Арматура двери автомобиля что это

Арматура двери автомобиля что это

В арматуру кузова входят стеклоподъемники, навески дверей, дверные замки, стеклоочистители, зеркала, противосолнечные щитки и т. п. Рассмотрим арматуру кузова автомобиля М-21 «Волга».

В качестве стекла для окон дверей применяется сталинит (закаленное стекло). Опускные стекла дверей могут перемещаться по направляющим со специальными ворсистыми уплотнителями. На нижней части внутренней панели двери приварен кронштейн с резиновым упором, ограничивающий ход опускного стекла.

Для плавного подъема и опускания стекол применяются двухрычаж-ные стеклоподъемники. К внутренней панели дверцы четырьмя винтами крепится основание стеклоподъемника. Зубчатый сектор входит в зацепление с шестерней, сидящей на валике, конец которого соединен с ручкой стеклоподъемника. К обойме стекла приварена подвижная кулиса. В ее паз установлен рычаг, прикрепленный к зубчатому сектору.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Вращая за рукоятку валик, поворачивают сектор и связанный с ним рычаг. Палец рычага скользит вдоль кулисы и в зависимости от направления вращения рукоятки и поворота сектора поднимает или опускает стекло. Для предохранения стекла от перекосов служит рычаг и неподвижная кулиса.

На рис. 1 показано устройство петли задней двери автомобиля М-21 «Волга», собранной из кованых половин, соединенных осью. Пресс-масленка служит для смазки этой оси консистентной смазкой. Устройство петли передней двери показано на рис. 244.

Для плотного закрывания и запирания дверей служат дверные замки. С помощью рукояток, отлитых из цинкового сплава, двери могут открываться как изнутри, так и снаружи. Все двери могут запираться изнутри с помощью кнопок, а передние двери, кроме того, могут запираться ключом снаружи.

В панели кузова установлен корпус фиксатора с двумя сухарями: верхним неподвижным, по двум зубьям которого при открывании и закрывании двери перекатывается ротор, и нижним подвижным. Чтобы дверь не провисала и не стучала во время движения, на ее внутренней стороне сделаны направляющие шипы замка, которые при закрытой двери прижимаются к сухарям фиксатора, входящего в клиновидное пространство между шипами. Зуб, упираясь в храповик, удерживает дверь от самопроизвольного открывания. Ротор и храповик сидят на противоположных концах валика. При открывании двери снаружи нажимают на кнопку, в которую ввернут болт с контргайкой для регулировки зазора между кнопкой и рычагом. Болт поворачивает рычаг на оси и отводит зуб собачки от храповика. Пружина постоянно прижимает рычаг к болту.

Кнопка, служащая для запирания двери изнутри, имеет два положения — верхнее и нижнее. Когда кнопка находится в нижнем положении, выступ толкателя входит в отверстие щеколды, которая связана с кнопкой тягами. При этом храповик остается запертым зубом. так как выступ толкателя препятствует повороту нижнего конца рычага.

Когда зуб ротора замка заходит за второй зуб сухаря фиксатора, то дверь закрыта плотно. Если дверь при движении автомобиля стучит, то это означает, что зуб ротора зашел только за первый зуб сухаря.

С внутренней стороны кузова на панели двери расположена ручка, которой открывают замок изнутри. При нажатии на ручку тяга поворачивает рычаг, который концом выводит собачку из зацепления с храповиком.

Рис. 1. Опускное окно и стеклоподъемник передней двери:
1 — стойка опускного стекла; 2 — винт крепления стойки; 3 — окантовка проема окна; 4 — опускное стекло; 5 — уплотнительный желобок опускного стекла; а — соединитель панелей дверей; 7 — винт крепления верхней кулисы; 8 — Еерхняя кулиса; 9 — нижняя кулиса; 10 — направляющий палец нижней кулисы; и и 21 — кожаные шайбы; 12 — упор опускного стекла; 13 — вспомогательный рычаг стеклоподъемника; 14 — рычаг стеклоподъемника; 15 — корпус стеклоподъемника: 16 — пружина; 17 — резиновая прокладка стекла; 18 — кронштейн стойки на внутренней панели двери;” 19 — регулировочный винт стойки опускного стекла; 20 — направляющий палец верхней кулисы; 22 — обойма опускного стекла с кронштейном в сборе; 23 — зубчатый сектор, 24 — тормозная пружина; 25 — хвостовик; 26 — втулка корпуса; 27 — малая шестерня; 28 — заклепка; 29 — тормозная чашка; 30 — валик тормоза

Рис. 2. Двухрычажный стеклоподъемник:
1 — обойма; 2 — рычаг; 3 — валик; 4 — подвижная кулиса; 5 — зубчатый сектор; в — основание; 7 — неподвижная кулиса; 8 — рычаг

Рис. 3. Устройство петли задней двери:

Рис. 4. Устройство петли передней двери. Позиции те же, что и на рис. 243.
1 — половины петли; 2 — ось; 4 — пресс-масленка

Рис. 5. Дверной замок:
1 — храповик; 2 — валик; 3 — собачка; 4 и 23 — рычаги; 5 — болт; 6 — кнопка ручки; 7 — пружина; 8 — ось; 9 — зуб; 10 а 12 — выступы; 11 — толкатель; 13 — шип замка; 14 и 15 — сухари; 10 — ротор; 17, 19 а 21 — тяги; 18 — кнопка; 20 — щеколда; 22 — ручка

Для ограничения угла открытия двери и фиксации ее в открытом положении служит ограничитель. Корпус ограничителя прикреплен к внутренней панели двери. Рычаг ограничителя одним концом соединен с резиновым буфером, скользящим в направляющих, а другим закреплен в кронштейне пальцем со шплинтом.

Для очистки ветрового стекла автомобиля служит стеклоочиститель.

Рис. 6. Ограничитель открывания двери:
1 — корпус; 2 — рычаг; 3 — резиновый буфер; 4 — направляющая; 5 — панель; 6 — кронштейн; 7 — палец

На панели приборов установлен переключатель управления стеклоочистителями. В выключенном положении щетки стеклоочистителя останавливаются в крайнем нижнем положении вдоль нижнего уплотнителя ветрового стекла.

Читайте также:  Бухгалтерские бланки путевой лист легкового автомобиля

На рис. 7 показан стеклоочиститель СЛ-45 автомобиля М-21 «Волга», состоящий из следующих основных узлов: электродвигателя, редуктора, концевого выключателя и биметаллического предохранителя. Щетки получают возвратно-поступательное движение через рычажную систему, состоящую из рычага, оси и втулки, от червячного редуктора колеса, которое входит в зацепление с червяком, приводимым во вращение электродвигателем.

На автомобилях, снабженных пневматической системой тормозного привода, устанавливаются пневматические стеклоочистители. В цилиндре на одном валике с рычагом щетки пневматического стеклоочистителя закреплен сектор, который входит в зацепление с рейкой. Вследствие перепада давлений в полостях А и Б поршни, закрепленные на рейке, перемещаются возвратно-поступательно. Движение поршней через рейку и сектор передается валику со щеткой.

В правом поршне установлена направляющая втулка, в которой помещается тяга, соединенная с пружиной и скобами распределительного устройства. Это устройство помещается в крышке и состоит из трех клапанов, связанных с перемычкой.

Рис. 7. Стеклоочиститель CЛ-45:
1 – ось; 2 – втулка; а – рычаг; 4 — выключатель; 5 – червячное колесо

Рис. 8. Пневматический стеклоочиститель:

На рис. 8, в показано положение клапанов, соответствующее движению поршней влево. При приходе поршней в крайнее правое положение клапаны с помощью тяги, скоб и и пружины перемещаются из положения, показанного на рис. 8, б, в положение, показанное на рис. 8, в. В этом положении уже полость Б соединяется клапаном с воздушным баллоном, а полость А через каналы и клапан — с атмосферой.

Кроме стеклоочистителя, для ускорения очистки стекла применяют также стекло-омыватели.

На рис. 249 показано устройство такого приспособления автомобиля М-21 «Волга». Оно состоит из съемного водяного бачка с резьбовой пробкой, который располагается под капотом, резиновых шлангов, жиклеров 8 и диафрагмен-ного насоса. С корпусом насоса через наконечники соединены один впускной шланг и два выпускных. В корпусе насоса между штоком с колпачком и пружиной помещается диафрагма, края которой зажаты между корпусом и крышкой корпуса насоса. На противоположном конце штока запорной скобой крепится педаль. Два выпускных жиклера закреплены на верхней панели передней части кузова и соединены со шлангами с помощью гайки и шайб.

Стеклоомыватель работает следующим образом. При нажатии на педаль сжатый воздух проходит из насоса по шлангу в бачок, шарик закрывает отверстие впускного клапана и воздух по шлангам через жиклеры выходит в атмосферу. После прекращения давления на педаль пружина отжимает диафрагму; в камере насоса создается разрежение и в нее поступает вода. При новом нажатии на педаль вода через жиклеры подается на ветровое стекло.

На специальном кронштейне в центре верхней части ветрового стекла установлено зеркало, покрытое вместо серебряной амальгамы тонким слоем никеля или хрома, что уменьшает утомляемость шофера (коэффициент отражения такого зеркала составляет 35—45%).

Для защиты шофера и сидящего на переднем сиденьи пассажира от яркого света служат противосолнечные щитки, заключенные в рамки. Ось, на которую надета обойма щитка, имеет волнообразный изгиб, благодаря чему щиток может быть зафиксирован в любом положении. Натяг в шарнире оси обеспечивается пружиной, осью головки кронштейна и гайкой.

Рис. 9. Стеклоомыватель:
1 — впускной клапан; 2 — иодяной бачок; 3 — пробка; 4 — гайка; 5,6 и 7 — шайбы; 8 — жиклер; 9 и 10 — резиновые шланги; 11 — диафрагменный насос; 12 — педаль; 13 — шток; 14 — крышка; 15 — корпус; 16 — пружина; 17 — диафрагма; 18 — скоба

Рис. 11. Переднее сиденье автомобиля М-21:
1 — салазки; 2 — каркас; з — болт; 4, — подушка; 5 — пружина; в — обтяжка; 7 — скоба; 8 — ватник; 9 — прокладка; 10 — обивка

Источник

Устройство арматуры двери автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Петля двери автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 54 — Колпачок; 55 — Гайка; 56 — Планка; 57 — Петля; 59 — Дверной уплотнитель.

Отверстия в панели двери, предназначенные для регулировки навески двери, — овальные.

Угол открытия двери в автомобиле ЗАЗ-968М зависит от ограничителя, состоящего из корпуса 53, укрепленного на оси 50. Ось и рычаг установлены в кронштейне двери. На ось надета пружина 51, прижимающая рычаг к колпачкам 54. При открытии двери рычаг 48 разжимает колпачки 54, проходит через них и фиксируется между буфером 52 и сжавшимися колпачками.

Дверь остается в зафиксированном положении. Дальнейшему открыванию двери препятствует сжатие буфера 52 рычагом 48. Обивка двери выполнена из кожзаменителя, сваренного с тонким поролоном током высокой частоты и наклеенного на специальный картон. Крепление обивки двери производится пластмассовыми пистонами 46, местоположение которых легко прощупывается через обивочный материал.

Ограничитель открывания двери: 48 — Рычаг ограничителя; 49 — Винт; 50 — Ось; 51 — Пружины; 52 — Буфер; 53 — Корпус.

В верхней части двери панель обивки входит в желобок, приваренный к двери. Для снятия обивки двери следует предварительно снять облицовку 3 ручки, поддев ее отверткой. Снять подлокотник, отвернув два винта, а затем снять ручку 37 стеклоподъемника. Ручка крепится к валику П-образной стопорной пружиной 36, входящей в проточку на валике, и снять ее можно только с помощью специальной вилки 47 с прорезью, выполненной из листового металла. Ширина вилки 40—42 мм, толщина 1,5—1,75 мм, размер прорези — 20×13 мм. Торец вилки не должен быть заострен. Чтобы снять ручку, ее следует установить головкой вниз, а затем, отжав розетку 34, ввести в зазор между ручкой и розеткой вилку до входа ее в паз ручки. Нажатием на вилку вытолкнуть стопорную пружину 36 и снять ручку. Для вытаскивания пистонов из панели двери рекомендуется использовать вилку такого же типа, как вилка 47, но толщиной 2 мм, с размером прорези 7 мм и заостренным торцом.

Читайте также:  В котором году появился первый автомобиль bmw

Снятие обивки двери: 3 — Облицовка ручки; 33 — Ролик натяжной; 36 — Пружина стопорная; 37 — Ручка; 46 — Пистон; 47 — Вилка.

Запирающие устройства дверей автомобиля ЗАЗ-968М состоят из двух узлов — смонтированного в панели двери механизма замка, который работает на стойке кузова вместе с защелкой 21, и механизма привода внутри двери, который служит для управления изнутри кузова замком, и наружной ручки 14 с кнопкой 9 привода замка снаружи.

Защелка замка 21 крепится двумя винтами 26 к стойке кузова, упроченной в этом месте усилителем. Винты ввернуты в планку 27, которая помещена в обойму, и через отверстия в усилителе и стойке проходят свободно.

Для фиксации защелки поверхность планки, которая обращена к усилителю, снабжена насечкой. Между защелкой и стойкой кузова установлена картонная прокладка 24. Кроме основного назначения, которое заключается в замыкании ротора замка, защелка также служит дополнительной опорой для двери. Когда дверь закрыта, фиксатор 19 замка зажимается между полкой Г защелки и подпружиненным пластмассовым сухарем 20. При правильном положении защелки площадка 8 фиксатора должна входить на полку Г защелки плавно, без подъема двери вверх и без удара. Должный натяг двери, то есть прижим ее к проему кузова, происходит с помощью регулировки положения защелки на стойке.

Замок, защелка и привод замка левой двери: 1 — Пружина; 2 — Ось ограничителя; 3 — Облицовка ручки; 4 — Внутренняя ручка; 5 — Корпус ручки; 6 — Тяга; 7 — Ограничитель; 8 — Розетка; 9 — Кнопка; 10 — Тяга кнопки; 11 — Рычаг механизма запирающего; 12 — Корпус; 13 — Щеколда; 14 — Наружная ручка; 15 — Пружина; 16 — Собачка храповика; 17 — Храповик ротора; 18 — Рычаг; 19 — Фиксатор; 20 — Сухарь; 21 — Защелка замка; 22 — Ротор; 23 — Цилиндр замка; 24 — Прокладка; 25 — Боковина кузова; 26 — Винт; 27 — Планка; 28 — Гайка; 29 — Винт нажимной; 30 — Шайба; 31 — Кнопка.

Дверь, правильно установленная в проеме кузова, должна закрываться от толчка рукой. При этом резиновые зубчатые уплотнители 59 деформируются настолько, что полностью герметизируют проем и предохраняют салон кузова от проникновения в него влаги и пыли. Замок двери — роторного типа. Ротор 22 имеет шесть зубьев, которые при закрывании и открывании двери перекатываются по зубьям защелки. В случае полного закрытия двери необходимо, чтобы ротор заходил во 2-й зуб защелки, иначе дверь будет закрыта не полностью и при езде будет стучать. При закрывании двери ротор входит с зубьями защелки в зацепление и вращает храповик 17, который отжимает зуб собачки 16, преодолевая сопротивление пружины 15. Собачка дает возможность вращаться ротору в направлении закрывания двери. При открывании двери наружной ручкой отвод собачки от храповика производится нажатием на кнопку 31. При этом нажимной винт 29 кнопки давит на щеколду 13, которая, в свою очередь, поворачивает собачку 16 и позволяет храповику 17 ротора провернуться в обратную сторону. Для нормальной работы замка необходимо, чтобы между головкой винта и щеколдой был зазор 0,5—1,5 мм. Указанный зазор регулируется винтом 29 при отпущенной контргайке 28. Контрольный размер между торцом кнопки и головкой винта равен 61,5 мм.

Открывание двери изнутри кузова автомобиля ЗАЗ-968М производится поворотом ручки 4, которая через тягу 6 воздействует на двуплечий рычаг 18, поворачивающий, в свою очередь, собачку 16 храповика. Возврат ручки 4 в исходное положение осуществляется пружиной 1. Корпус ручки 5 крепится к панели двери винтами. Шарнирные соединения ручки и рычага с тягой уплотнены резиновыми скобками. Тяга 6 прижимается к панели пластмассовым ограничителем 7. Левая дверь может запираться как снаружи, так и изнутри кузова. Снаружи дверь запирается ключом, поворачивающим цилиндр 23 замка в кнопке 31. При этом выступы цилиндра повернутся на 90° и остановят продвижение кнопки в гнезде ручки 14.

Кнопка ручки правой двери не имеет цилиндра 23. Запирание двери изнутри кузова производится нажатием на кнопку 9, которая через тягу 10 поворачивает рычаг 11 так, что при повороте щеколды 13 ее носок Б упрется в площадку А рычага 11 и не даст повернуться на полный угол собачке 16 для освобождения ротора 22.

Запереть дверь кнопкой 9 можно только тогда, когда она закрыта. Если кнопку нажать при открытой двери и захлопнуть дверь, она останется не запертой, так как собачка 16 своим вторым концом вернет рычаг 11 в исходное положение. Во время открывания дверей за внутренние ручки кнопки поднимаются.

Для подъема и опускания стекол в рамах дверей автомобиля ЗАЗ-968М служат стеклоподъемники с тросовым приводом. Опускное стекло своей нижней кромкой вставлено в обойму 40 и уплотнено резиновой прокладкой. Обойма с помощью скобы 42 и винтов 41 крепится к тросу 38. При вращении валика стеклоподъемника 35 ручкой 37 шестерня приводит во вращение барабан 45. При этом пружина механизма тормоза 44, которая соединяет валик и шестерню, скручивается и отходит от чашки тормоза. Трос, перекинутый через ролики 39, 43 и 33, наматывается на барабан и поднимает или опускает стекло в зависимости от направления вращения барабана. При прекращении вращения ручки пружина под действием упругости раскручивается и прижимается к поверхности внутри чашки тормоза. Трение, появляющееся между чашкой и витками пружины, затормаживает шестерню, валик и барабан, чем самопроизвольное опускание стекла под собственной массой исключается, и стекло надежно фиксируется в любом положении. В результате длительной эксплуатации трос вытягивается и возможно его соскакивание с роликов. Натяжение троса регулируется натяжным роликом 33, планка которого перемещается по пазам в панели двери при отпущенных болтах 32. Натяжение троса должно быть таким, чтобы ручка 37 вращалась свободно — без усилия и заеданий.

Читайте также:  Выкуп автомобилей без хозяина

Стеклоподъемник автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 32 — Болт; 33 — Натяжной ролик; 34 — Розетка; 35 — Стеклоподъемник; 36 — Стопорная пружина; 37 — Ручка; 38 — Трос; 39 — Направляющий ролик; 40 — Обойма; 41 — Винт; 42 — Скоба; 43 — Направляющий ролик; 44 — Тормозной механизм; 45 — Барабан.

Уход за арматурой кузова заключается в смазывании ряда узлов после пробега каждых 30 000 км согласно карте смазывания (см. Техническое обслуживание автомобиля ЗАЗ-968М), а также выполнении регулировки по мере надобности.

Источник

Типы, конструктивные элементы автомобильного кузова и названия деталей

Любой легковой автомобиль построен на базе кузова, и это самая большая деталь автомобиля, которая выполняет много функций. Особая конструкция кузова позволяет автомобилю выдерживать нагрузки при движении и поглощать энергию удара в случае аварии. Также эта часть машины служит основанием, на котором крепятся все функциональные детали и узлы. Производители легковых машин выпускают самые различные варианты кузовов, что делает каждую модель уникальной по внешним признакам. Однако те же производители придерживаются основных параметров при изготовлении, которые характеризуют тип кузова и вариант его исполнения.

Основные типы

Прежде чем разобрать, из чего состоит кузов легкового автомобиля, нужно выделить основные типы его исполнения. Легковые машины серийного производства выпускаются в таких основных типах:

Есть и другие типы, но эти три являются основными и наиболее распространенными.

Кузов типа седан являются самыми популярным. Серийный седан имеет четыре двери для пассажиров, моторный отсек и багажный. Такой тип кузова является наиболее оптимальным для перевозки пассажиров и небольшого багажа.

Хетчбэк представляет собой машину с двумя дверями для пассажиров, моторный отсек и багажное отделение, не разделенное с салоном. Такой тип имеет ограничения по перевозимому грузу, а также не очень удобен для перевозки пассажиров. Однако такое исполнение имеет свои преимущества. Автомобили в таком типе кузова имеют более низкий вес и размеры, что положительно сказывается на его экономичности относительно расхода топлива.

Легковые машины в кузове универсал рассчитаны на усиленные нагрузки. Багажное отделение таких машин отличается увеличенным объемом, что не мешает оставаться салону в полноценном размере. Устройство универсала дает возможность еще больше расширить багажное отделение за счет складывания задних пассажирских сидений.

Материал и технология изготовления

Кузов современного легкового автомобиля изготавливается из высокопрочной стали, которая проходит несколько этапов обработки. Небольшая толщина используемого металла позволяет намного уменьшить общий вес машины, что положительно сказывается на его динамике и экономичности. Несмотря на маленькую толщину стали, конструкция кузова рассчитана таким образом, что он является одновременно и легким, и прочным.

На большинстве современных авто кузовные детали скрепляются между собой точечной сваркой. Это позволяет обеспечить надежность соединения элементов и уменьшить количество кромок и острых углов, которые наиболее уязвимы по отношению к коррозии. В перспективе автомобильная промышленность будет применять лазерное сваривание деталей. Такой подход сводит к минимуму наличие выпуклостей и впадин на швах, а конструкция кузова станет более простой и надежной.

Общее устройство кузова

Чтобы разобраться, из чего состоит кузов легкового автомобиля, следует рассмотреть основные детали, которые входят в его устройство. Для более простого понимания, устройство кузова автомобиля можно условно разделить на три отсека. Из чего же состоит кузов? Общая схема расположения частей следующая:

Рассмотрим, из чего состоит каждый из этих элементов более подробно.

Моторная часть состоит из следующих основных деталей:

Схема моторного отсека устроена таким образом, что при столкновениях энергию удара принимают на себя лонжероны и передняя балка. Деформируясь, они уменьшают нагрузку на пассажирский отсек. Такая конструкция повышает шансы водителя и пассажиров уберечься от травм в ДТП.

Схема расположения деталей пассажирского отсека легкового авто следующая:

В других источниках названия деталей кузова могут незначительно отличаться, однако сути дела это не меняет. Приведенная схема позволяет в общих чертах разобраться, из чего состоит кузов и каково его устройство.

Все части пассажирского отсека легкового авто имеют необходимую жесткость, которая обеспечивает надежное крепление облицовочных и функциональных деталей. Помимо этого устройство пассажирской части делается таким образом, чтобы обеспечить максимальную пассивную защиту в случае боковых столкновений.

Багажный отсек легкового авто состоит из задней панели и крыльев. Схема этого отделения разработана таким образом, что его устройство позволяет выдерживать нагрузки от полезного багажа, а также обеспечить пассивную безопасность в случае ударов в заднюю часть автомобиля.

Устройство кузова легковых машин зависит от модели, производителя и других деталей. Однако в большинстве серийно выпускаемых машин схема расположения кузовных деталей примерно одинакова. Резкое отличие имеют только спортивные автомобили и прототипы концептуально новых моделей, произведенных в количестве нескольких единиц. Кузов таких машин может иметь иную конструкцию.

Источник

Популярные рекомендации экспертов