Армейские автомобили многоцелевого назначения

Армейские автомобили: роль и значение

За последний период количество автомобилей в общевойсковых соединениях увеличилось. Основу автомобильного парка стали составлять многоцелевые полноприводные автомобили высокой проходимости. Из года в год во всех родах войск и видах вооруженнык Сил увеличивается количество сложных специальных колесных машин: бронетранспортеров, четырехосных мощных тягачей и длинобазных шасси, одноосных и двухосных тягачей и других машин, обеспечивающих получение наибольшего эффекта от устанавливаемого на них вооружения н техники. Значительно увеличилось количество транспортных и специальных автомобилей в тыловых частях и учреждениях, вследствие чего мобильность тыла возросла до уровня мобильности боевых частей.

Требования к армейским автомобилям

К автомобилю как к машине предъявляются такие общие требования:
— простота конструкции;
— надежность, живучесть;
— компактность;
— малые габариты и вес;
— простота обслуживания и ремонта;
— экономичность.

К частным, или специфическим, требованиям, предъявляемым к армейским автомобилям, относятся:
— высокий уровень унификации автомобилей в целях сoкращения многомарочности автомобильного парка Вооруженных Сил;
— соответствие конструкций специфичным армейским условиям эксплуатации, требованиям государственных стандартов и нормалей;
— транспортабельность — приспособленность конструкций к перевозке на железнодорожных платформах, транспортных судах и самолетах;
— высокая оперативно-тактическая подвижность: возможность совершения длительных маршей с высокими скоростями движения, проходимость по грунтовым дорогам и вне дорог, высокая устойчивость и маневренность (управляемость), приспособленность к эксплуатации в различных климатических районах, в дневное н ночное время;
— надежность и живучесть конструкций, в том числе стойкость против поражения ядерным и другими видами оружия;
— защита экипажа и перевозимого личного состава от проникающей радиации, радиоактивной пыли, химических и бактериологических средств, светового излучения, ударной волны, а также от осколков и пуль;
— удобство и лёгкость управления автомобилем; безопасность вождения автомобилей в колоннах с высокими скоростями движения; малая утомляемость водителя н перевозимого личного состава, сохранность перевозимых грузов или смонтированного на автомобиле специального оборудования;
— простота и целесообразность конструкций с точки зрения их технического обслуживания и ремонта в армейских условиях; приспособленность автомобилей к эвакуации;
— высокие технико-экономические показатели конструкций в производстве и эксплуатации.

Экономичность конструкции в производстве определяется её технологичиостью и трудоемкостью изготовления, количеством, стоимостью и степенью дефицитности расходуемых материалов, а также размерами капиталовложений, необходимых для реорганизации действующих или постройки новых заводов. Экономичность конструкции в эксплуатации зависит от ее способности эффективно выполнять свои функции, надежности работы всех механизмов н узлов, частоты и трудоемкости операций по техническому обслуживанию и ремонту, стоимости расходуемых эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов, расходуемых на ремонт автомобиля.
Значение каждого из приведенных частных требований для различных по назначению групп армейских автомобилей неодинаково. Так, для грузовых автомобилей определяющими требованиями являются экономичность конструкции в производстве и эксплуатации, высокая производительность при перевозке грузов по автомобильным дорогам; для многоцелевых автомобилей — высокая оперативно-тактическая подвижность и надежность при работе как по дорогам или колонным путям, так и вне дорог; для бронированных машин — высокая проходимость и надежность работы вне дорог, непосредственно на поле боя, огневая мошь, защита экипажа и десанта от поражающих средств противника и т. п.

Источник

Классификация военной автомобильной техники

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в народном хозяйстве и Вооруженных Силах (ВС). Военные (армейские) автомобили, как и колесные бронетранспортеры, в настоящее время являются одним из массовых видов техники, используемой во всех видах и родах Вооруженных Сил.

В последние годы автомобили находят все большее применение в качестве базовых шасси под монтаж вооружения и военной техники. Об этом говорят данные, что 90 % парка военной автомобильной техники идет под монтаж вооружения и военной техники (ВВТ) и 10 % используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.

Данное разделение по типам и видам оптимизировано многолетней практикой формирования парка ВАТ и применения ее в ВС страны, жизнь это разделение подтвердила и узаконила в типаже ВАТ.

По типу двигателей автомобили разделяют на:
— карбюраторные, работающие на бензине;
— дизельные, работающие на дизельном топливе;
— газовые, работающие на сжатом природном газе;
— электродвигатели, работающие от аккумуляторных батарей.

По назначению:
— пассажирские, их разделяют на легковые – для перевозки небольшой группы пассажиров (до 8 человек); автобусы – в зависимости от назначения могут быть городскими, пригородными, междугородними (свыше 8 человек);
— грузовые, они предназначены для перевозки грузов и могут быть снабжены платформой.

Автомобили специального назначения:
а) коммунальные автомобили;
б) пожарные;
в) автокраны;
г) передвижные ремонтные мастерские;
д) радиосвязи и т.д.

Специализированные автомобили служат для перевозки грузов определенного вида:
а) насыпных;
б) жидкостных;
в) крупногабаритных: самосвалы, цистерны, фургоны, камневозы, автозаправщики.
Эти автомобили представляют собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей.

По типу шасси автомобили подразделяют: на рамные и безрамные. Рамные имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы. Безрамные автомобили не имеют рамы, а составные части и механизмы монтируются к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.

По видам:
— колесную;
— гусеничную.

Военная автомобильная техника подразделяется по типам:
— армейские автомобили многоцелевого назначения (ААМН);
— специальные колесные шасси (СКШ);
— специальные колесные тягачи (СКТ);
— военные гусеничные машины транспортно-тягового класса;
— прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;
— кузова-контейнеры и кузова-фургоны многоцелевого назначения;
— подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации.

Источник

АРМИЯ-2019. Военная автотехника: новый призыв

Новости отрасли

Самое читаемое

Перейдя под крыло концерна «Алмаз-Антей», занимающегося производством зенитного вооружения, Брянский автозавод получил второе дыхание: с каждым годом на форум «АРМИЯ» приезжает все больше как боевых, так и вспомогательных армейских машин, разработанных на базе брянских шасси повышенной проходимости. Вот одна из них: унифицированный наземный модуль помех 1Л269Э, предназначенный для радиоэлектронного подавления радаров противника. В качестве шасси использован БАЗ-6910 с колесной формулой 8х8.

А вот четырехосник БАЗ-6910 в качестве шасси пусковой установки новейшей зенитно-ракетной системы С-350 «Витязь», для которой «АРМИЯ-2019» стала местом официальной премьеры. В едином пакете здесь скомпонованы 12 пусковых ракетных стволов. «Витязь» ведет огонь по самолетам и вертолетам противника на максимальную высоту и максимальную дальность, соответственно, 30 и 60 км. Время развертывания зенитно-ракетного комплекса С-350 «Витязь» не превышает 5 мин.

Главная новинка от Брянского автозавода – дебютировавшее на форуме «АРМИЯ-2019» корпусное шасси для размещения вооружения зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Тор-М2». В Российскую армию этот комплекс поступает на гусеничных шасси, а вот многие зарубежные заказчики, особенно с Ближнего Востока, предпочитают колесную ходовую часть. Поэтому им «Торы» экспортируют на корпусном шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922. Теперь этот комплекс получил отечественное шасси, причем не с тремя, а четырьмя осями, что повысило его грузоподъемность и проходимость.

Читайте также:  Велобагажники для автомобиля на заднюю дверь

Пока о новом корпусном шасси Брянского автозавода информации совсем немного. Оно имеет бронирование кабины и полноприводную трансмиссию. Управляемыми сделаны две пары передних колес. Габаритные размеры 11,0х3,15х2,5 м, дорожный просвет 400 мм. Подвеска всех колес независимая, судя по всему, пружинно-торсионная. Двигатель развивает 530 л.с., обеспечивая машине максимальную скорость 80 км/ч. Новый зенитно-ракетный комплекс, рассчитанный на поражении воздушных целей на высоте и дальности, соответственно, 12 и 16 км, получил официальное название БМ 9А331М.

«Мотовозы» приняты на снабжение и уже поступают в войска: на форуме «АРМИЯ-2019» на базе нового уральского шасси семейства «Мотовоз-М» можно было увидеть сразу несколько специальных машин самого разного назначения. Автомобили повышенной проходимости «Мотовоз-М» по сути представляют собой дальнейшее развитие семейства 4320, имея аналогичную ходовую часть с зависимой подвеской и мостами собственного производства завода.

Главное отличие «Мотовоз-М» от классических грузовиков завода – кабина, полностью соответствующая современным требованиям российского министерства обороны. Она каркасно-панельная: металлический каркас с навешенными на него пластиковыми панелями. Элементы капота тоже изготовлены из пластика. Так что для «Мотовоз-М» не потребовалось закупать дорогостоящую штамповую оснастку! Вызывает некоторое удивление оснащение «Мотовоз-М» устаревшими ярославскими V-образными «восьмерками», а не более современными ЯМЗ-536: видимо, выбор в их пользу сделан по причине полной локализации и сравнительно невысокой себестоимости.

В прошлом году на «АРМИИ» дебютировала двухосная 8-местная бронемашина «Урал-53099», созданная на основе ходовой части модели 43206, но с применением современного ярославского дизеля ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. А в этом году на ее базе представлено шасси «Урал-53095» с двухместной защищенной кабиной. Защита более чем серьезная: при возможности перевозить в бортовой платформе 3 тонны груза полная масса автомобиля при габаритной длине всего 6,5 м достигает 14,5 тонн. Предусмотрена буксировка прицепа массой до 5 тонн.

На армейские уральские грузовики с односкатной ошиновкой начали устанавливать так называемые тактические колеса, то есть колеса, способные обеспечивать возможность движения автомобиля даже при проколе или пробитии шин. Такое колесо включает в свою конструкцию расположенный внутри шины алюминиевый облегченный диск и трехсегментную композитную вставку. Размерность колеса 20х10, максимальная скорость при движении на вставке 90 км/ч, дальность – 50 км с возможностью при необходимости увеличения до 100 км.

Если на «АРМИЯ-2018» модернизированный «Тигр» дебютировал в желтой «пустынной» расцветке, то в этом году он предстал в черном цвете. Напомним, что модернизация внедорожника заключается в более защищенном капоте, теперь получившем частичное бронирование, в применении отделенных от основного корпуса передних крыльев, которые не препятствуют распространению взрывной волны при наезде на мину, а также в использовании камер кругового обзора. Кроме того, показанная в этом году модификация доработанного «Тигра» по желанию зарубежного заказчика получила зарешеченные окна, круговую защиту для стрелка вокруг верхнего люка, а главное – автоматическую гидромеханическую коробку передач.

Модернизированный «Тигр» в экспортном варианте оснащен автоматической гидромеханической коробкой передач китайского производства с шестью диапазонами, которую производит компания Fast Gear. К сожалению, отечественная промышленность автомобильных гидромеханических коробок передач не производит. Никаких.

На форуме «АРМИЯ-2019» впервые показали преемника «Тигра», разработанный компанией «ВПК» четырехосный бронеавтомобиль АМН-2 «АТЛЕТ». Он создан с использованием ходовой части и трансмиссии предшественника, но значительно доработан с учетом опыта его применения. По сути, получилась новая машина. Какие главные отличия «Атлета» от «Тигра»? Если у последнего бронезащита капота, и то частичная, появилась лишь в модернизированной версии, то у «Атлета» она полная, выполненная на более серьезном уровне. Кроме того, «Атлет» на порядок лучше защищен от последствий наезда на мину – должен выдержать подрыв 6 кг тротила под колесом против 0,6 кг у «Тигра». Естественно, из-за усиления защиты новый бронеавтомобиль потяжелел, прибавив 700 кг – его полная масса достигла 9 тонн.

В отличие от утилитарной передней панели в кабине «Тигра», его преемник «Атлет» получил пусть тоже упрощенную, но уже вполне цивильную переднюю панель. Механизмы блокировки межосевого и межколесных дифференциалов включаются кнопками на центральной консоли. Увы, трансмиссия «Атлета» механическая, поэтому переключение ступеней коробки передач осуществляется водителем – для полностью локализованной в соответствии с пожеланиями российского Минобороны техники отечественную автоматическую коробку передач взять негде за полным отсутствием таковой.

Все сиденья в кузове «Атлета» выполнены на подрессоренном подвесе (включая подножки) – это убережет водителя и пассажиров от серьезных травм при подрыве машины на мине. В сравнении с «Тигром» внутренняя компоновка «Атлета» выглядит более эргономично и рационально.

Новая разработка компании «ВПК»: бронированный автомобиль многоцелевого назначения на базе ходовой части модели 43206, получивший обозначение «ВПК-Урал». Под капотом – современный дизель ЯМЗ-536. Габаритные размеры: 6500х2550х2800 мм. Класс защиты обитаемого отделения – третий.

Интерьер кабины «ВПК-Урал» получил весьма качественную и вполне современную приборную панель – с такой отделкой машину не стыдно демонстрировать самым придирчивым зарубежным заказчикам! Впрочем, скорее всего именно для них «ВПК-Урал» и предназначен – справа от сиденья водителя виден селектор управления ГМП Allison: экспортный вариант! А российским силовым структурам скорее всего придется довольствоваться опцией в виде механической 5-ступенчатой КПП. Единственное замечание к эргономике кабины: нет удобных поручней, чтобы надежно ухватиться при посадке и высадке через проем передних дверей.

В десантном отделении «ВПК-Урал» установлены амортизирующие сиденья для восьми бойцов. Еще четыре таких же сиденья расположены в передней части салона – они развернуты по ходу движения. Общая вместимость машины – 11 человек плюс водитель.

Принятая на снабжение специальная полицейская машина ВПК-3924 «Медведь» в этом году получила небольшие внешние изменения. Экипаж включает 8 бойцов и водителя. Главное отличие «Медведя» от близкого по характеристикам и назначению «ВПК-Урал» – полностью независимая подвеска, обеспечивающая повышенную динамику при движении по бездорожью. Правда, коробка передач здесь не с автоматическим, а с ручным переключением – то есть силовая линия полностью отечественного производства.

Разработанный заводом «Ремдизель» из Набережных Челнов тяжелый четырехосник с бронированной кабиной «Торнадо К-53958» на форуме «АРМИЯ-2018» демонстрировали в варианте шасси, а в этом году его показали уже в варианте седельного тягача, способного работать в составе автопоезда массой до 106 тонн. При снаряженной массе 21,7 тонны допустимая нагрузка на его седельно-сцепное устройство составляет 20 тонн, а допустимая масса буксируемого полуприцепа – 85 тонн. В моторном отсеке установлен новый отечественный рядный 6-цилиндровый дизель мощностью 600 л.с., с которым по-прежнему агрегатирована китайская ГМП. Интересно, что подвеска «Торнадо К-53958» зависимая, с неразрезными мостами, при этом в качестве упругих элементов использованы пружины.

Новейшее четырехосное шасси «Торнадо К-53958» получило первую надстройку, да какую! На форуме «АРМИЯ-2019» четырехосник с бронекабиной дебютировал в качестве передвижного ракетно-пушечного зенитного комплекса ближнего действия «Панцирь-СМ». Видимо, защитить водителя и экипаж от обстрела во время марша или стоянки было решено после его применения в Сирии, то есть в районе активной борьбы партизанскими методами. Предельная высота поражения целей комплексом «Панцирь-СМ» составляет 15 км, предельная дальность поражения – 40 км.

Читайте также:  Антигравийная краска на автомобиль видео

Один из самых распространенных отечественных армейских грузовых автомобилей повышенной проходимости, трехосный полноприводник из семейства «Мустанг», на форуме «АРМИЯ-2019» предстал в модернизированном исполнении. Причем модернизация весьма серьезная! «Мустанг М 5350» получил кабину, унифицированную с гражданскими грузовиками этой модели как по внешнему, так и по внутреннему оформлению, прямые лонжероны рамы, новую «раздатку», более современные светодиодные фары, пневмоподвеску сидений, повысившие плавность хода передние рессоры увеличенной до 1800 мм длины, тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров, а также более современную модификацию дизеля. Кроме того, грузовик стал на тонну грузоподъемнее – предельная масса перевозимого груза теперь составляет 7 тонн.

Двигатель армейского «Мустанг М 5350» теперь мало отличается от двигателя гражданской модификации этого грузовика-внедорожника. Он получил систему впрыска топлива Common Rail с электронным управлением, один турбокомпрессор вместо двух, электронное управление оборотами. Все это позволило увеличить максимальную мощность классической V-образной «восьмерки», которая у трехосного «Мустанга» теперь составляет 300 л.с. Повышена и мощность генератора, который вместо прежних 2 кВт выдает 3-4 кВт.

Источник

Устройство военной автомобильной техники
Павел Москвин, 2018

Рассматриваются разделы дисциплины «Устройство военной автомобильной техники», входящей в курс «Военно-техническая подготовка», раскрываются вопросы устройства и принципы работы основных механизмов и систем автомобилей ЗИЛ-131, КамАЗ-4310. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях России по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса автомобильных военно-учетных специальностей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Устройство военной автомобильной техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Общее устройство автомобильной техники

1.1. Использование военной автомобильной техники в ВС РФ. Требования, предъявляемые к ней

ВУС — военно-учетная специальность или категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего, его принадлежность к виду вооруженных сил, роду войск или службе. Имеет действительное наименование и код.

В результате изучения предмета обучаемый должен ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о перспективах развития автомобильной техники; об основных тенденциях и направлениях развития современных технологий производства и ремонта автомобильной техники. ЗНАТЬ: устройство автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310, их агрегатов, механизмов, узлов и взаимодействий между ними; общее устройство автомобильных средств подвижности вооружения и военной техники; устройство регулировочных узлов и принцип эксплуатационных регулировок. УМЕТЬ: подготовить двигатель к пуску, прослушать работу и остановить двигатель; регулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу; проверять и устанавливать угол опережения впрыска топлива дизеля; регулировать зазоры привода клапанов; устанавливать зажигание. ИМЕТЬ (ОПЫТ) НАВЫК: поиска, обнаружения и устранения характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации; организации и проведении занятия по технической подготовке с личным составом подразделения.

К автомобильной технике относятся принятые на вооружение в ВС РФ:

• автомобили (многоцелевого назначения; колесные тягачи; многоосные, специальные колесные шасси и многоосные тяжелые

колесные тягачи; колесные базовые шасси, предназначенные для установки (монтажа) вооружения средств управления и специальной техники; подвижные средства ремонта и технического обслуживания автомобильной техники, смонтированные на колесных шасси);

• гусеничные машины (гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи и транспортеры; базовые шасси гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров, предназначенные для установки (монтажа) вооружения средств управления и специальной техники; подвижные средства ремонта и технического обслуживания автомобильной техники, смонтированные на гусеничных шасси);

• тракторы, применяемые в качестве механической тяги и для вспомогательных работ;

• прицепы и полуприцепы.

В видах ВС РФ специальные машины составляют 50–70 % общего количества автомобилей. Если в фронтовых операциях в годы Великой Отечественной войны до 75 % автомобилей было занято в тылу перевозкой грузов снабжения, то сейчас примерно такой же процент машин непосредственно обеспечивает боевые действия. Без них не может обойтись ни одна воинская часть, ни одно подразделение. Поэтому не случайно автомобильную технику называют «ногами» армии.

В современных условиях без массового использования автомобильной техники невозможно осуществить быстрое и скрытое сосредоточение войск, поддержать высокий темп их наступления, совершить значительный маневр, обеспечить подвоз материальных средств и эвакуацию. Кроме того, в подразделениях и частях имеются средства технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, смонтированные на автомобильном шасси. Эти средства являются материальной частью технических подразделений, в том числе отделений технического обслуживания ремонтных взводов и рот. Автомобильная техника подразделений родов войск на марше передвигается в походных порядках этих подразделений. На поле боя автомобильная техника размещается и перемещается в боевых порядках подразделений, одиночно или группами машин.

В мотострелковых подразделениях она используется для буксировки минометов, перевозки техники и имущества связи, подвоза боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов и других материальных средств, буксировки походных кухонь, а также для эвакуации из подразделений в тыл раненых, больных, неисправного вооружения, техники и имущества.

В артиллерийских подразделениях автомобили и гусеничные машины используются в качестве тягачей для буксировки артиллерийских систем и специальных прицепов, монтажа пусковых установок реактивной артиллерии, зенитного вооружения, подвоза боеприпасов и других материальных средств.

В подразделениях инженерных войск на автомобилях монтируются понтоны, автомобильные краны, дорожные миноискатели. На базе гусеничных тягачей созданы быстроходные траншейные машины, бульдозеры и землеройные машины.

В подразделениях химической защиты используются специальные автомобили с дегазационно-душевым оборудованием, оборудованием радиационно-химической разведки, разливочными станциями и другим оборудованием.

В подразделениях связи на автомобилях смонтированы радиостанции различного назначения, радиорелейные и зарядные станции, подвижные узлы связи, кабелеукладчики и другое оборудование.

В Военно-воздушных силах на автомобилях смонтированы радиолокационные станции, ракетные пусковые комплексы, станции зарядки аккумуляторных батарей, топливозаправщики, тягачи для самолетов, подвоза боеприпасов и т. д.

К основным требованиям, предъявляемым к автомобилям, относятся:

• высокий уровень унификации автомобилей в целях сокращения многочисленности, многомарочности автомобильного парка ВС РФ;

• соответствие конструкции специфичным армейским условиям эксплуатации, требованиям государственных стандартов и нормалей. Удобство и легкость управления автомобилем, безопасность вождения автомобилей в колоннах с высокими скоростями движения, малая управляемость водителя и перевозимого личного состава, сохранность перевозимого груза и монтированного на автомобиле специального оборудования;

• простота и целесообразность конструкции с точки зрения их технического обслуживания и ремонта в армейских условиях; приспособленность автомобилей к эксплуатации;

• ТО современных многоцелевых автомобилей проводится в следующие сроки: ТО № 1 — 1200–1800 км, ТО № 2 — 6000–9000 км. Для улучшения качества ТО необходимо: повышать унификацию и взаимозаменяемость деталей, узлов, агрегатов, а также инструментов; уменьшать количество агрегатов и узлов, требующих систематического обслуживания; сокращать число точек смазки и регулировки, возможность независимого снятия отдельных агрегатов и замещение их на новые; повышать износостойкость и срок службы деталей, обеспечивая при этом прочность конструкций агрегатов; предусматривать возможность восстановления автомобилей войсковыми средствами ремонта, а также путем применения средств механизации работ и поточных методов ремонта, а также применения средств механизации работ и поточных методов обслуживания и ремонта;

Читайте также:  Восстановление клемм аккумулятора автомобиля

• высокие технико-экономические показатели конструкций в производстве определяются ее экономичностью и трудоемкостью изготовления, количеством, стоимостью и степенью дефицитности используемых материалов, а также расходами капиталовложений, необходимых для реорганизации действующих или постройки новых заводов. Экономичность конструкций в эксплуатации зависит от способности эффективно выполнять свои функции по надежности работы всех механизмов и узлов, частоты и трудоемкости операций по техническому обслуживанию и ремонту, стоимости расходуемых эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов, расходуемых на ремонт автомобиля;

• долговечность или срок службы автомобилей характеризуется продолжительностью их работы в километрах пробега или часах, включая километры пробега (время работы) после капитальных ремонтов до полного износа и дальнейшего списания.

При нормальных условиях эксплуатации минимальный пробег автомобилей до первого капитального ремонта составляет 160–250 тыс. км, а при эксплуатации в трудных условиях 100–120 тыс. км, причем меньший пробег относится к легким автомобилям, а больший — к тяжелым. Общий пробег до списания автомобилей рассчитывается на 300–400 тыс. км при одном капитальном ремонте.

Увеличение срока службы этих автомобилей за счет дополнительных капитальных ремонтов экономически нецелесообразен.

При разработке требований к долговечности автомобилей следует также иметь в виду, что их срок службы определяется в мирное время не только естественным износом, но и фактором морального старения конструкций, а в военное время — повышенной интенсивностью эксплуатации и боевыми повреждениями.

1.2. Классификация военной автомобильной техники

Военная автомобильная техника подразделяется

в зависимости от назначения:

• на грузовые автомобили общетранспортного назначения,

• автомобили многоцелевого назначения,

• специальные тягачи (БРДМ, БТР-70),

• бронированные колесные автомобили,

• легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2–7 человек), транспортирования мелких грузов и техники,

• грузовые автомобили, имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или для буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с грузовыми прицепами,

• специальные автомобили, с установленными на них вооружением, оборудованием или приспособленные для перевозки определенного груза и имеющие соответствующие ему типы кузовов, а также санитарные автомобили, пассажирские, штабные и другие автобусы;

по группам эксплуатации:

• строевые машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, других материальных средств, для буксирования и обслуживания летательных аппаратов, эвакуации вооружения и техники, а также машины со штатным оборудованием и техникой инженерных, дорожных, трубопроводных и других частей и подразделений специальных войск, частей и подразделений технического обеспечения,

• учебные машины, предназначенные для обучения личного состава практическому вождению и применению специального оборудования, смонтированного на машинах,

• транспортные машины, предназначенные для повседневного хозяйственного культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части;

по конструкции двигателя:

• с бензиновым двигателем,

по количеству ведущих осей:

• двухосные с одной ведущей осью (2 × 4),

• двухосные с двумя ведущими мостами (4 × 4),

• трехосные с двумя ведущими осями (4 × 6),

• трехосные с тремя ведущими осями (6 × 6),

• четырехосные с четырьмя ведущими мостами (8 × 8);

по компоновке автомобиля:

• расположение кабины (за двигателем, над двигателем).

1.3. Общее устройство автомобильной техники

Современные автомобили являются сложными машинами, представляющие собой комплекс взаимосвязанных агрегатов, узлов, механизмов и систем, общая компоновка которых может быть различной. Однако принцип устройства и действие многих узлов и механизмов у большинства автомобилей одинаковы. Все агрегаты, механизмы и системы автомобиля можно разбить на основные части: кузов, двигатель, шасси, трансмиссия, электрооборудование, механизмы управления, специальное оборудование.

Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей, перевозимых автомобилем. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и отдельную кабину для водителя. Легковые автомобили имеют кузов, приспособленный для размещения водителя и пассажиров.

Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили поршневые двигатели внутреннего сгорания, которые преобразуют тепловую энергию сгорания топлива в механическую работу.

Шасси объединяет механизмы и агрегаты, которые служат для изменения крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля, а также создают усилия, необходимые для поступательного движения автомобиля. Шасси состоит из: трансмиссии; ходовой части; механизмов управления. Трансмиссия представляет собой группу механизмов, служащих для изменения крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля. В автомобиле с передним расположением двигателя и приводом на все колеса трансмиссия состоит из следующих механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, раздаточная передача, главная передача и дифференциал, полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси объединены в один агрегат, называемый ведущим мостом.

Ходовая часть автомобиля обеспечивает поступательное движения автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровной дороге. Ходовая часть включает в себя: раму, балки мостов, подвески (рессоры, амортизаторы), колеса.

Подводимый к ведущим колесам крутящий момент преодолевает силы реакции дороги, приложенные к ведущим колесам и направленные в сторону движения автомобиля. От ведущего моста через рессоры эти силы передаются на раму и толкают ее вперед. Рама в свою очередь через передние рессоры передает силы реакции на передний мост и передние колеса автомобиля, что обеспечивает его поступательное движение.

Механизмы управления включают в себя: рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет изменять направление движения автомобиля; тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.

Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.

К специальному оборудованию относятся: система регулирования давления воздуха в шинах, лебедка, коробка отбора мощности.

1.4. Краткая техническая характеристика автомобилей

Трехосный автомобиль ЗИЛ-131, внешний вид которого представлен на рис. 1.1, высокой проходимости и предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена для перевозки людей. Автомобиль пригоден для эксплуатации во всех климатических условиях при температуре воздуха от — 40 до +55 °C.

Рис. 1.1. Автомобиль ЗИЛ-131

Автомобиль-тягач КамАЗ-4310 (рис. 1.2, а) предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксировки прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тс, а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Автомобиль-тягач КамАЗ-43105 (рис. 1.2, б) — модификация автомобиля-тягача КамАЗ-4310, предназначен для перевозки различных грузов и буксирования прицепов с большей осевой нагрузкой. Пригодны для эксплуатации в климатических зонах с температурой от — 45 до +50 °C.

Краткие технические характеристики автомобилей

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы требования к автомобильной технике, используемой в ВС РФ?

2. По каким признакам классифицируется военная автомобильная техника?

3. Что включают в себя механизмы управления военной автомобильной техники?

Источник

Популярные рекомендации экспертов