Армейские автомобили ссср фото

Содержание
  1. Они помогали побеждать: главные машины Великой Отечественной
  2. Содержание
  3. Грузовик «ГАЗ-АА»
  4. Автобус «ГАЗ-03-30»
  5. Бронеавтомобиль «БА-10»
  6. Вездеход «Я-12»
  7. Грузовик «ЗИС-5»
  8. Studebaker US6
  9. Willys MB
  10. Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»
  11. «ЗИС-101»
  12. Военные авто-разработки СССР (Часть 1) (Длиннопост)
  13. Дубликаты не найдены
  14. Ретро в Хибинах #natalymovo
  15. Ответ на пост «Книги для историков в подарок»
  16. Книги для историков в подарок
  17. Ctrl+C, Ctrl+V – приборки послевоенных советских авто и их прототипы
  18. Экспортная реклама
  19. Каршеринг моего детства
  20. Остатки былой цивилизации (#телефонофото)
  21. Активная фаза батальонного тактического учения Таманской и Кантемировской дивизий
  22. «Основано на реальных событиях. » (тм.)
  23. Ответ на пост «Раритетные находки»
  24. Раритетные находки
  25. «Интересен для коллекции, но бесполезен, когда не прикручен к танку»
  26. Автомодельки
  27. Топ необычных авто советской эпохи
  28. Советский мобильный бункер на колесах умеющий самостоятельно выбраться из-под земли
  29. Пленённые «боги войны»: как немцы использовали трофейную артиллерию

Они помогали побеждать: главные машины Великой Отечественной

Содержание

Вторая Мировая вошла в историю не только как самая кровопролитная и бесчеловечная война. Это был первый в мировой истории конфликт с участием рекордного количества технических ТС — на двух, трёх, четырёх колёсах, без колёс вовсе и с крыльями.

Грузовик «ГАЗ-АА»

Автомобиль служил бойцам ещё в Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.

До наших дней дожили не все «ГАЗы-АА». В СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.

Автобус «ГАЗ-03-30»

Яркий пример унификации моделей и того, как гражданское производство может перепрофилироваться в военное.

До ВОВ автобус на шасси «ГАЗ-АА» использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время войны — как санитарный и штабной. В этой ипостаси он получил третью ось (колёсная формула – 6х4) и модифицированный под соответствующие цели кузов.

«ГАЗ-03-30» считается самым массовым довоенным транспортом такого типа. Хотя всего за годы выпуска (суммарно — с 1933 по 1950) произведено чуть больше 18 тысяч штук.

Бронеавтомобиль «БА-10»

«БА-10» — ещё один пример того, во что можно превратить гражданский грузовик. Броневик построен на шасси трёхосного «ГАЗ-АА», которому укоротили раму, усилили подвеску и добавили возможность менять колёса на гусеницы для пущей проходимости. «Кузов» создан из бронелистов, которые между собой соединялись бронеболтами и бронезаклёпками.

С учётом всех модификаций «БА-10» стал самым массовым броневиком того периода. Он успел повидать и бои на Халхин-Голе, и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945. Всего с 1938 по 41-й изготовлено 3 413 штук, из которых до наших дней дожили всего пять.

Вездеход «Я-12»

Артиллерийский тягач непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.

Так что под новый тягач дизель, сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил тягач в серию.

Он получился лёгким, но выносливым, тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.

В войсках он прижился и стал достаточно массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил больше двух тысяч штук.

Грузовик «ЗИС-5»

Если «ГАЗ-АА» был «полуторкой», то «ЗИС-5» по праву можно назвать «трёхтонкой». Именно столько он поднимал на борт. При вдвое большей грузоподъёмности «ЗИС-5» обладал сопоставимым с «полуторкой» запасом хода — порядка 200 км.

Вещь на фронте незаменимая, но по массовости до «ГАЗ-АА» не дотянул. Всего с 1933 по 1948 произведено чуть больше 350 тыс. штук. Но на этом его история не закончилась. После глобальной модернизации его выпуск до 1965 продолжился в Миассе. Уже под именем «УралЗИС-355/355М».

Studebaker US6

Американский царь-грузовик, вобравший в себя всё лучшее и нужное на фронте:

По программе помощи американского правительства (ленд-лиз) советские войска получили более 150 тысяч «Студебекеров». В том числе потому, что, по иронии судьбы, на родине, в США, US6 не использовался в качестве армейского автомобиля. Его двигатель не проходил под требования тех лет, поэтому тендеры на армейские поставки забирал General Motors, а Studebaker отправлял свою продукцию за границу. Где он пришёлся как нельзя кстати.

В сложных дорожных условиях СССР впору был и привод на все колёса, и высокое расположение агрегатов, для которых губительна вода. Так что US6 мог и вброд, и практически вплавь.

Благодаря своей выносливости (при необходимости на него грузили и до 5 тонн груза при паспортных 2,5) Studebaker US6 стал основой для перевозки реактивных установок «Катюша», а после войны разоружился и вполне вольготно чувствовал себя в роли обычного колхозного грузовика.

Willys MB

Культовый внедорожник, имя которого стало нарицательным: джип. Правда, не сразу. Внедорожник MB авторства американской фирмы Willys Overland параллельно производился на заводах компании Ford, где носил индекс GPW. Именно это «Джи Пи» со временем трансформировалось в «Джип».

А в Красной армии он был известен исключительно как «Виллис» и ценился за феноменальную вездеходность. Со своими легковыми полноприводными автомобилями у СССР было туго. Помимо вездеходности, славился «Виллис» и универсальностью. Он работал в разведке, развозил личный состав, тягал пушки, вывозил из-под обстрела раненых на специально оборудованных в салоне носилках.

Универсальность и проходимость оттеняли многочисленные недостатки автомобиля. Нежная американская техника плохо переносила советские ГСМ — низкооктановый бензин и «грязное» масло. При этом карбюраторный мотор поддавался починке даже в полевых условиях благодаря простоте конструкции.

«Виллисы» шли на фронт по ленд-лизу. Всего за годы войны Красная армия получила порядка 50 тыс. машин, многие из которых дожили и до наших дней и даже встречаются в свободной продаже. По цене другого нового «Джипа» — Renegade:

Внедорожники «ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»

Советский ответ по части полноприводных внедорожников — своевременный, но неудачный. Машина делалась в сжатые сроки (51 день на разработку!) и в спешке, отсюда — конструктивные просчёты и сложность с массовым выпуском. Производственных мощностей просто не хватало на всё: «ГАЗ» был основной площадкой по сборке лёгких танков, реактивных мин и грузовиков. За два года выпущено всего 672 экземпляра.

Что до «сырости» конструкции, «козлик» славился ненадёжной системой зажигания и склонностью к опрокидыванию из-за высокого центра масс и узкой колеи.

«ГАЗ-64» поработал на славу. Он трудился и как транспорт пехоты, и как командирский автомобиль, и как тягач артиллерии. Впоследствии на его шасси создавали бронеавтомобили «БА-64» и «64Б». После модернизации «ГАЗ-64» появился «ГАЗ-67».

Колею расширили до размеров грузовой (1 446 мм). Усилили раму и лонжероны, повысили мощность мотора (54 VS 50 л. с.) и поставили второй бензобак. Последняя черта военных автомобилей дожила и до наших дней. «УАЗ Патриот», например, и во второй половине «нулевых» оснащался по старой армейской традиции вторым бензобаком.

Несмотря на серьёзно улучшенную проходимость, надёжность и управляемость, массовым «ГАЗ-67» в годы ВОВ не стал. Сказывался акцент предприятия на выпуске бронеавтомобилей и другой военной техники. А вот после окончания войны «ГАЗ-67» ударно потрудился и в колхозах, и в геологоразведке.

«ЗИС-101»

Важный автомобиль для важных персон. Сделан из «американца», но на свой особый лад. В основе своей — это Buick 32-90, который по пути на советский конвейер потерял регулировку амортизаторов и автоматический привод сцепления, а ещё — устаревший к середине тридцатых годов кузов. За новый дизайн по советским эскизам тоже отвечали американцы, а сам автомобиль в прессе открыто и официально называли «Советский Бьюик».

Для советской промышленности проект был во многом прорывной. Там появился отопитель салона, радио, усилитель тормозов, а ещё — частично синхронизированная коробка передач (синхронизаторы на II и III скоростях, можно переключать без двойного выжима сцепления).

Несмотря на непростое назначение и премиальное оснащение, «ЗИС-101» обслуживал и обычных людей. До войны он встречался в таксопарках, а порой даже имелся в личном пользовании. Некупленный, конечно, но выигранный в лотерею или полученный в награду за какие-то выдающиеся заслуги.

Читайте также:  Видео история создания автомобиля победа

А на войне «ЗИС-101» использовался не только как автомобиль для перевозки командования. Для писателя Юрия Нагибина из него сделали передвижную радиорубку и студию звукозаписи, в которой писались передачи для ленинградского радио.

Автор: Владимир Андрианов

А какие автомобили Великой Отечественной знаете вы? Расскажите о них в комментариях.

Источник

Военные авто-разработки СССР (Часть 1) (Длиннопост)

Дубликаты не найдены

Пафоса слишком много.
. «зарубили», «в производство по непонятным причинам не запустили».

Причина всегда есть.

Чаще всего «зарубали» не так просто, а поскольку:
1. по совокупности характеристик они уступали конкурентам.

2. Либо конструкция само по себе не удачная.

Во многом именно благодаря применения последнего пункта «ненавистным чиновникам СССР» в СССР удалось создать технику которая при в разы меньшей стоимости не уступала зарубежным аналогам.

Про перестройку помолчим. в ходе нее похерили много чего более важного чем разработки техники.

Ретро в Хибинах #natalymovo

Ответ на пост «Книги для историков в подарок»

Благодарности пост.
Товарищу @LANaks большое спасибо! Книги дошли, все отлично. В текущих и будущих научных работах они мне действительно помогут.
Не одно доброе дело не должно быть забыто! Много плюсов в карму человеку, который не только не поленился дойти до почты, но и отказался от компенсации за пересылку (калькулятор Почты России показал стоимость 450р.+).

Техника времён Великой Отечественной войны на территории училища им. А. И. Покрышкина.

Книги для историков в подарок

1. История КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 1953. В 2-х томах. С 1898 по 1953г.г. Состояние хорошее (для их возраста), у тома1 надорвана и подклеена обложка.

2. Жить в мире и дружбе. Пребывание Н.С.Хрущева в США 15-27 сентября 1959 г. Радиограммы, сообщения пресс-группы, фотоснимки.

3. Начальный курс научного коммунизма. 1970г.

4. Программа КПСС 1976 г.

5. Конституция СССР 1977 г.

6. Политическая экономия капитализма в вопросах и ответах. Изд. 1973 г. Надорвана и подклеена обложка.

По военной истории:

Если кто-то заинтересуется, напишите в комментариях, я отвечу на все вопросы, выставлю дополнительные фото.

Вышлю Почтой России первому из затребовавших. По одной тоже можно.

Ctrl+C, Ctrl+V – приборки послевоенных советских авто и их прототипы

КП-5 (ГАЗ-51, 1946) и Chevrolet 1941 года:

КП-6 (ЗИС-110, 1945) и Packard 1942 года:

Экспортная реклама

Каршеринг моего детства

Остатки былой цивилизации (#телефонофото)

Активная фаза батальонного тактического учения Таманской и Кантемировской дивизий

«Основано на реальных событиях. » (тм.)

Помните финальную битву из «Рэмбо 3», в которой орда конных всадников схлестнулась с дивизионов броневиков и «Шилок»?

Если верить воспоминаниям генерал-майора Николая Тараненко, в славные времена холодной войны такая баталия действительно имела место быть. Только не в Афганистане, а в Ливии. И с совершенно другим исходом, нежели в нетленке Сталлоне.

Да и длилась она всего пять минут:

«Однажды ливийцы попросили перебросить дивизион «Шилок» в район границы с Нигером. Это такие счетверенные 23-мм пушки на гусеничном ходу, предназначенные для поражения воздушных целей. Вместе с нашими шли немецкие и итальянские машины.

Температура воздуха 30-40 градусов, пустыня. Тысячу километров «Шилки» прошли за пять суток. Вся другая техника развалилась в пути. Добрались до места назначения, расположили технику на позициях.

Я с самого начала предупредил ливийцев, что вблизи границы, где возможны военные действия, моих людей не будет. Заканчиваем работу и вдруг слышим выстрелы.

Три десятка машин, каждая из четырех стволов, скорострельность 3200 выстрелов в минуту. Пять минут и все было закончено. Страшное зрелище представляло из себя то поле боя, но, как говорится, не мы первые начали. «

Любознательным мальчикам и девочкам рекомендуется всё интервью с генералом, оно весьма познавательно: ЧИТАТЬ

Ответ на пост «Раритетные находки»

Наткнувшись на пост о том, как девушка нашла раритетные модельки решил рассказать о своей маленькой радости.

Когда мне было лет 5. нам с братом отец подарил по одинаковой модельке седельного тягача ЗИЛ с полуприцепом. Это я сейчас знаю все эти слова, а тогда это был просто любимый грузовик. Что я в нём только не таскал. Я был профи в негабаритных перевозках)))

Что именно с ним случилось я уже и не вспомню. но почему-то именно эту игрушку я запомнил на всю жизнь.

Долго она мне не давала покоя, пока однажды в 2018 году я не наткнулся на объявление о какой-то предстоящей выставке барахолке на м. Курская. Я чётко знал зачем я еду туда)) И нашёл. Даже 2. но один был без коробки. Решено было брать именно в родной коробке, так как где-то слышал, что они ценятся больше.

И вот он красавчик. Седельный тягач Зил с полуприцепом. один в один как у меня был.Стоит теперь гордо на полке. Я рад. Цена 5 руб.80 копеек. Год производства 198. далее затёрлось(((

Всегда приятно получать какие-то приятные флешбеки из детства. Радуйте себя и своих близких такими, вроде бы и мелкими, но безумно приятными вещицами.

Раритетные находки

Приехала домой к родителям. Вот такие богатства нашла. Отец собирал в свое время.

«Интересен для коллекции, но бесполезен, когда не прикручен к танку»

Один человек запостил в Фейсбуке такую камеру:

Да ёб вашу медь, собрание любителей вертикальных фоток, нахой! Ладно там, фотоаппарат, но каталог-то вертикально снимать нахрена? Ща мне это надо вручную переворачивать, блэт!

Ага, значит, это Зоркий-3. У него убрали рукоять длительных выдержек, прямо как у Зоркого-3М, потому на него изначально и подумали.

А вот тут использование вертикальной съёмки вполне оправдано.

Двое человек с разных концов света скинули фотографии этих стереотруб из своих коллекций.

Также этот фотоаппарат мог использоваться в перископах танка.

Автомодельки

Началом эры советских масштабных моделей можно считать 1969 год, когда ПО «Тантал», расположенное в Саратовской области, изготовило первые машинки. А уже в 1971 году выпустили первую уменьшенную копию в наиболее популярном масштабе 1:43 — «Москвич-412». Ныне он известен как «цельнолитой»: кузов, решетка радиатора, фары и бампер являются единой деталью, а детализацию придают имитация кузовных зазоров и окраска передка «серебрянкой». Также присутствует и салон, который можно разглядеть через стекла. Открывается только капот, под которым располагается макет двигателя. Цена в 3 рубля 50 копеек, выбитая, как в то время было принято, на дне модели, многократно выросла за эти годы, и сегодня за такой «Москвич» в зависимости от состояния могут просить и 20 и 200 тысяч рублей.

Топ необычных авто советской эпохи

Автопром СССР вызывает неоднозначную реакцию. Между тем советская эпоха явила миру ряд весьма необычных и удивительных авто. И сегодня мы поговорим об оригинальных советских моделях из разных эпох.

Это имя как нельзя лучше подходит этому забавному, будто «распластанному» по дороге мини-грузовичку. Выглядит он весьма необычно – как некий лоурайдер среди грузовых автомобилей. В разное время появилось несколько поколений «Чебурашек». Первое было выполнено на базе бронированного автомобиля высшего класса ЗИС-115, а «донором» кабины стал заслуженный ЗИЛ-157.

Но зачем понадобился такой автомобиль? Дело в том, что во время испытаний правительственных лимузинов был необходим грузовик, который смог бы возить за тестируемыми авто необходимое им топливо, причем ездить он должен был довольно быстро, чтобы не отставать. «Чебурашка» вполне подходил для этой цели: грузовик мог развивать огромные (как для грузового автомобиля) 120 км/ч. Но это было только начало. Вслед за первым поколением появилось второе, а затем – третье и четвертое. Эти авто были сделаны на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41041 соответственно. «Чебурашки» так и не стали серийными, но зато они запомнились каждому, кто их видел.

«Циклоп» – именно так прозвали это удивительный автомобиль. Перед нами спортивное авто, выпущенное в 1951 году заводом имени Лихачева и претерпевшее ряд модификаций. ЗИС-112 является первым специально разработанным спортивным автомобилем большого класса в СССР. Он пришел на смену ЗИС-101А-Спорт и родстерам, построенным на базе ЗИС-102 и ЗИС-110. Отличительной чертой автомобиля является одна крупная фара посередине: это придает машине завораживающий футуристичный вид. Источником вдохновения для советских инженеров послужил американский Le Sabre – еще одно удивительное творение из мира автопрома.

Сначала создатели использовали для ЗИС-112 серийный восьмицилиндровый двигатель ЗИС-110, выдававший 140 л. с. Затем его сменил экспериментальный мотор мощностью 180 л. с., позволивший машине разгоняться до 200 км/ч. В 1956 году появилась вторая модификация – ЗИЛ-112/2. А затем свет увидели еще три автомобиля: ЗИЛ-112/3, ЗИЛ-112/4 и ЗИЛ-112/5. За счет установки более мощных моторов удалось увеличить «максималку» до 250 км/ч. До нашего времени, увы, не сохранился ни один из этих оригинальных авто.

Читайте также:  Где найти груз на личный автомобиль

«Белка» является экспериментальным малогабаритным автомобилем, который был создан конструкторами института НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Целью было создание дешевого народного автомобиля, который бы, кроме всего прочего, пригодился инвалидам ВОВ. Машина смотрится весьма оригинально: не сразу поймешь, где у нее зад, а где перед. Для доступа к переднему сиденью служила откидывающаяся вперед торцевая дверь, а к пассажирскому салону – боковая дверь справа. Всего машина могла вместить четырех пассажиров, а базой для двигателя послужил мотоциклетный «движок» M-72. Машина не пошла в серию, было построено только пять единиц.

Во второй половине 80-х АЗЛК разработал весьма необычный автомобиль с интригующей внешностью. Машина могла похвастаться целым рядом необычных решений. Автомобиль, в частности, оборудовали дюралевым кузовом без центральной стойки. АЗЛК-2144 «Истра» получила две огромные двери, открывающиеся вертикально вверх. Машину оборудовали прибором ночного видения. «Истра» имела футуристичный и одновременно с этим минималистический интерьер, приковывавший внимание. Под капотом авто был спрятан 3-цилиндровый многотопливный турбодизель Elsbett. Предполагалось использовать дизельное топливо, изготовленное на основе рапсового масла. Машина могла развивать максимальную скорость в 185 км/ч, а до «сотки» АЗЛК-2144 разгонялся за 12 секунд. Серийно авто никогда не производилось, АЗЛК построил лишь один демонстрационный макет.

В СССР хватало умельцев-автолюбителей, которые могли самостоятельно построить удивительный автомобиль. Настоящий памятник народному мастерству – «Панголина», созданная Александром Кулыгиным. К тому времени, когда Кулыгин (инженер по образованию) занялся постройкой спорткара, у него за спиной уже был большой опыт. В 1979, например, он создал шестиколесный вездеход «Ухта».

Для своего нового творения – «Панголины» – инженер использовал двигатель от «копейки», имеющий мощность всего лишь 62 л. с. Однако благодаря хорошей аэродинамике «Панголина» могла развивать 180 км/ч. Она имела кузов а-ля «универсал», двигатель был расположен в передней части автомобиля. В целом, авто отличалось целым рядом необычных решений. Так, вместо привычных дверей он получил поднимающийся вверх «колпак». Фары прятались в «недра» авто, а вместо зеркал был специальный перископ заднего вида. Но, пожалуй, самым привлекательным в этом автомобиле была его минималистическая агрессивная внешность с рублеными формами: это роднило «Панголину» со знаменитой Lamborghini Countach.

Дебют этого несколько необычного автомобиля состоялся в 1987 году. Он был создан конструкторами автомоторного института НАМИ. По классификации советских времен, новинка проходила как авто «особо малого класса». Автомобиль действительно был небольшим: длина составила 3685 мм, а ширина – 1550 мм. Однако внимание он привлекал не только своими размерами. НАМИ-0284 получил оригинальный кузов с хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления составил всего лишь 0,23). Под капотом находился двигатель от «Оки», а более поздний Вариант – «Дебют-2» – оборудовали мотором МеМЗ-245 от «Таврии».

Автомобиль получил электровакуумное сцепление, а также систему круиз-контроль. В целом, машина для своего времени смотрелась перспективно, однако в серию она так и не пошла. Так что «Дебют» навсегда остался концепт-каром. С другой стороны, под влиянием НАМИ-0284 был создан прототип ЗАЗ-1106. Своего рода наследником «Дебюта» стал и мини-автомобиль НАМИ-0288 «Компакт».

Советский мобильный бункер на колесах умеющий самостоятельно выбраться из-под земли

В прошлом столетии, в пятидесятых годах, инженеры занялись удивительной разработкой – созданием уникального бункера, способного передвигаться. Причиной в данном случае стало нарастающее напряжение между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

У советского командования возникла необходимость получить в свое распоряжение уникальную по техническим свойствам и возможностям машину, которая могла бы сама закопаться под землю и выбраться снова на поверхность. В ней должен был располагаться командный пункт, соответствующее оборудование, система обеспечения жизнедеятельности.

В 1965 г. закончились работы по созданию такой техники, названной «Стрела». К сожалению, ее не поставили на вооружение, и виной этому стало мнение маршала Гречко. Он забраковал машину во время показа еще на этапе ее осмотра. При этом, маршал владел минимальной информацией о характеристиках этого изобретения.

Как пояснил Гречко, этот вариант имел бы слишком высокую себестоимость. К тому же, по его мнению, машина не могла сама толком выкапываться и в целом требовала доработки. Проект законсервировали и последующие десять лет никто о подобных машинах даже не вспоминал.

Но теперь уже для машины появилась и обновленная база в виде МАЗ 543в. с мощностью 550 лошадиных сил. Эти характеристики дали возможность реализовать построенные ранее планы.

Так в 1978 г. увидел свет бункер под названием «Редут», который мог самостоятельно перемещаться.

Ведущих мостов у машины было четыре. Кабина водителя была небольшая, но в ней спокойно могло разместиться 2 человека. Сесть в нее была возможность только с одной стороны, с левой. Весило это сооружение достаточно много – до сорока тонн. В длину бункер был одиннадцать метров. При этом, машина могла развить скорость до 60 километров в час.

К сожалению, закопать себя в землю самостоятельно Редут был не способен. Чтобы его спрятать, требовалось постоянное присутствие рядом еще одной спецмашины. Закапывали его до крыши. В открытом виде оставляли окошки, расположенные в зоне нахождения центра для командования, а также воздуховод. Он был вмонтирован на кабине водителя.

Верхняя часть была скатного типа. Это был важный момент, который позволял во время функционирования гидродомкратов земле сыпаться непосредственно под колеса машины. Они не блокировались и бункер имел возможность передвигаться самостоятельно. И по плану, и по факту все необходимые действия выполнялись оперативно. По времени около получаса.

Особенных технических новинок советского времени здесь установлено не было. Планировали оснащать его оборудованием, необходимым для выполнения конкретного задания. Обязательными здесь были аккумуляторы. Редут не мог обеспечить электричеством пункт в круглосуточном режиме, так как требовалось очень много топлива. На сто километров уходило 88 л.

Спустя год после создания машины-бункера, в 1979 г. ее отправили в Беларусь. Здесь она принимала участие в соответствующих показах. Более того, многие созерцатели были за то, чтобы технику взяли на вооружение. Но и в этом случае дальше разговоров дело не пошло. Увидев Редут на одном из таких мероприятий, маршал Устинов практически повторил слова, сказанные Гречко в адрес «Стрелы». Он тоже посчитал машину слишком дорогим удовольствием.

В последний раз изобретение было показано в 1987 г., после чего оно долго находилось на простое. В 1991 г. бункер отвезли в Николо-Урюпино, село в Подмосковье, в котором планировали открыть музей. В место назначения Редут доехал самостоятельно. Где стоял и ржавел, всеми позабытый и никому не нужный.

Пленённые «боги войны»: как немцы использовали трофейную артиллерию

Артиллерия в годы Второй мировой зачастую оказывала решающее влияние на ход боевых действий. Не зря её прозвали «богом войны». Как немцы подчинили чужих богов и для чего вообще совершенной германской военной машине трофейные пушки, — сейчас расскажем.

Использование трофеев в целом — дело достаточно непростое. Главных проблем тут три: снаряды, ремонт и личный состав. Нужно было обеспечить иностранную технику боеприпасами, которые, как правило, не производились в Германии. Необходимо было такую технику ремонтировать, что требовало поиска или изготовления запасных частей. А вот проблему подготовки специалистов по трофейным артсистемам вермахт как-то решал, поскольку в немецких документах нам не встречались упоминания о трудностях с обучением личного состава.

Почему же, сознавая все вышеперечисленные сложности, командование немецкой армии шло на использование захваченного вооружения? Причин тому было несколько.

Во-первых, ряд артиллерийских систем противника или превосходил по своим характеристикам соответствующие немецкие образцы, или таких артиллерийских систем в вермахте просто не имелось.

Здесь уместно напомнить о советском 120-мм полковом миномёте ПМ-38, отсутствовавшем в немецкой армии как класс. Фрицы даже начали собственное производство таких миномётов (в качестве ответного примера можно вспомнить о копировании советской военной промышленностью немецких 280-мм реактивных снарядов).

Другой пример — широкое использование вермахтом в 1941–1942 гг. французских и советских 75/76,2-мм пушек. Применение этих орудий стало реакцией на появление на поле боя танков КВ и Т-34: против их брони состоявшие на вооружении немецких частей 37-мм и 50-мм противотанковые орудия оказались бессильны. К ряду иностранных систем было даже налажено валовое производство боеприпасов.

Во-вторых, можно предположить, что немецкое командование, уделявшее первостепенное внимание огневому подавлению противника, считало правильным использовать для этого все ресурсы, оказавшиеся в его распоряжении.

Пусть имелась всего тысяча снарядов и десять орудий какого-нибудь экзотического калибра, например 87,6-мм, но выгоднее обрушить эту тысячу снарядов на вражеские окопы, чем оставить их без пользы ржаветь на складе.

Ещё в большей степени данное соображение было оправдано при использовании орудий крупных калибров. Например, французских 155-мм, 220-мм и 280-мм артсистем. С данным предположением связано и распространение так называемых Geratebatterie — то есть батарей с материальной частью, но без штатного личного состава.

Ну и наконец, в-третьих, большие потери в артиллерии во второй половине войны, необходимость оснащать вновь формируемые и восстанавливать разгромленные соединения. Всё это требовало такого количества орудий и миномётов, которое промышленность Германии была просто не в состоянии произвести. Поневоле приходилось искать замену системам немецкого производства. Причём потребность в оснащении второочередных дивизий артиллерией иностранного производства появилась ещё в 1942 году.

Читайте также:  Гараж для автомобиля в частном доме

Противотанковая артиллерия, затрофеенная немцами

Войну с Советским Союзом вермахт начал, имея на вооружении одну систему зарубежной разработки. Речь идёт о 47-мм чехословацкой пушке. Часть из этих орудий была установлена на шасси танка Pz.I.

Появление на поле боя советских танков КВ, и особенно Т-34, вызвало своеобразный «противотанковый кризис». Ни одна из имевшихся у сухопутных частей вермахта противотанковых артиллерийских систем не обеспечивала гарантированного поражения лобовой проекции этих машин. Использование 88-мм зениток и 105-мм пушек было решением не самым выгодным из-за ограниченного числа и сложности применения этих орудий в первой линии.

Срочно началась разработка специализированного 75-мм противотанкового орудия, а до его внедрения в серию вермахт в широких масштабах использовал доработанные французские 75-мм и советские 76,2-мм пушки.

Здесь, как и в случае с 47-мм чехословацкой пушкой, часть 76,2-мм орудий устанавливалась на танковых шасси. Широкое поступление таких пушек в войска началось с весны 1942 г., но и до этого наши УСВ 7.62 cm FK 297®) и Ф-22 (7.62 cm FK 296®) использовались в, так сказать, инициативном порядке.

В донесениях 126-й пехотной дивизии за август 1941 года упоминается о «75-мм русском орудии», имевшемся в составе 6-й батареи артиллерийского полка дивизии. Документы 121-й пехотной дивизии свидетельствуют, что в то же время 76-мм советскую «длинноствольную» пушку использовали и в её артиллерийском полку в качестве противотанковой.

Шестого сентября ей удалось подбить танк КВ. Тридцатого сентября в противотанковом дивизионе 121-й дивизии был сформирован «сверхтяжёлый» взвод из трёх 76-мм пушек специально для борьбы с советскими тяжёлыми танками.

Трофейные ПТО составляли существенную часть артиллерийского парка соединений вермахта, особенно в 1942 году, когда ещё не было развёрнуто массовое производство собственных 75-мм артсистем.

Вот какое положение с наличием противотанковой артиллерии было у 296-й пехотной дивизии группы армий «Центр».

На первое сентября 1942 года это соединение имело 34 37-мм, три 50-мм и четыре 75-мм противотанковых орудия немецкого производства, три французских 75-мм и четыре 76,2-мм советского производства.

331-я пехотная дивизия той же группы армий на 11 июля 1942 года имела 26 37-мм немецких, восемь 45-мм и шесть 76,2-мм советских, а также девять 75-мм французских противотанковых пушек. Через пять месяцев, 12 декабря, ситуация в дивизии выглядела следующим образом: 37-мм «дверных колотушек» стало 35, число 45-мм советских и 75-мм «француженок» уменьшилось на одну и пять единиц соответственно, а 76,2-мм — осталось неизменным. Правда, появилось ещё двенадцать 50-мм противотанковых орудий.

Как мы видим, в «товарных» количествах под обозначением 4,5 cm Pak 184® присутствовала наша «сорокапятка».

Чтобы пример не выглядел единичным, вот сведения по 7-й пехотной дивизии. На 11 июля 1942 года на её вооружении состояло 35 37-мм, пять 50-мм немецких и 12 45-мм советских противотанковых орудий. По документам этой дивизии наличие 45-мм пушек в её артиллерийском парке прослеживается до конца сентября 1943 года. А например, в 34-й пехотной дивизии эти орудия состояли на вооружении и в конце ноября того же года.

Что интересно, отечественные «сорокапятки», которые так пренебрежительно оценивают современные российские авторы, вполне устраивали нашего противника.

В ноябре 1941 года штаб 41-го моторизованного полка 10-й моторизованной дивизии обобщил опыт летне-осенней кампании. Среди прочих разделов в отчёте был и такой: «Какое русское вооружение превосходит немецкое». Есть там упоминание и о 45-мм противотанковой пушке. В числе её достоинств перечислены следующие: большая бронепробиваемость, большое фугасное воздействие снаряда, большая дальность стрельбы и возможность ведения огня непрямой наводкой.

Массовое поступление летом 1941 года на вооружение частей противотанковой артиллерии Красной армии 85-мм зенитных пушек отразилось, конечно, и на числе немецких трофеев.

Зенитка 52-К в качестве орудия ПТО была, надо признать, редкой птицей в вермахте, но, например, в 7-й пехотной дивизии в декабре 1941 года имелся целый дивизион из двенадцати трофейных 85-мм противотанковых пушек FlaK M39®.

Логично предположить, что формирование целого дивизиона из орудий данной системы стало следствием участия 7-й пехотной в операции «Тайфун». Пять орудий данного типа оставались на вооружении дивизии ещё первого июля 1942 года. Вероятно, разница в составе объяснялась не потерями, а передачей в другое соединение: на 21 декабря 1942 года 85-мм пушек в дивизии числится аж 14. Примечательно, что того же 21 декабря 1942 года в дивизии имелось десять французских и всего три немецкие 75-мм противотанковые. Советские 85-мм пушки состояли на вооружении дивизии минимум до начала июля 1943 года.

Применялись они — хотя и в небольших количествах — и на других участках фронта.

В конце октября 1941 года занимавшая оборону в районе пригородов Ленинграда 121-я пехотная дивизия готовилась к отражению предполагаемых атак русских тяжёлых танков. Среди противотанковых средств числилось одно 85-мм трофейное зенитное орудие.

Интересное применение в сентябре 1941 года под Ленинградом нашли орудийные щиты советских противотанковых орудий (вероятно, «сорокопяток»). Готовясь к прорыву УРов на подступах к городу на Неве, немцы смонтировали на своих «колотушках» двойные орудийные щиты, использовав трофейные «запчасти».

Довольно быстро оценили фрицы и достоинства 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, начавшей массово поступать на вооружение РККА в 1944 году.

Времена изменились, и в «товарных» количествах ЗИС-2 к немцам уже не попадала, но отдельные случаи её применения под обозначением 5,7 cm PaK 208® случались.

В донесении 14-й танковой дивизии 3-й танковой армии от 25 августа 1944 года упоминается о двух трофейных орудиях, захваченных накануне (по горячим следам эти пушки называли «50-мм со сверхдлинным стволом»). Правда, с боеприпасами были проблемы. Дивизия просила изыскать возможность прислать по 300 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Резонно предположить, что на решение немцев использовать эти трофеи оказали влияние большие потери в танках во время боёв в Литве в августе 1944 года. Так, после неудачной атаки дивизии «Великая Германия» девятого августа 1944-го (только безвозвратные потери составили 22 танка) в донесениях специально отмечалось, что у русских появились орудия, пробивающие броню «тигров» с первого попадания.

Советское противотанковое орудие ЗИС-2, захваченное американскими войсками у вермахта

Что интересно, ещё в летне-осеннюю кампанию 1942-го командование вермахта стремилось обеспечить дивизии южного фланга Восточного фронта, где решалась судьба всей кампании, преимущественно ПТО собственного производства. Вот данные по 6-й полевой армии на 19 июля 1942 года: VII-й армейский корпус имел 49 50-мм и 36 75-мм — всё немецкого производства; XVII-й — две 47-мм чешские, шесть 75-мм французских, 32 75-мм и 49 50-мм немецких противотанковых пушек.

Полковая и дивизионная артиллерия

В полковом звене, представленном в Красной армии пушкой образца 1927 года, немцы использовали 75-мм и 150-мм пехотные орудия, сильно отличавшиеся по тактико-техническим характеристикам от советской системы. Вероятно, немецкие орудия лучше соответствовали своему назначению непосредственной поддержки пехоты (существенно меньший вес при большем могуществе снаряда), чем отечественное.

Но тем не менее и наша «полковушка» встречалась в немецких табелях вооружения под обозначением 7.62 cm FK 305®, хотя и не часто. Противник называл её «пехотной пушкой-гаубицей».

Так, четвёртого ноября 1944-го в сводке материальной части артиллерии 4-й полевой армии числилось шесть таких систем. Две «полковушки» имелись в 367-й и четыре в 170-й пехотных дивизиях. Но, если немецкие 75-мм и 150-мм пехотные орудия входили в штат пехотных полков, то трофейные пушки — в штат артиллерийских. Кроме того, ещё по три полковые пушки образца 1927 года имелись во 2-м и 31-м отдельных полицейских полках СС.

Пушечная дивизионная артиллерия в вермахте отсутствовала как класс, за небольшим исключением в виде 105-мм дальнобойных орудий в артиллерийских полках танковых дивизий.

Однако полевые пушки среднего калибра иностранного производства нацисты использовали. Производители и калибры были весьма разнообразны: советские 76,2-мм, югославские 76,5-мм (7.65 cm FK 300(j)), английские 87,6-мм (8,76 cm FK 280(e)). Такие экзотические экземпляры имелись в составе немецкой 2-й полевой армии накануне Воронежско-Касторненской операции: десять «англичанок» и 12 югославянского происхождения. Всего в середине января 1943-го во 2-й полевой армии из 436 полевых орудий 67 были иностранного производства.

Источник

Популярные рекомендации экспертов