Ассоциация европейского рынка автомобилей

Российский авторынок: статистика марта и первого квартала

Опубликована мартовская статистика продаж новых автомобилей в России: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом весеннем месяце реализовано 149 тысяч машин, то есть на 5,7% меньше, чем годом ранее. Формально — падение рынка, но надо учесть, что март 2020-го запомнился повышенным спросом на пороге карантина и самоизоляции. А если сравнивать с январем (95 тысяч машин) и февралем (120 тысяч машин) 2021 года, то итоги марта вполне оптимистичные.

Однако интереснее взглянуть на результаты первого квартала, которые дают чуть более полную картинку рынка, ведь Daimler и BMW сейчас публикуют свою статистику только раз в квартал. По данным АЕБ, за первые три месяца 2021 года в России продано 387 тысяч новых легковых машин и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,8% меньше, чем за тот же период 2020 года. Впервые АЕБ дала отдельные данные по четырем сегментам: внедорожников продано 183 тысячи штук, или 47% всех продаж (точная классификация не приводится), коммерческих автомобилей — 21263 экземпляра, пикапов — 1784 штуки, электромобилей — 204 штуки.

Падение спроса на 2,8% вполне ожидаемо на фоне постоянного роста цен. Свою лепту внес и дефицит многих моделей, а также немалые дилерские накрутки, из-за которых покупатели откладывают покупку новой машины. В ближайшее время ожидается очередное повышение утилизационного сбора, а значит, автомобили снова подорожают, так что рост рынка под большим вопросом.

Любопытный факт из квартальной статистики: в десятку самых популярных брендов входят Mercedes-Benz и BMW! Причем у Мерседеса рост продаж на 10%, хотя BMW сохраняет прошлогодний уровень. И это при том, что из остальных брендов в первой десятке рост продаж показали только Лада (вырос спрос на Гранту и две Нивы) и Skoda (благодаря Рапиду и кроссоверам). Все ближе к лидерам подбираются «китайцы» Haval, Chery и Geely: вся троица демонстрирует серьезный прирост сбыта.

Российским бестселлером остается Лада Гранта (30 тысяч машин за три месяца), а Веста уступила второе место семейству Kia Rio. Маленькая сенсация: Kia K5 по итогам квартала оказалась далеко впереди Тойоты Camry, которая сдала позиции из-за перерыва с поставками при переходе на рестайлинговые машины. А вот сенсация побольше: в мартовский рейтинг топ-25 самых популярных машин внезапно пробились «пятерка» BMW (1856 машин за месяц) и Toyota Land Cruiser Prado (1722 машины)! Они расходились лучше, чем Skoda Octavia, Kia Seltos или Renault Duster. И это главное, что нужно знать о сегодняшнем состоянии российского рынка.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первом квартале 2021 года (в сравнении с тем же периодом 2020-го)

Марка I квартал 2021, шт. I квартал 2020, шт. Динамика
Лада 83908 79600 +5%
Kia 51624 51870 0%
Hyundai 40124 41601 –4%
Renault 30364 32056 –5%
Volkswagen 23503 25285 –7%
Toyota 23251 27231 –15%
Skoda 22802 21001 +9 %
Nissan 13727 18225 –25 %
Mercedes-Benz 11758 10662 +10%
BMW 10886 10880 0%
ГАЗ 9873 11097 –11%
Mazda 8052 7585 +6%
Haval 6558 4047 +62%
Chery 6310 1689 +274 %
УАЗ 5615 7293 –23 %
Lexus 5146 4563 +13 %
Mitsubishi 5132 9266 –45 %
Audi 4112 3941 +4%
Geely 3490 2466 +42 %
Ford 3389 2142 +58%
Suzuki 2004 1929 +4%
Volvo 1799 1702 +6%
Porsche 1630 1411 +16%
Peugeot 1625 1050 +55%
Land Rover 1608 1999 –20 %
Subaru 1601 1721 –7%
Changan 1143 1245 –8%
Citroen 870 839 +4%
Mini 707 753 –6%
Cadillac 609 352 +73%
FAW 523 341 +53%
Cheryexeed 520
Infiniti 518 515 +1%
Genesis 472 431 +10%
Jeep 360 449 –20%
Honda 329 430 –23%
Fiat 275 245 +12%
Opel 271 20 +1255%
Lifan 223 420 –47%
GAC 116
IVECO 112 63 +78%
Isuzu 111 207 –46%
Jaguar 86 307 –72%
Chevrolet 86 4259 –98%
Brilliance 53 44 +20%
Foton 26 16 +63 %
Zotye 19 71 –73%
Chrysler 1 10 –90%
smart 1 43 –98%
Dongfeng 269
Datsun 4877
Читайте также:  Вторичный рынок автомобилей сравнение

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в первом квартале 2021 года (в сравнении с тем же периодом 2020-го)

Источник

Россия заняла четвертое место в Европе по продажам легковушек в 2020 году

В России в 2020 году было продано 1 598 825 новых легковых автомобилей. Эта цифра на 9,1% меньше показателей за 2019 год. Что касается декабря, то в этом месяце рынок упал на 2,1% — до 166 666 единиц. Соответствующие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

В организации заявили, что по сравнению с другими европейскими рынками, падение в России выглядит «незначительным». Кроме этого, автомобильные продажи на российском рынке в отличие от других стран показывали в прошлом году отрицательный результат лишь во втором квартале. Российский рынок в 2020 году оказался четвертым по объемам продаж в Европе (в 2019 году Россия была на пятом месте).

«2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка: продажи новых автомобилей превышали показатели предыдущего года всего 4 месяца. Несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира. Этот год подтвердил весьма прочное положение и долгосрочную заинтересованность автопроизводителей в российском рынке, а также критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России», — пояснил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Замыкает первую тройку Hyundai с результатом 163 244 машины. Это на 9% меньше показателей позапрошлого года, когда корейцы продали на российском рынке 178 809 своих машин. Далее следуют Renault (128 408 шт.) и Volkswagen (100 171 штука).

В премиальном сегменте в 2020 году только два бренда смогли продемонстрировать рост. BMW продала за год 42 721 автомобиль (+2,9%), а Cadillac — 1 424 машины (+46,1%).

Компания Porsche за 12 месяцев реализовала на 5,2% меньше автомобилей — 5 711 единиц. Продажи шведской Volvo упали на 9,3% и составили 8 025 машин.
В свою очередь, Lexus реализовал 20 586 автомобилей (-8,1%). Audi продала за отчетный период 15 247 автомобилей, что на 6,6% меньше показателя 2019 года. Компания Infiniti продала в прошлом году 1 892 машины (-45,6%). Показатели Jaguar упали до 963 единиц (-44,6%). Genesis продал в прошлом году 1 286 своих автомобилей, что на 43,5% меньше показателей 2019 года. Mercedes-Benz реализовал за год 38 815 машин (-7,7%).

По итогам 2020 года самой популярной моделью оказалась Lada Granta. За год россияне приобрели 126 112 таких машин против 135 831 автомобиля годом ранее. На второй строчке расположилась Lada Vesta (107 281), сумевшая обогнать Kia Rio (88 064 машины).

Четвертое место, как и в 2019 году, удерживает Hyundai Creta с показателем 73 537 машин — это самый популярный кроссовер на рынке. Первую пятерку замыкает Volkswagen Polo (58 455 седанов).

Источник

Продажи в марте могли упасть на 6%

Продажи новых легковых и легких машин в марте упали: по оценке источников “Ъ”, рынок сократился сразу примерно на 6% после краткосрочного выхода в плюс в феврале. Главной причиной снижения продаж большинство дилеров считают ухудшающуюся доступность машин, в том числе из-за нехватки чипов. При этом в ближайшие месяцы, по мнению участников рынка, пострадает и спрос: покупатели в массовом сегменте начинают отказываться от покупок из-за роста цен.

Читайте также:  Больше всего в мире автомобилей выпускают

Как следует из статистики по основным игрокам авторынка (по итогам 2020 года на них приходилось более 70% всех продаж), с которой ознакомился “Ъ”, рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в марте упал примерно на 6%. Еще в феврале он рос на 0,8%, в январе — падал на 4,2%, сообщали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Результаты по итогам марта АЕБ представит только 6 апреля.

Из автоконцернов свои продажи в марте уже раскрыл лидер рынка АвтоВАЗ, показав рост всего на 3%, до 33,8 тыс. машин. Это скромнее результата февраля, когда продажи Lada росли на 13% — в том месяце была исчерпано льготное автокредитование, основным бенефициаром которого был АвтоВАЗ.

Несмотря на ожидания, что ситуация улучшится, доступность машин снизилась, утверждают источники “Ъ” среди дилеров. Так, ряд из них говорит о нехватке машин Toyota, BMW и Mercedes-Benz. В компаниях на ответили на вопросы “Ъ” о наличии дефицита. В целом собеседники “Ъ” говорят о достаточно схожей ситуации по большинству брендов, не выделяя какой-либо из них.

Как российский автопром борется с дефицитом микросхем

Дефицит — все еще и катализатор спроса, и один из основных факторов, замедляющих продажи, говорит председатель правления «Авилона» Андрей Павлович. Спрос в марте держался на «стабильно хорошем уровне», но дефицит сохраняется по большинству брендов — в разной степени пока не хватает некоторых моделей, соглашается он. Дилер ожидает нормализации ситуации к лету.

Собеседники “Ъ” не так оптимистичны. Они также отмечают, что за пределами Москвы доступность машин может быть выше.

«С начала пандемии с квотами на автомобили серьезные проблемы — производители не успевают отгружать их нужное количество. Но сейчас есть положительная динамика»,— говорят в пермском «Сатурн-Р» (Subaru, Kia, Audi, Nissan и другие). С этим согласны в петербургском «Аларм-Моторс». В группе Wagner при этом уточняют, что улучшения волнообразные и есть лишь по некоторым моделям и маркам.

Цены на автомобили в первом квартале выросли на 2–8%

В «Рольфе» уже не рассчитывают, что дефицит закончится к лету, указывая на нехватку чипов во всем мире, которые нужны в том числе для автокомпонентов (см. “Ъ” от 3 марта). Кроме того, дилер вновь говорит о вероятных проблемах с логистикой. Глава Fresh Auto Денис Мигаль, в свою очередь, отмечает, что на дефицитные модели сейчас вырос спрос, «но в апреле они не будут выкуплены из-за удлинения сроков поставки, а в массовом сегменте востребованность резко снизилась из-за увеличения цен с апреля» (“Ъ” писал о росте цен 30 марта). Андрей Павлович также обращает внимание на относительную высокую базу марта 2020 года. Тогда продажи выросли на 4% на фоне девальвации рубля.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что сейчас ключевые вопросы для рынка — дефицит микрочипов и его влияние на предложение, а также рост цен как сдерживающий фактор, особенно в массовом сегменте. Он все еще ожидает роста рынка на 2–5% по итогам года, указывая, что результаты второго полугодия будут более показательными.

Ольга Никитина; Екатерина Артемова, Пермь; Мария Кузнецова, Санкт-Петербург

Источник

На продажи давят цены и дефицит машин

Как и предсказывал “Ъ”, авторынок в марте упал на 5,7%. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) констатируют дефицит и тот факт, что покупательский интерес снижается по мере роста цен на автомобили, а также говорят о дополнительной неопределенности на рынке из-за планов правительства по повышению утильсбора. В Минпромторге же, наоборот, еще несколько дней назад говорили о том, что нехватка машин на рынке — штатная ситуация, и даже отмечали сигналы роста экономики. По итогам первого квартала реализация машин также оказалась в минусе — на 2,8%.

Читайте также:  Арест автомобиля судебными приставами что это

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в марте упали на 5,7%, до 148,7 тыс. машин, подсчитали в АЕБ. Если в феврале улучшение доступности машин у дилеров вместе с низкой базой привели рынок в символический плюс, то в прошедшем месяце на результат повлияли как относительно высокая реализация в марте 2020 года из-за девальвации, так и усложняющийся дефицит.

По итогам первого квартала продажи оказались в минусе на 2,8% (387,3 тыс. машин). Ассоциация также впервые представила данные по доле сегментов в общей статистике. Так, 5,5%, или 21,3 тыс. реализованных в январе—марте, машин были легкими коммерческими. 183,2 тыс. машин (47,3%) пришлось на крупнейший сегмент внедорожников (SUV). 1,8 тыс. проданных автомобилей — пикапы. Кроме того, в первом квартале официально концернами продано 204 электромобиля.

Глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель отметил, что «ближайшие пара месяцев исправят ситуацию и рынок продемонстрирует рост, так как мы будем сравнивать результаты последующих месяцев с наихудшим периодом в истории автопрома, связанным с ограничениями для бизнеса из-за пандемии коронавируса». Речь идет о месяцах локдауна, когда фактически реализация машин приостанавливалась.

Как российский автопром борется с дефицитом микросхем

Нынешняя ситуация на рынке «не вызывает удивления» АЕБ. «Покупательский интерес несколько снижается по мере роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей. Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте»,— говорит господин Штерцель.

Дилеры и аналитики также предупреждали, что повышение цен на машины ведет к падению спроса в этом наиболее чувствительном к стоимости сегменте. Повышение же утильсбора на автомобили на 25%, которое дополнительно отразится в ценах, как сообщал “Ъ”, поддержано аппаратом правительства.

При этом в профильном министерстве видят картину рынка иначе: глава Минпромторга Денис Мантуров 5 апреля называл ситуацию с дефицитом абсолютно штатной, отмечая: «Ну а то, что потребление растет,— это очень хорошо, значит, экономика восстанавливается» (цитата по ТАСС).

В 2020 году продажи упали на 9,1%, до 1,6 млн машин, в декабре — на 2,1%, до 166,7 тыс. штук. АЕБ в начале года давала прогноз по рынку в 2021 году на 2,1%.

Почему росли цены на машины в первом квартале

Реализация Lada в марте увеличилась на 3%, до 33,8 тыс. машин. Среди топ-10 брендов в плюсе также только Kia (на 1%, до 20,1 тыс. проданных автомобилей), а также китайский Haval (на 77%, 2,8 тыс. штук). Наибольшее падение среди лидеров рынка показал Nissan — на 25%, до 5,7 тыс. штук. Двузначное падение также у Toyota (на 18%, до 10,3 тыс. штук), Renault (на 15%, почти до 11,7 тыс. штук). Продажи Hyundai упали на 3%, до 15,3 тыс. автомобилей, группы ГАЗ — чуть более активно — на 4%, до 4,5 тыс. машин, Skoda — на 1%, до 9,7 тыс. машин.

В квартальном рейтинге динамика по брендам отличается только размером роста или падения, но здесь в топ-10 не вошли Haval и ГАЗ. Их место заняли Mercedes (рост на 10%, до 11,4 тыс. машин в январе—марте) и BMW (реализация на уровне прошлого года, 10,9 тыс. машин), которые с прошлого года не раскрывают помесячные результаты.

Источник

Популярные рекомендации экспертов