Ари ватанен украли автомобиль

Ватанен, Ари

Содержание

Спортивная карьера

Ватанен родился и вырос в Тууповаара в Восточной Финляндии. Дебютным годом в профессиональном ралли для него стал 1970 год. В 1974 он дебютировал в [Чемпионате мира по ралли] на «домашнем» Ралли «Тысяча Озёр». В 1976 и 1980 годах Ватанен выиграл Британский раллийный чемпионат. В 1977 году Ари стал постоянным участником, выступая за рулём Ford Escort RS1800. С 1979 года он стал гонщиком команды Rothmans Rally Team, продолжив пилотировать RS1800. На Ралли Акрополис 1980 года он одержал первую свою победу. С 1979 года до конца 1981 года его штурманом был Дэвид Ричардс, ставший в будущем руководителем компании Prodrive и одним из влиятельнейших персон в мировом автоспорте. В 1982 году Ватанен не защищал свой титул и принял участие лишь в трёх ралли чемпионата мира по ралли. В 1984 году он подписал контракт с заводской командой Peugeot и выступал за рулём Peugeot 205 Turbo 16. На Ралли Аргентин] 1985 года попал в тяжелейшую аварию. На полное выздоровление Ватанену понадобилось 18 месяцев. В 1987 году Ари вернулся в автоспорт и четырежды выиграл Ралли Париж—Дакар в 1987, 1989 и 1990 гг. за Peugeot и в 1991 году за Citroën. В составе команд Peugeot и Citroën выиграл массу внедорожных ралли-рейдов, в частности Мастер-ралли 1996 и 1997 годов.

В 1988 году Ватанен лидировал в Ралли Париж—Дакар, пока его автомобиль не был украден, что вызвало большой скандал. Вместе с Peugeot он также выиграл престижную американскую гонку — Подъём на холм Пайкс-пик.

В 1988 году Ватанен опубликовал автобиографию «Каждая секунда считается» (англ. Every Second Counts ), которая сразу же стала бестселлером.

Ватанен выступал в WRC более или менее часто до 1998 года включительно. Он пилотировал автомобиль команды Mitsubishi Ralliart Europe в 4-х ралли 1989 года и в 5-ти — 1990 года. С 1992 по 1993 гг. Ари выступал за заводскую команду Subaru в 11-ти ралли: трижды финишировал 2-м, включая дебютную гонку Subaru Impreza на Ралли Финляндия 1993 года. На следующий год он вернулся к пилотированию Escort, выступая теперь за рулём Ford Escort WRC заводской команды. Лучшими результатами здесь стали третие места на Ралли Аргентина 1994 года и Ралли Сафари 1998 года. На последнем этапе сезона 1998 года — Ралли Великобритания Ватанен выступил за рулём Subaru. Эта гонка стала сотой в карьере Ари Ватанена, после чего он покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности.

Страсть к гонкам Ватанена с возрастом не покинула. В 2003 году за рулём Nissan Ватанен принял участие в Ралли Дакар и финишировал 7-м. В том же году Ари вновь появился в WRC на Ралли Финляндия за рулём Peugeot 206 WRC команды Bozian Racing и финишировал на 11-ом месте. В 2004 и 2005 гг. он снова выступал за рулём Nissan на Ралли Дакар. В последний раз Ари Ватанен принял участие в Ралли Дакар в 2007 году за заводскую команду Volkswagen. На 7-ом этапе он сошёл с дистанции.

ПОБЕДЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РАЛЛИ

ПОБЕДЫ В WRC

# Этап Сезон Штурман Автомобиль
1 Ралли Акрополис 1980 Девид Ричардс Ford Escort RS1800
2 Ралли Акрополис 1981 Девид Ричардс Ford Escort RS1800
3 Ралли Бразилии 1981 Девид Ричардс Ford Escort RS1800
4 Ралли «Тысяча Озёр» 1981 Девид Ричардс Ford Escort RS1800
5 Ралли Сафари 1983 Терри Харриман Opel Ascona 400
6 Ралли «Тысяча Озёр» 1984 Терри Харриман Peugeot 205 Turbo 16
7 Ралли Сан-Ремо 1984 Терри Харриман Peugeot 205 Turbo 16
8 Ралли Великобритании 1984 Терри Харриман Peugeot 205 Turbo 16
9 Ралли Монте-Карло 1985 Терри Харриман Peugeot 205 Turbo 16
10 Ралли Швеции 1985 Терри Харриман Peugeot 205 Turbo 16
Читайте также:  Встраиваем usb в автомобили

Результаты выступлений в ралли-марафоне «Дакар»

Год Штурман Команда Автомобиль Место
1987 Бернар Жиру Peugeot Sport Peugeot 205 T16 1
1988 Бруно Берглунд Peugeot Sport Peugeot 405 T16 ДСК
1989 Бруно Берглунд Peugeot Sport Peugeot 405 T16 1
1990 Бруно Берглунд Peugeot Sport Peugeot 1
1991 Бруно Берглунд Citroën Sport Citroën ZX Rallye Raid 1
1992 Бруно Берглунд Citroën Sport Citroën ZX Rallye Raid 5
1993 Кристиан Дельферье Citroën Sport Citroën ZX Rallye Raid 8
1995 Жиль Пикар Citroën Sport Citroën ZX Rallye Raid Сход
1996 Жиль Пикар Citroën Sport Citroën ZX Rallye Raid 4
2003 Тина Тёрнер Nissan Rally Raid Team Nissan Pick Up 7
2004 Юха Репо Nissan Rally Raid Team Nissan Pick Up Сход
2005 Тициано Сивьеро Nissan Rally Raid Team Nissan Pick Up 39
2007 Фабриция Понс Volkswagen Motorsport Volkswagen Race Touareg Сход

Спортивные достижения

Награды и достижения
Предшественник:
Стиг Бломквист
Лучший раллийный автогонщик по версии журнала AUTOSPORT
1984
Преемник:
Тимо Салонен
Спортивные достижения
Предшественник:
Вальтер Рёрль
Чемпион мира по ралли
1981
Преемник:
Вальтер Рёрль
Предшественник:
Рене Метж
Победитель «Ралли Дакар»
1987
Преемник:
Юха Канккунен
Предшественник:
Юха Канккунен
Победитель «Ралли Дакар»
1989-1991
Преемник:
Юбер Ориоль

Примечания

Ссылки

См. также

1977: Сандро Мунари (Кубок FIA) · 1978: Маркку Ален (Кубок FIA) · 1979: Бьорн Вальдегорд · 1980: Вальтер Рёрль · 1981: Ари Ватанен · 1982: Вальтер Рёрль · 1983: Ханну Миккола · 1984: Стиг Бломквист · 1985: Тимо Салонен · 1986-1987: Юха Канккунен · 1988-1989: Массимо «Мики» Биазьон · 1990: Карлос Сайнс · 1991: Юха Канккунен · 1992: Карлос Сайнс · 1993: Юха Канккунен · 1994: Дидье Ориоль · 1995: Колин Макрей · 1996-1997-1998-1999: Томми Мякинен · 2000: Маркус Гронхольм · 2001: Ричард Бёрнс · 2002: Маркус Гронхольм · 2003: Петтер Сольберг · 2004-2005-2006-2007-2008-2009-2010-2011-2012: Себастьен Лёб

Смотреть что такое «Ватанен, Ари» в других словарях:

Ватанен — Ватанен, Ари Ари Ватанен Чемпионат мира по ралли Гражданство … Википедия

Ралли Дакар — У этого термина существуют и другие значения, см. Дакар (значения). Ралли Дакар … Википедия

Дакар (ралли) — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

Париж-Дакар — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

Ралли «Дакар» — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

Ралли Париж-Дакар — Ралли марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж Дакар») ежегодный трансконтинентальный ралли марафон, который был основан французом Тьерри Сабинон. Проводится с 1978 года. Как правило, финиширует в столице Сенегала Дакаре. В… … Википедия

Ford World Rally Team — Шаблон монопольного редактирования статьи Автором В настоящий момент автор ведёт работу над статьёй. Просьба никому, кроме Автора, не вносить никаких правок в статью для избежания конфликтов редактирования. В том числе не проставлять в самой… … Википедия

Чемпионат мира по ралли 1979 — 7 й Чемпионат мира по ралли ◄ 1978 Сезон 1979 1980 ► … Википедия

Чемпионат мира по ралли 1993 — 21 й Чемпионат мира по ралли ◄ 1992 Сезон 1993 1994 ► Чемпион мира … Википедия

Источник

«Железную леди» первый и последний раз увидели в слезах на публике». Как сын Премьер-министра пропал на «Дакаре»

Самые удивительные истории с главного ралли-рейда.

Ралли «Дакар» – не только самая престижная гонка по бездорожью в мире. Это еще и безумный челлендж для всех участников: отбирающая все силы жара, опасный маршрут, катастрофическая нехватка сна делают марафон ультрасложным для каждого. Но «Дакар» – это не только многочисленные сходы, драматические аварии и героическим финиши. Иногда этот ралли-рейд рождает совершенно невероятные истории. О самых интересных мы сейчас расскажем.

Читайте также:  Армейские автомобили повышенной проходимости

Этот блог мы ведем вместе с Motul, одним из мировых лидеров в сфере смазочных материалов. К «Дакару» Motul запустил специальный сайт – на нем можно зарегистрировать промокоды, которые находятся на канистрах с маслом компании – и получить возможность выиграть ценные призы.

Загадочный угон машины лидера

В 1988-м один из сильнейших раллистов мира Ари Ватанен потерпел крайне обидное и одновременно нелепое поражение на «Дакаре». На том марафоне финн лидировал и ехал ко второму для себя «Золотому бедуину», но затем все потерял – и не из-за аварии, поломки или нарушения правил.

Ночью между 13-м и 14-м этапами его «Пежо» угнали со стоянки, организованной на футбольном стадионе. Причем случайностью это не было: преступники тут же вышли на связь и потребовали выкуп в 25 миллионов франков (90 тысяч долларов), который в «Пежо» платить отказались. «Мы думали, что попали в кино», – вспоминал впоследствии Ватанен.

Разразился грандиозный скандал. Одни подозревали конкурентов «Пежо», другие предполагали, что похищение на самом деле организовала сама «Пежо» для починки неисправного мотора – отремонтировать его в рамках разрешенного лимита времени было невозможно. Поверить в то, что местные преступники способны незаметно выкрасть сложный раллийный автомобиль, было реально сложно – хотя стоянка не охранялась и представляла собой проходной двор. Машину вскоре нашли в целости и сохранности в дюнах неподалеку, и Ари даже отправился на следующий этап.

Но закончить ралли ему не дали: соперникам не понравилось особое отношение к «Пежо» – Ватанен опоздал на старт более чем на полчаса, за что полагалась дисквалификация. К давлению на организаторов подключился и президент ФИА Жан-Мари Балестр. Босс «Пежо» Жан Тодт после этого назвал его «Бокассой автоспорта», сравнив Балестра с печально известным африканским диктатором-людоедом. В итоге Ватанена все же дисквалифицировали, а марафон выиграл его партнер Юха Канккунен.

Сын Маргарет Тэтчер пропал в пустыне. А после спасения никому не сказал «спасибо»

В свое время «Дакар» появился благодаря французскому мотогонщику Тьерри Сабину: в 1977 году во время ралли «Абиджан-Ницца» он заблудился в Ливийской пустыне и чудом спасся – его нашли аборигены из племени туарегов. Это не просто не отвратило его от гонок, а навело его на мысль в 1978 году организовать первый ралли-марафон «Париж-Дакар».

Значительная часть «Дакара» всегда проходила далеко от цивилизации – неудивительно, что участники не раз попадали в похожие истории. Самая примечательная из них связана с Марком Тэтчером – сыном премьер-министра Великобритании в 1979-1990 годах Маргарет Тэтчер.

Марк не был гордостью семьи: отвратительно учился в школе и не пользовался популярностью у сверстников, дразнивших его «тупицей» («thick mork») и «прыщом» («scratcher»). Он еле закончил школу, не смог поступить даже на бухгалтерские курсы, провалил все попытки заняться бизнесом и в 1977-м занялся гонками. Но и там получилось паршиво: в 1982 году он приехал на «Дакар», к которому совершенно не готовился, и в итоге пропал в пустыне Сахара вместе со своим штурманом Анной-Шарлотт Верни и механиком Джеки.

«Железную леди» Маргарет Тэтчер первый и последний раз увидели в слезах на публике. Была организована масштабнейшая спасательная операция с участием армий нескольких стран. Через шесть дней алжирские военные все же нашли Тэтчера в 50 км в стороне от маршрута. Но радость от спасения гонщика быстро сменилась непониманием из-за его поведения: Марк отказался пожимать руку отцу, руководившему поисками, и даже не поблагодарил спасателей. После этого он стал одним из любимых объектов для насмешек британской прессы и комиков.

В 2004 году Тэтчер вспомнил те события в интервью The Guardian: «Должно быть, мы во что-то врезались – задняя ось просто оторвалась. Мы остановились, другие участники остановились тоже, зафиксировали, где мы находимся и поехали дальше. Но на финише эти глупые ублюдки сказали организаторам, что мы стоим в 25 милях к западу, а мы были в 25 милях к востоку.

Читайте также:  Восстановление пластика салона автомобиля что это

Припасов в машине было немного. На троих у нас было пять литров воды – две кофейные чашки в день на человека. Ну и немного бесполезных сухпайков. Когда за нами не вернулись в первый день, я планировал провести [в пустыне] пять-семь дней, после первой ночи – две недели. С психологической точки зрения это было важно – поэтому я вообще не боялся за свою жизнь. Нам пришлось бы пробыть в пустыне недели четыре, прежде чем мы оказались бы в опасности.

Но идти сами мы не могли – было очень жарко, мы бы слишком вспотели. Я прочитал одну книгу от корки до корки несколько раз – странно, но я даже не помню, как она называлась. Радио у меня не было, и потому я не знал, какая драма разыгралась дома из-за моего исчезновения.

У алжирцев был хорошо продуманный план, наземный и воздушный транспорт, все действия координировались. Я услышал вертолет, выпустил сигнальную ракету, и через пять минут появились два «Лендровера». Сейчас у всех есть спутниковые телефоны и GPS-маячки, но тогда такого не было и, вероятно, именно поэтому организаторы так долго не могли нас найти».

Раллистам приходилось гоняться через минные поля

Африканский «Дакар» не раз проходил по местам, где войны, госперевороты и бандитизм – обыденная часть жизни. В 90-х часть маршрута пролегала по территории Марокко, Западной Сахары и Мавритании, где вовсю велись боевые действия. При этом стороны заключали перемирие на время гонки и возобновляли войну сразу после проезда участников.

На «Дакаре»-1994 именно на такой территории сломался «КамАЗ» Виктора Московских, Сергея Гири и Владимира Чагина, который тогда был механиком. Экипажу пришлось выбирать: бросить грузовик, который неизбежно бы угнали местные жители, и эвакуироваться или остаться ждать помощи, рискуя жизнью. Они выбрали второй вариант и стали ждать «техничку».

Чтобы добраться до «камазовцев», механикам во главе с Семеном Якубовым пришлось ехать прямо по минному полю, причем все ориентиры прохода для участников уже стерла песчаная буря. Каждую секунду они рисковали подорваться, но на третьи сутки все же добрались до своих. Получилось, как в кино: вода у экипажа почти закончилась, и они уже собирались бросить «КамАЗ» и идти пешком до цивилизации (80 км в обход или 30 км через мины), как на горизонте появился грузовик с помощью. Назад возвращались по собственным следам.

«Трасса – да, она может быть сложной, где надо проявить свое мастерство. А играть в карточную игру, когда ты едешь и не знаешь, под каким колесом взорвется мина, – это уже не спорт. А тот случай… был вынужденный риск, и результат того стоил. На кону стояли жизни трех человек. И мы обязаны были прийти им на выручку», – вспоминал в 2012-м году те события Якубов.

Бандиты регулярно пытались сорвать ралли. В итоге им удалось

Прежде чем рассказать о безумных историях, которые происходили на «Дакарах» в Латинской Америке и Саудовской Аравии, напомним, что этот блог мы делаем с производителем смазочных материалов Motul. С ним вы будете спокойны за ваш автомобиль.

Зрители активно мешают гонщикам. А иногда даже попадают под колеса

Местные жители и болельщики – чуть ли не главная боль для организаторов любого ралли-рейда. Они регулярно игнорируют требования безопасности и здравый смысл, серьезно мешая участникам. Например, на «Дакаре»-2020 в конце третьего этапа местный житель выехал на трассу и почти минуту мешал экипажу раллиста «КамАЗа» Антона Шибалова. Россиянам пришлось секунд 40 посидеть за ним в пыли, после чего они обогнали его по бездорожью.

А вот годом ранее едва не произошла трагедия: один из зрителей, подобравшийся близко к трассе, попал под колеса «КамАЗа» Андрея Каргинова. На грузовике тогда вышел из строя редуктор переднего моста, из-за чего Каргинов с большим трудом преодолевал дюны на заднем приводе. На одной из дюн собрались зрители, которых Андрей попытался объехать. Те стали убегать с траектории несущегося «КамАЗа», но одному из болельщиков не повезло: споткнулся и увяз в песке, и его нога попала под колеса.

Источник

Популярные рекомендации экспертов