцем на защелках. Насосы, расположенные в нижней части бачка, удерживаются за счет упругости резиновых втулок и дополнительного крепежа не имеют.

По типу крепления бачки бывают двух основных типов:

В первом случае бачок держится за счет присутствующих на его стенках кронштейнов, проушин или других компонентов. Во втором случае бачок вставляется в металлическую корзину либо удерживается закрепленным на кузове хомутом (металлическим или пластиковым), и т.д. Сегодня одинаково широкое распространение получили все указанные виды крепежа.

Наконец, бачки могут оборудоваться датчиком уровня, который сигнализирует о низком уровне омывающей жидкости. Датчики уровня устанавливаются в отдельное отверстие в верхней части бачка, а на приборной панели автомобиля расположен соответствующий индикатор.

В целом, бачки стеклоомывателей имеют простую конструкцию, что сказывается на их обслуживании и ремонте.

Техническое обслуживание, ремонт и замена бачка стеклоомывателя

Бачок омывателя в большинстве случаев не нуждается в техническом обслуживании и может верно служить в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Однако в бачке по различным причинам могут возникать неисправности, которые необходимо устранять.

Наиболее частая проблема — замерзание воды в бачке при наступлении холодов. Обычно это не имеет серьезных последствий, однако делает невозможным использование стеклоомывателя. В этом случае необходимо разморозить бачок, что можно сделать с помощью добавки горячей воды или продувкой с помощью фена, также можно просто загнать машину в гараж или на подземную парковку.

Из неисправностей можно отметить следующие:

Первые две неисправности устраняются просто — достаточно вернуть на место трубки и разъемы. С насосом (насосами) дела могут быть сложнее. Например, может просто выйти из строя электромотор насоса, и в этом случае придется менять весь узел. Частой проблемой является проворачивание вала мотора в оси крыльчатки насоса — такое бывает при включении стеклоомывателя с замороженной водой, крыльчатка вмерзает в воду и вал мотора просто проворачивается в ней. В этом случае можно выполнить ремонт, но иногда проще заменить насос в сборе.

А при повреждении бачка никаких вариантов, кроме его замены, нет. Конечно, многие автовладельцы пытаются запаивать или иначе ремонтировать корпус бачка, но обычно такой ремонт дает недолговечный результат.

Замена бачка омывателя в общем случае производится следующим образом:

Эта работа проста и поддается рукам даже неопытного автовладельца. При правильной замене бачка стеклоомыватель будет работать надежно, обеспечивая чистоту лобового стекла в любых условиях.

Источник

Популярные рекомендации экспертов