Армения будет производить автомобили

Заехали в тупик. Что ждет российских владельцев автомобилей с армянскими номерами

Владельцы автомобилей с армянскими номерами стучат во все двери высоких кабинетов, чтобы не лишиться своих машин.

Первые сообщения о задержаниях автомобилей с государственными номерами Республики Армения появились в публичном пространстве 1 июля прошлого года. Инспекторы ГИБДД сразу в нескольких регионах России принялись останавливать такие машины и в случае, если за рулем находился не гражданин братской республики, в соответствии с частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ выписывали на водителя штраф за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. В отдельных случаях полицейские также отправляли авто на штрафстоянку, что позволяет делать эта статья административного кодекса.

Практика довольно быстро распространилась по стране и всколыхнула общественность, так как по нашим дорогам сейчас ездит порядка 300 тыс. таких автомобилей. Люди, купившие машины в Армении, оказались в положении виноватых с реальной перспективой потерять собственность, за которую они заплатили. И это притом, что никаких преград для покупки авто в Армении и их эксплуатации на территории России прежде не было. Более того, на многочисленные запросы автовладельцев имеются официальные ответы из таможенных и правоохранительных органов, которые прямо указывали, что ограничений в перемещении армянских машин по нашим дорогам нет. Таких документов на бланках госструктур масса в открытом доступе в интернете, и наличие этих бумаг никто не отрицает. И вот такой поворот. Вернее, тупик. А, как известно, вырулить из него можно, только сдав задним ходом до места разворота.

Трагедия положений

История началась в 2015 году, когда был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Армения стала членом союза почти одновременно с Россией, Беларусью и Казахстаном. Позже в организацию вошел Кыргызстан. Естественно, что в момент создания ЕАЭС во всех странах были разные пошлины на импортные автомобили. Чтобы привести все к общему знаменателю, требовалось время.

Таким образом, Армения получила льготы на растаможку импортных автомобилей, но вместе с этим правом были и обязанности, о которых продавцы авто с армянскими номерами покупателям почему-то не сильно рассказывали. В частности, импортные автомобили, согласно договору, имеют статус иностранных товаров, из чего следует, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств – членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения… Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию» (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписан в г. Минске 10 октября 2014 года (ред. от 11 апреля 2017 года)).

Проще говоря, иномарки, прибывшие в Армению, должны оставаться в Армении. Исключение составляют только те машины, на которых ездят сами владельцы, в обязательном порядке граждане этого государства – они имеют право беспрепятственно перемещаться на своих авто по территории стран, входящих в ЕАЭС.

Как следует из дальнейшего развития событий, Армения своих обязательств в плане сдерживания экспансии дешевых иномарок в Россию и Казахстан не выполнила.

Первыми «щель в заборе» заметили профессиональные перекупщики. Они очень быстро поняли, что в Армении можно приобрести автомобили по ценам в полтора-два раза ниже, чем в России, и открыли новое направление бизнеса. Ехали в братскую республику, оформляли машины по доверенности и возвращались на Родину.

Ну и как же без дополнительных «плюшек»? За армянские иномарки не надо было платить транспортный налог, и регистрационные номера братской республики не читаются нашими комплексами фотовидеофиксации нарушений – гоняй как хочешь. Это, кстати, сослужило плохую службу всем владельцам армянских иномарок – российские автолюбители люто невзлюбили хитрых и безнаказанных лихачей, что существенно снизило общественную поддержку хозяев машин из Армении в трудное время, то есть сейчас.

Главными же козырями в покупке авто в Республике Армения выступали те самые ответы из официальных структур, где говорилось о законности их использования, и фактор 2023 года, когда все товары Армении автоматически станут товарами Таможенного союза, что позволит зарегистрировать машины в России без растаможки.

Относительно второго пункта все верно. А вот с первым – проблема. Непонятно, чем руководствовались наши официальные органы, когда направо и налево выдавали ответы об отсутствии ограничений на пользование в нашей стране иномарками из Армении. Мнения автоэкспертов расходятся. Одни склоняются к тому, что сверхлояльное отношение к армянским иномаркам было продиктовано политическими мотивами: чтобы не портить отношения с нашим союзником. Другие списывают эту чехарду на неповоротливость бюрократической машины, не позволившей быстро и правильно свести требования ЕАЭС и российское законодательство. Как бы там ни было, но результат таков, что следом за профессиональными автокупцами в Армению устремились простые россияне, которые увидели редкую возможность купить хорошее и задешево. Дальше – больше, и вот уже по дорогам России колесит порядка 300 тыс. машин с армянскими номерами. А потом пришел 2020-й, когда был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, который, как говорится, закрыл лавочку: Армения начала применять в отношении транспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ЕАЭС. Покупать там машины стало невыгодно, и тема затихла сама собой. Чего нельзя сказать об армии армянских иномарок, ввезенных в Россию раньше. Здесь все, напротив, накалилось до предела – ГИБДД в полном соответствии с законом стала тормозить машины с номерами «АМ». Автовладельцы принялись записывать видеообращения на имя президента РФ с мольбой о помощи.

Полный цугцванг

В шахматах есть такое положение, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. Называется оно цугцванг. Именно это труднопроизносимое понятие полностью передает ситуацию, в которой оказались владельцы машин с армянскими номерами.

Читайте также:  Гарантия на автомобиль тойота камри

Сейчас любой из них каждую минуту, что находится на дороге, рискует попасть в поле зрения сотрудников ГИБДД и нажить кучу неприятностей, вплоть до потери транспортного средства – случаи продажи армянских иномарок с торгов у нас в стране уже были. Выходов немного, и все они дорогостоящие:

Первый – зарегистрировать автомобиль в соответствии с требованиями российского законодательства. Это значит, что владельцу придется оплатить таможенную пошлину, которая в разы превышает цену машины. Понятно, что такая возможность есть у очень малого процента этой категории граждан.

Второй способ – поставить машину в гараж и не трогать ее до 2023 года, когда можно будет оформить авто без растаможки. Этот путь тоже нельзя назвать гуманным.

Третий – поехать в Армению и там продать свой автомобиль. Тут есть подводные камни, потому что сначала надо туда доехать, а это будет сделать непросто ввиду наличия на трассах сотрудников ГИБДД, которые не дремлют. Но и те, кто доберется до границы с братским государством, вряд ли останутся в выигрыше, так как цена на машины резко упала и продать, а не отдать свою «ласточку» будет очень проблематично.

Четвертый – реализовать машину на запчасти. При всей внешней логичности этого пути он категорически не рекомендован, так как машина ввезена, документы оформлены, следовательно, нет никакой гарантии, что потом к гражданину не придут из официальных структур и не потребуют предъявить товар, который по закону нельзя никому передавать и тем более разбирать на составляющие.

Пятый – поехать в Армению и получить гражданство этой страны. Тоже, стоит признаться, не самый простой и дешевый вариант сохранения возможности ездить на машине.

Кажется, спасения нет. Тем более если учесть приобретенный негативный имидж владельцев армянских машин, а значит, на поддержку широких масс шоферской братии рассчитывать не приходится.

– В 2020 году вступили в силу изменения в Договоре о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Там есть формулировка: «Распоряжаться автомобилем, прошедшим регистрацию в Армении, имеет право только гражданин Армении или лицо, постоянно проживающее на территории Армении». В данной ситуации владелец должен зарегистрировать свое транспортное средство в течение 10 дней с момента прибытия на территорию России, притом что на авто будут перемещаться по стране дольше года, – категоричен в своем мнении президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.

Но тут на помощь отчаявшимся автовладельцам пришли депутаты.

Равнение на Нур-Султан

– Мне поступают письма с просьбами о помощи от владельцев автомобилей с государственными регистрационными знаками Республики Армения со всех концов страны. Обращений тысячи. Среди них большинство от граждан, которые купили машины именно из-за их низкой стоимости и для личного пользования, а теперь эти люди оказались заложниками ситуации. Естественно, мы не имеем права оставаться в стороне и будем прилагать все усилия, чтобы изменить положение вещей, – говорит депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб. – Вместе с группой депутатов мы уже ведем работу в данном направлении и предлагаем применить у нас опыт Казахстана, где проблему успешно решили. Там было объявлено, что все армянские леворульные автомобили можно поставить на временный учет всего за 11 тысяч тенге – порядка 2 тысяч рублей. Владелец машины в итоге получал регистрационный номер государственного образца, но желтого цвета и не имел права продавать автомобиль, кроме как обратно в Республику Армению. Таким образом сразу сняли вопрос с оплатой транспортного налога, а кроме того, системы фиксации нарушений стали «видеть» эти машины. По сути, в Казахстане очень эффективно, быстро и без существенных затрат для граждан ввели в правовое поле порядка 22 тысяч машин с армянскими номерами и не ущемили права их владельцев. У нас проблема глобальнее, но и опыт Казахстана вполне применим. Главное при решении этой задачи поставить во главу угла интересы наших граждан, которые не по своей воле оказались в трудном положении.

Данная инициатива имеет значительные шансы на успех, что, как это ни удивительно, вызвало немало негативных отзывов. В основном люди выражали недовольство по поводу уравниловки: мол, перекупщики наварились, лихачи нарушили все, что возможно, а теперь им все простят.

– Мне абсолютно понятна позиция людей, которые выступают против предложения пойти по пути Казахстана в вопросе решения проблемы машин с армянскими номерами. Не секрет, что немало оборотистых граждан воспользовались лазейками в законах и неповоротливостью бюрократического аппарата для личного обогащения. Но в данном случае я предлагаю вспомнить высказывание императрицы Екатерины II: «Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного». Очень много людей поехали за машинами в Армению с последними деньгами. А нередко и с кредитными. Для них машина – единственный способ заработка. И, на мой взгляд, совершенно недопустимо их ущемлять, – комментирует депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Денис Хмелевской. – Но даже в случае принятия казахского пути я не стал бы ставить точку в этой истории. Необходимо найти виновных в том, что эта ситуация вообще стала возможной. Ведь имеется масса официальных ответов и разъяснений государственных органов, где черным по белому сказано, что никаких ограничений для машин с армянскими номерами в России нет. А потом эти же чиновники очень быстро, что называется, «переобулись» и заняли совершенно противоположную позицию. Но ведь к тому времени у нас уже были сотни тысяч пострадавших. Что это: безответственность, некомпетентность, умысел ответственных лиц? В этом должны разобраться компетентные органы и дать ответ, потому что только жесткая реакция на подобные кульбиты является гарантией, что такая проблема не возникнет снова.

Исходя из динамики развития ситуации, можно лишь делать прогнозы о судьбе владельцев армянских иномарок. Наиболее предпочтительным и логичным выглядит поход по пути Казахстана. Тем более что практически все депутаты, вне зависимости от партийной принадлежности, настаивают на необходимости всем помочь. В общем, можно считать, что проблема будет решена в ближайшие месяцы. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Источник

Политическая география Южного Кавказа

Армения после «бума» импорта автомобилей. Что дальше?

Бум импорта автомобилей в Армению и реэкспорт

Позавчера я писал об инфляции на 2020 год и о том, что не стоит ожидать, что она будет высокой несмотря на то, что импортные налоги на длинный ряд товаров, импортируемых извне Евразийского союза, повышены. См.: Массовое подорожание в Армении отменяется?

Читайте также:  Арестованный автомобиль передан взыскателю

Повысились и импортные пошлины на автомобили; это повышение вступило в силу с 2020 года, хотя для тех, кто уже закупил и чьи автомобили были еще в пути были сделаны определенные послабления. О том, что импорт автомобилей станет менее выгодным, знали сильно заранее. Поэтому, этот импорт начал резко расти еще с начала 2018 года. Люди хотели закупиться автомобилями впрок, обновить свой автомобиль, продать на местном рынке, а в какой-то момент выяснилось, что ввиду общего таможенного пространства, граждане других стран Евразийского союза могут вывезти эти автомобили к себе и тогда они фактически заплатят более налоги в Армении, а не высокие – в Казахстане или России.

Сейчас владельцам этих автомобилей в Казахстане начали чинить проблемы – Казахстан хочет «растаможить» эти автомобили у себя и тоже получить доход в бюджет. Проблема сложилась как с водителями, купившими автомобилями в Армении, так и с теми, кто купили их в Кыргызстане и России. Теперь им предложили временную регистрацию, чтобы отсрочить проблему, а водители требуют полной легализации этих автомобилей. В противном случае им придется либо заплатить половину стоимости автомобиля за импортную пошлину и все прочие сборы, либо регулярно приезжать в Армению на этом автомобиле.

В Армении это все тоже превратилось в политическую проблему. Если даже получится урегулировать проблему с казахстанскими покупателями, это решит только половину проблемы: купленные примерно полгода назад автомобили не начнут массово возвращаться в Армению. Но огромное количество автомобилей было куплено «впрок», чтобы их затем уже продать иностранцам. Глава Комитета государственных доходов Давид Ананян заявил, что в 2018 году было импортировано 64 тыс. автомобилей, а в 2019 – в три раза больше – 189 тысяч. Учитывая, что в связи с автомобилями в последние пару лет и так немало проблем, это все становится одним комплексом.

Праворульные автомобили, балльная система и ДТП

Какие еще проблемы имеются в виду? Год назад был запрещен импорт праворульных автомобилей. Учитывая, что это самая недорогая категория автомобилей, при этом они импортируются из Японии в довольно хорошем состоянии, это вызвало раздражение покупателей и потенциальных покупателей таких машин. Правительство считало, что тем самым уберегает автомобилистов от риска ДТП, а автомобилисты говорили, что нет никаких четких доказательств, указывающих на высокую аварийность праворульных автомобилей. Также они говорили, что правительство, вслед за своими предшественниками, идет на поводу у автодилеров и их лоббистов. Недавно запрет был смягчен: был разрешен импорт праворульных авто, но эксплуатация разрешается только при условии смены руля на левый. Это было внедрено после того, как оказалось, что руль все равно меняют, но только в Грузии.

С начала 2020 года была введена система баллов: всего у каждого водителя 9 баллов, которые он может исчерпать за год. Если 9 баллов будет потрачено за год или быстрее, то водитель лишится прав на шесть месяцев и сможет пересдать экзамен через три месяца, либо дождаться окончания санкционного срока. Правила жесткие: 4 балла – вождение в нетрезвом виде и превышение скорости на 51-81 км/ч. 3 балла вычитается за езду против движения по односторонней улице, превышение скорости более чем на 30 км/ч, несанкционированную передачу номерных знаков. 2 балла вычитается за прикрытие номера или хотя бы одной цифры, за неправильное пересечение газонов, превышение допустимой скорости более чем на 10 км/ч и создание аварийной ситуации. 1 балл вычитается за нарушение разделительных линий, неправильных поворотов и разворотов, нарушений правил проезда на перекрестке, пешеходных переходов, обгона, курения во время езды, не застегнутых ремней безопасности и разговора по телефону. И 0.5 баллов за нарушение правил остановки и парковки и использование нестандартных или изношенных номеров. При этом денежные штрафы не отменяются, но во многих случаях заменяются баллами или комбинируются с ними, кое-где – снижаются. Эти меры внедряются для того, чтобы предотвратить дальнейший рост числа ДТП, которые уже уносят жизни сотен людей в год. Водители протестуют и против этого, но вряд ли добьются отмены решения, которое уже действует и в отношении чего правительство настроено решительно. Здесь есть определенное противоречие: когда Пашинян пришел к власти, он простил многим водителям накопленные за прошлые годы штрафы, а еще до того – говорил о коррупционном характере действия камер и радаров скорости. Но в результате наличие «монополии Сашика Саргсяна» не подтвердилось и число дорожных камер и радаров только начало расти, причем в разы. В этом смысле ожидания сторонников революции серьезно разошлись с действительностью.

Учитывая выросшее число автомобилей в Армении и нерешенную проблему с парковками, пробки стали постоянным спутником транспортной системы Еревана, и это при том, что нормального общественного транспорта в городе нет как класса. См.:

В результате число аварий быстро росло и в 2019 году составило 4800, в том числе за год погиб 341 человек, а ранено 6.8 тысяч человек. Это очень серьезные цифры, особенно учитывая, что в последние годы они имеют тенденцию к росту. Если в 2014-7 гг. в Армении в этом смысле ситуация была сравнительно (по кавказским меркам) благополучной, то в последние пару лет она заметно ухудшилась. См.: География ДТП на Кавказе (карта). Число погибших в 2018 году составило 343, в 2017 – 279, а в 2016 – 267.

Было импортировано большое количество автомобилей, соответственно выше риск аварии. Также, это означает, что многие водители на улицах – новички. В то же время, нельзя не сказать, что число аварий выросло и потому, что революцией был подорван авторитет полиции и ее способность решать какие-то проблемы, а в апреле-июне 2018 года и вовсе все водили с полным нарушением закона, поскольку считали, что это теперь революционная норма. Оказалось, что новое правительство терпеть нарушения не намерено и люди постепенно к этому привыкают. Однако это осознание пока еще только приходит, и движение в городе все еще довольно хаотичное. Правительство пытается этот хаос прекратить, и попытка борьбы с авариями является лавной причиной внедрения «драконовских» мер в регуляции дорожной полиции. Снижение денежных сумм по ряду штрафов призвано показать, что государство не имеет целью «заработать» на нарушениях, как было в прошлом. В то же время существует презумпция виновности водителей в условиях, когда большую часть нарушений власть отследить не может, несмотря на камеры. Это означает, что за те нарушения, которые были зарегистрированы, будет более суровый штраф, чтобы компенсировать недостаток покрытия сети. В то же время, это таит в себе те риски, что какие-то водители (например, злостные нарушители), будут учитывать наличие камер и радаров, избегать их, и в результате чаще всего оставаться безнаказанными, тогда как другие будут попадаться чаще, и в результате вероятность быть оштрафованным на баллы и потерять права будет часто зависеть от случайности, а не от системных факторов.

Читайте также:  Возмещение ущерба виновником дтп а не собственником автомобиля

Пробки в городе стали нормой. Скриншот из гугл карт (время – 5 часов вечера в будний день)

Экономические последствия окончания «бума»

Вернемся к массовому импорту автомобилей. В 2019 году в страну, как уже было сказано, было импортировано 189 тысяч автомобилей. Посмотрим, как это выглядит в перспективе.

График 1. Динамика импорта легковых автомобилей в Армению, тысяч. шт. (с 2019 годом и без)

До 2003 года импорт был вообще не очень значительным, составляя менее 10 тысяч штук в год. Учитывая, что на тот момент весь автопарк Армении был советским, примерно в период с 2003 года началось его обновление, которое стало особенно интенсивным начиная с 2006 года. Но автомобили, импортированные после 2006 года, скорее всего, еще на ходу, что означает, что как раз пришел срок их замены. Но поскольку в 2019 году заметная часть автомобилей экспортировалась, многие дилеры ожидали, что в 2020 году они смогут продолжать продавать иностранцам автомобили, купленные впрок. Это оказалось не так, что означает, что автомобили будут продаваться почти исключительно на авторынке самой Армении. Соответственно, цены сильно упадут. В то же время, на протяжении начала 2020 года, в страну продолжали поступать автомобили, импортированные по старым правилам, что означает, что количество непроданных автомобилей еще больше вырастет. В результате обновится автопарк страны. Как раз машины, импортированные в 2006-2010 гг. общим числом 140 тысяч, скорее всего, уже исчерпали свои срок эксплуатации: все это автомобили 1990-ых гг. выпуска, и они пойдут на запчасти или свалку. В этом смысле я не разделяю пессимизма тех, кто ожидает того, что эти автомобили годами будут «пылиться» под солнцем.

В то же время многие захотят приобрести сравнительно новый автомобиль, что становится более реальным, учитывая рост доходов населения в 2017-9 гг. Поэтому, все автомобили, импортированные в страну до конца 2019 года, к концу 2020 года будут проданы. Другое дело, что в 2020 году этот импорт не прекратится, люди будут покупать автомобили для своих специальных нужд. И из-за этого некоторый избыток может сохраниться и после окончания 2020 года, но пока что рано для подобных выводов. В любом случае импорт автомобилей в 2020 году будет очень незначительным и, сверх тех 5000, которые импортированы в январе по старым таможенным правилам, вряд ли превысит 15 тысяч. Это резко сократит импорт автомобилей, хотя внутренняя торговля автомобилями может не только не сократиться, но и вырасти, по крайней мере, в 2020 или даже еще и в 2021 году.

Рассмотрим влияние происходящих изменений на внешнюю торговлю автомобилями. Как я уже сказал, в 2019 году реэкспорт автомобилей достиг серьезных значений. Однако он не всегда фиксировался. Так, официально, реэкспорт легковых автомобилей составил 22.3 млн. долл. против 19.2 млн. долл. в 2018 году.

График 2. Динамика нетто-импорта автомобилей в стоимостном выражении, 1995-2019, тыс. долл.

Как мы видим, в 2008 году было импортировано почти столько же машин, как и в 2019 году – в стоимостном выражении. Это странно, поскольку в количественном выражении импорт в 2019 году был в 4 раза больше. В 2008 году куда чаще импортировались дорогие автомобили, а в 2019 году в этом смысле ситуация изменилась резко – круг людей, импортирующих автомобили и покупающих автомобили, расширился. Но сложно представить, чтобы в 2019 году автомобили, импортируемые в Армению, стоили в 4 раза дешевле, чем в 2008 году, особенно учитывая инфляцию, которая в любом случае увеличила бы их цену на 25%.

Если рассмотреть импорт транспорта одновременно и в стоимостном, и в количественном выражении, то получится, что объем вырос резко, а рост стоимости был не столь значительным. Дело в том, что в некоторой мере еще начиная с правительства Карена Карапетяна – и в куда большем объеме с 2018 года новое правительство разрешило декларировать стоимость импортируемого автотранспорта на основе чеков, полученных в других странах или деклараций, в то время как до того действовала другая схема: у таможни был свой список стоимости автомобилей в Армении и в качестве пошлины уплачивалась примерно треть от стандартизированной рыночной стоимости или примерно половина от цены при покупке. Эта мера существовала для борьбы с коррупцией, теневой экономикой и контрабандой автомобилей, но она раздражала общество и в итоге была отменена на волне демократизации новым правительством, которое при этом не учло сопутствующие риски.

График 3. Динамика объема нетто-импорта транспортных средств в Армению в стоимостном и количественном выражении

Вырос импорт не только легковых автомобилей, но и других транспортных средств, в том числе грузовиков, транспортных средств для перевозки пассажиров и даже тракторов. Это представлено на графике выше. Но основной прирост составил именно импорт легковых автомобилей. Вернемся к импорту по таможенным декларациям. Думаю, что в действительности, в сопоставимых величинах, импорт был больше, чем зарегистрирован, но поскольку было позволено регистрировать на основе деклараций и чеков, в итоге импорт составил всего 550 млн долл. Косвенно об этом свидетельствует снижение таможенной стоимости импортируемых автомобилей, которое, впрочем, наблюдается уже давно, но сейчас оно стало очень заметным.

График 4. Таможенная стоимость автомобилей, импортируемых в Армению

Вместе с тем не был зарегистрирован в должном размере экспорт из страны. Речь идет, разумеется, о реэкспорте, который, судя по всему, был достаточно большим. Это занижает регистрируемые показатели платежного баланса и его компонентов, связанных с внешней торговлей товарами. Разумеется, точно говорить об этом невозможно, но есть один способ попытаться оценить доход страны по косвенным показателям. Сначала взглянем на экспорт и импорт страны в последние годы.

Таблица 1. Внешняя торговля товарами Армении, 2015-2019 в млн долл.

Источник

Популярные рекомендации экспертов