Артур сарафян изобрел автоматическую коробку передач для автомобиля

Американский изобретатель Оскар Бэнкер — Асатур Сарафян

Плодовитый американский изобретатель армянского происхождения, запатентовавший множество своих разработок, используемых везде и всюду в современном мире. Так, среди его работ — автоматическая коробка передач для автомобилей, безыгольный инжектор, основные элементы системы управления в вертолете Сикорского и усилитель рулевого управления. Бэнкера прозвали ‘отцом автоматической трансмиссии’.

Настоящее имя Бэнкера – Асатур Сарафян, он родился в 1895 году в Османской империи, что было совсем непросто для армянской семьи. К счастью, семье Сарафян удалось пережить Хамидийскую резню, массовые убийства армян, организованные по всей Османской империи в 1894-1896 годах, но маленький Асатур заболел, и никто не ожидал, что он выживет, поскольку его мать помешалась во время резни и не могла ухаживать за ребенком.

Мальчика спас отец, поивший его виноградным соком с помощью вымени козы, заменившего современную бутылочку для кормления. Ребенок, в конце концов, вполне поправился.

В юности Асатуру удалось уехать из Османской империи, перебраться за океан и поселиться в Чикаго (Chicago). Едва оказавшись на острове Эллис (Ellis Island), самом большом пункте приема иммигрантов в первой половине 20-го века, он изменил имя на Оскар Бэнкер и постарался найти себе место в мастерской, работавшей с оборудованием.

Пока Оскар трудился в этой мастерской, он успел изобрести опиловочный станок, и это так ему понравилось, что Бэнкер решил посвятить изобретениям всю свою жизнь.

Когда ‘General Motors’ начала ставить в автомобили полуавтоматическую коробку передач, механизм имел множество недостатков. Оскар Бэнкер предложил компании автоматическую трансмиссию, которая была гораздо более надежной и долговечной.

Он отстаивал свое изобретение около восьми лет, борясь с компаниями, конструировавшими автомобили, но, наконец, его предложение было принято, и ‘General Motors’ немедленно принялась оснащать свои автомобили его автоматическими коробами передач.

В конце концов, Оскар Бэнкер стал известен как ‘человек, который создал Ральфа Нейдера (Ralph Nader)’. Нейдер, известнейший в США (USA) активист, сделал себе имя на судебных процессах с автомобильными компаниями и благодаря книге ‘Опасен на любой скорости’ (‘Unsafe at Any Speed’), первому детальному исследованию проблем безопасности американских автомобилей, ставшему популярным у широкой публики. Кстати, Нейдер упомянул в своем исследовании и Бэнкера.

Особого внимания заслуживает вклад Бэнкера в авиационную механику. Он работал над системой управления первого экспериментального вертолета Сикорского, который поднялся в воздух в 1939 году. Совместные изобретения Сикорского и Бэнкера привели в конечном итоге к массовому производству вертолетов во время Второй мировой войны.

Бэнкер изобрел пневматический шприц-пистолет для прививок. Когда жена изобретателя услышала по телевизору, что военный хирург Роберт Хингсон (Robert Hingson) говорил о подобном механизме, она тут же рассказала мужу, и Бэнкер запатентовал свой инъектор в 1968 году.

Читайте также:  Гибридные автомобили 2005 года

Позже инъектор, который мог производить до 2000 инъекций в час, взяла на вооружение медицинская компания ‘Med-E-Jet’ в Кливленде. Благодаря простой и надежной конструкции, шприц-пистолет использовался во всем мире.

Когда островное государство Гренада (Grenada) в Карибском море (Caribbean Sea) пострадало от эпидемии, ‘Med-E-Jet’ отправила туда груз инъекторов Бэнкера, и 2 августа 1979 года в Гренаде выпустили почтовую марку в честь изобретателя, спасшего немало жизней.

В 1983 Бэнкер опубликовал мемуары под названием ‘Dreams and Wars of an American Inventor: An Immigrant’s Romance’ (букв. ‘Мечты и войны американского изобретателя: Иммигрантская романтика’), в которых признал, что Америка (America) – все еще страна больших возможностей.

Оскал Бэнкер умер в Кливленде, штат Огайо (Cleveland, Ohio), в 1979 году, в возрасте 83 лет. Его сына звали Оскал Бэнкер-младший (Oscar Banker, Jr.).

Информация размещена совместно с Гоар Рштуни Александр Бакулин

Источник

Кто придумал и изобрел первую в мире автоматическую коробку передач

Начало 20 века богато на изобретения в области машиностроения, и сказать, кто первым придумал коробку автомат, довольно сложно. Создание автоматической трансмиссии присваивают нескольким людям. Первым в мире транспортным средством, оснащенным полноценным «автоматом» был автобус шведского производства Лисхольм-Смит. Это был штучный экземпляр, который был придуман и сконструирован в 1928 году. Установка АКПП в серийном производстве была впервые осуществлена на автомобиле Buick Roadmaster в 1947 году.

История создания автоматической коробки передач

Первыми, кто изобрел автоматическую коробку передач, можно назвать американских братьев Стартевентов. В 1904 году они придумали первую версию АКПП и представили ее миру. По сути, эта коробка являлась усовершенственной «механикой» с двумя ступенями, переключения которых осуществлялись автоматически. Проект не был реализован в массовое производство по ряду причин.

Следующими значимыми разработками по созданию автоматической коробки занимались инженеры компании Ford. На тот момент уже был запущен в серию легендарный автомобиль «Model-T», на котором и велась отработка автоматической планетарной КПП с двумя скоростями вперед и одной назад.

Позаимствовав вариант такой трансмиссии у производителей Ford, Карл Бенц доработал экземпляр для установки его на авто «Мерседес-Бенц». Но утверждение, что именно Бенц придумал АКПП, является неверным.

Наличие гидроблока, играющего роль сцепления в АКПП, определяет начало существования классического «автомата». Первый гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер. Его изобретение было придумано для преобразования крутящего момента от двигателя через специальные механизмы на лопасти судна. В 1902 году появилась запатентованная версия гидроблока, способного обеспечивать до 90% КПД двигателей на кораблях.

Гидродинамический механизм Феттингера, сделавший минимальными потери энергии в двигателе, в начале применялся только в судостроении. Позже этот агрегат перекочевал в отрасль автомобилестроения. Запатентовал первую в мире коробку автомат с гидротрансформатором в 1935 году армянский изобретатель Азатур Сарафян, позднее взявший себе имя Оскар Бэнкер. После того, как он придумал свое детище, еще в течение семи лет ему пришлось отстаивать право присвоить патент себе. В то же время концерн General Motors начал применять изобретение в своем производстве.

Читайте также:  Военные автомобили 1941 года фото

40-е и 50-е года прошлого столетия характеризуются массовым внедрением в серийное производство автомобилей с коробкой «автомат». Такая КПП устанавливалась на американские марки авто: Chevrolet, Packard, Buick, Hudson и другие.

Устройство автоматической трансмиссии

Мысль придумать автоматическую коробку приходила многим. Первые образцы механической трансмиссии переключения передач были очень сложны в управлении. Водителю приходилось самостоятельно отслеживать обороты двигателя и на определенной скорости переключать ступени. МКПП тех времен не имела синхронизаторов, что делало управление автомобилем достаточно сложным.

Первая в мире автоматическая коробка передач, запущенная в серию, устанавливалась на автомобиль концерна GM Buick Roadmaster. Это был легковой автомобиль класса люкс, который оснащался АКПП за дополнительную плату и был доступен представителям высшего общества.

На то, чтобы создать современный «автомат» ушло несколько десятилетий. Первые образцы АКПП имели ряд недостатков:

За комфорт приходилось платить, и многие люди не хотели мириться с этим. Придумать и усовершенствовать автоматическую коробку передач, адаптированную для установки на несколько марок автомобилей удалось все тем же инженерам компании GM. Она получила название Hydra-Matic. Название акцентировало наличие в данном агрегате гидромуфты. Планетарная коробка работала в паре с гидротрансформатором. Тормозные механизмы плавно затормаживали пониженную ступень, а повышение давления рабочей жидкости обеспечивало одновременное включение следующей скорости. Ступеней стало четыре, и для них были придуманы соответствующие обозначения: Low, Low-Overdrive, High, High-Overdrive. Передача «Reverse» отвечала за задний ход.

Уже в 60-х годах придумали и стали применять коробки переключения с синтетической смазкой, что сделало их более надежными и увеличило их ресурс.

В середине шестого десятилетия была изобретена трансмиссия с привычным обозначением передач на панели коробки:

Буквенное обозначение на корпусе АКПП Расшифровка
P Parking – режим парковки
R Reverse – задний ход
N Neutral – нейтральный режим
D Drive – движение вперед
L Low – пониженная передача

Принцип работы АКПП

Появившиеся автомобили с более современной автоматической коробкой передач произвели настоящую революцию среди автолюбителей. Теперь управлять транспортным средством было под силу даже женщинам, которые и облюбовали этот тип КПП. Переключения коробки были плавными и почти незаметными, а набор скорости стал более динамичным.

За момент переключения передачи отвечали фрикционы и реечные механизмы, которые работали одновременно в составе гидротрансформатора и обеспечивали комфорт во время управления авто.

Даже спортивный режим вождения не мешал водителю наслаждаться скоростью, если не брать во внимание значительный расход топлива.

Первая машина с АКПП

Классический автомат был впервые установлен в серийный автомобиль Бьюик в 1947 году. Следующими подопытными авто стали Cadillac и Pontiac. После многих доработок и выявления недостатков управления трансмиссией, инженеры американского концерна придумали усовершенствованный Hydra-Matic, которым оснащались многочисленные американские и европейские марки:

Первые машины на «автомате» расходились как горячие пирожки, и уже к концу 60-х никого нельзя было удивить наличием современной трансмиссии. Создание такого полезного агрегата отразилось на манере вождения и на образе жизни автолюбителей в целом. После того, как придумали АКПП, управлять транспортным средством было легко и приятно.

Читайте также:  В каких случаях владелец легкового автомобиля может передать

Среди обеспеченных людей было уже в порядке вещей приобрести себе свой первый автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач. Появилось новое поколение автолюбителей, которые никогда не управляли МКПП, а сразу сели за руль авто с современной трансмиссией. Постепенно таких людей становилось все больше в разных странах.

Первая русская автоматическая коробка

Появление нового типа трансмиссии в США и странах Европы не могло не заинтересовать отечественных производителей автомобильной техники. Первым в СССР автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач был лимузин представительского класса ЗИЛ-111, выпущенный осенью 1958 года. Одним из тех, кто изобрел отечественную коробку «автомат», являлся Андрей Островцев, который возглавлял конструкторское бюро завода имени Лихачева (ЗИЛ).

Утверждение, что первую автоматическую коробку передач для отечественного автомобиля придумали советские инженеры, будет несправедливым. Они не являлись изобретателями коробки «автомат». Агрегат был заимствован с американского Packard и лишь частично доработан и адаптирован под новое транспортное средство. Он представлял собой тандем гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной КПП.

Сам ЗИЛ-111 был прототипом той же марки авто США. Внешний облик первого советского автомобиля с автоматической коробкой передач тесно перекликался с дизайном американских кузовов тех лет. Под капотом стоял шестилитровый двигатель с V-образным расположением 8 цилиндров. Мощность ЗИЛа достигала 200 лошадиных сил, что в советское время было феноменальным показателем.

В 60-х годах прошлого века в СССР появилась первая советская Волга-21 с автоматической коробкой передач. Но и этот автомат не был придуман советскими инженерами, а заимствован у тех же американцев. Модель в свободную продажу не пустили, ограничившись небольшой партией. Для простого советского человека шанс управлять отечественным авто, оснащенным АКПП, так и не выпал.

В современной России в 2012 году появилась модель Лада Гранта с автоматической коробкой переключения передач. Тольяттинский концерн АвтоВАЗ не стал придумывать собственную разработку, а приобрел готовую японскую АКПП Jatco и установил ее на свое детище. Доступное авто и по сей день имеет высокий уровень продаж среди жителей России.

Наши дни

Современная автоматическая коробка передач представляет собой отлаженный механизм, управляемый специальным электронным блоком. С помощью многочисленных датчиков коробка-автомат способна контролировать рабочие режимы и выводить необходимую информацию на экран бортового компьютера авто.

Были придуманы 5-ти, 6-ти, 7-ми и даже 8-ми ступенчатые АКПП, которые позволяют водителю наслаждаться плавным разгоном и комфортной управляемостью транспортным средством любого назначения:

Обслуживание автоматической коробки переключения скоростей в специализированных центрах и использование качественных расходных материалов и трансмиссионных жидкостей обеспечивает ее бесперебойную работу на протяжении многих лет.

Изобретатели коробки автомат и их многочисленные последователи на протяжении нескольких десятилетий придумывают новую конструкцию и адаптируют этот механизм под современную жизнь человека. Даже сегодня этап разработки АКПП нельзя назвать законченным.

Источник

Популярные рекомендации экспертов