Арендатор не представил автомобиль

Содержание
  1. Изъятие ТС при невозврате арендатором после окончания договора аренды.
  2. Я правильно Вас понял. Даже если договора окончен и договор считается расторгнутым я не могу приехать, сесть в машину и уехать?
  3. Если срок оплаты услуг не оговорен в договоре, какой срок оплаты можно прописать в счёте.
  4. Можно ли в договоре прописать порядок оплаты: 100% предоплата, но без указания сроков внесения денег?
  5. Как поступить, если сторона отказывается прописать в договоре сроки оплаты услуг?
  6. Какую ответственность несет арендодатель транспортного средства без экипажа
  7. Кто отвечает за вред, причиненный третьим лицам арендованным ТС
  8. Как ограничить передачу ТС в субаренду и его использование в перевозках
  9. Сдача в аренду автомобиля со скрытыми неисправностями без экипажа
  10. Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства

Изъятие ТС при невозврате арендатором после окончания договора аренды.

Подскажите если при сроке окончания договора аренды без водителя, Арендатор не вернул авто, но местонахождения автомобиля известно. Может ли арендодатель самостоятельно забрать автомобиль без уведомления арендатора.

В договоре прописан пункт: При задержке возврата арендованного ТС свыше установленного срока аренды более чем на два часа, оплатить Арендодателю арендную плату за следующие сутки. Оплата задержки возврата ТС не дает права на использование его Арендатором. В случае не возврата арендованного ТС в установленные настоящим Договором сроки Арендодатель вправе требовать оплаты неустойки в размере 10000 (десять тысяч) рублей. При этом в отношении Арендатора наступает ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ и данное действие квалифицируется как незаконное завладение ТС, при этом ТС изымается и Арендатор обязан оплатить штраф в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Стороны договора не вправе квалифицировать действия, как уголовно наказуемы. Для этого есть правоохранительные органы. Они же и уполномочены изымать транспортное средство в случае возбуждения уголовного дела.

Вы вправе обратиться с заявлением в полицию. Далее, на усмотрении полиции и в их присутствии изъять транспортное средство. При этом, необходимо составить соответствующий акт. В случае отказа сотрудников правоохранительных органов, следует обратиться с претензией к Вашему оппоненту и исковым заявлением в суд.

Можете забрать, зафиксируйте это Актом с уведомлением арендатора.

Спасибо, за обращение, доверьте свои вопросы специалистам, и мы окажем Вам реальную юридическую поддержку и помощь.

Я правильно Вас понял. Даже если договора окончен и договор считается расторгнутым я не могу приехать, сесть в машину и уехать?

Я правильно Вас понял. Даже если договора окончен и договор считается расторгнутым я не могу приехать, сесть в машину и уехать?

Какой акт я должен составить и кто его должен заверять, в присутствии кого?

Уважаемый Дмитрий, в данном случае вы можете приехать и забрать автомобиль, но без акта потом будет довольно трудно доказать сохранность автомобиля, а также момент изъятия автомобиля.

Если вы собственник авто вы вправе подать в ГИБДД заявление о розыске авто а при установлении местонахождения забрать его. арендатору направьте письменную претензию о расторжении договора аренды в связи с истечением срока его действия и возврате автомобиля. Направляете заказным письмом по адресу арендатора в договоре второй экземпляр претензии и квитанцию почты храните. Акт ГИБДД составит когда найдет машину и передаст вам ее в месте обнаружения.

Дмитрий, сначала Вы излагаете историю в 3-х лицах, у Вас в повествовании есть арендатор, арендодатель, а Вас лично ну совсем нет.

Это напоминает детскую «задачу» про то, что «в саду 15 груш, 20 яблонь, 30 слив, и сколько лет сторожу дяде Васе?»

Арендодатель в данной ситуации может забрать автомобиль, если у него есть акт передачи первоначальный, а далее обратиться в суд с иском о взыскании всех выплат по договору.

А что можете сделать лично Вы, я не знаю, потому что непонятно кто Вы в ситуации.

Надо знать как вести такие дела. Если вести грамотно, то шансы хорошие, даже без акта возврата.

Если срок оплаты услуг не оговорен в договоре, какой срок оплаты можно прописать в счёте.

Срок оплаты должен выставляться согласно договора. Если это не установлено, то надо заключить доп. соглашение к договору по срокам оплаты. А так по гражданскому кодексу срок исковой давности 3 года.

Наталья! Срок оплаты устанавливается по усмотрению сторон. Он должен быть разумным. Вы можете оговорить и рассрочку оплаты, либо указать например, срок оплаты до такого числа, такого года.. Удачи.

Договор обязательно устанавливает сроки оплаты выполненных услуг, работ. Доп соглашение составляется.

Можно ли в договоре прописать порядок оплаты: 100% предоплата, но без указания сроков внесения денег?

Указать такое условие можно. однако срок предоплаты у вас все-равно будет! Поскольку срок определяется не только датой, но и истечением периода времени, событием. Например, если договор заключен 10 числа и вы по договору должны немедленно приступить к исполнению своей части обязательств, тогда очевидно что сроком для оплаты будет также 10 число.

Как поступить, если сторона отказывается прописать в договоре сроки оплаты услуг?

Как поступить, если сторона отказывается прописать в договоре сроки оплаты услуг?

Оформляйте эти изменения в виде протокола разногласий к договору.

Если стороны не достигли соглашения по всем существенным условиям договора, такой договор не может считаться заключённым.

ГК РФ Статья 314. Срок исполнения обязательства

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции высших судов по ст. 314 ГК РФ >>>

1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

Источник

Какую ответственность несет арендодатель транспортного средства без экипажа

Транспортное средство (далее – ТС) – это источник повышенной опасности. В процессе его эксплуатации может быть причинен вред третьим лицам. Поэтому для арендодателя крайне важным является вопрос о том, кто обязан компенсировать такой вред.

Кроме того, для ТС (по сравнению с другим имуществом, которое можно сдать в аренду) значительно выше риск того, что оно может быть повреждено или даже уничтожено в процессе эксплуатации. Поэтому для арендодателя важно тщательно проверить арендатора (а при необходимости – и субарендатора) перед заключением договора, ограничить или запретить возможность передачи ТС в субаренду, а также установить и контролировать цель использования ТС.

Кто отвечает за вред, причиненный третьим лицам арендованным ТС

В отличие от аренды ТС с экипажем (когда ответственность несет арендодатель) по договору аренды ТС без экипажа за вред, причиненный третьим лицам, отвечает арендатор. Причем ответственность наступает в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» за вред, причиненный третьим лицам как самим арендованным ТС, так и его механизмами, устройствами или оборудованием (ст. 648 ГК РФ).

«Если же транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (статьи 642 и 648 ГК РФ)» (п. 22 постановления Пленума Верховного cуда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

При этом стороны не могут своим соглашением изменить это правило, так как оно императивно установлено в статье 648 Гражданского кодекса РФ.

Вопрос: Юридическое лицо предоставляет физическим лицам автомобили по договору аренды ТС без экипажа. Может ли суд обязать арендодателя нести ответственность за вред, причиненный арендатором третьим лицам?

Ответ: Да, может, если суд расценит такой договор не как договор аренды ТС без экипажа, а как трудовой договор.

Суд может обязать компанию (или частного предпринимателя) нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам. Это может произойти в том случае, если договор будет содержать признаки именно трудовых отношений. Например: наличие сменного графика работы, указание на конкретный вид поручаемой работы, установление обязанности по сдаче в кассу арендных платежей после окончания каждой смены и получение заработной платы в виде оплаты пассажирами стоимости проезда.

Как ограничить передачу ТС в субаренду и его использование в перевозках

Риск невозврата ТС существенно возрастает, если арендатор передает ТС в субаренду, поскольку в цепочке лиц, от которых зависит надлежащий возврат, появляется еще одно звено.

Субарендатором может стать недобросовестное лицо, поэтому арендодателю важно провести такие же меры по проверке субарендатора, как и по проверке самого арендатора. Это имеет смысл сделать несмотря на то, что ответственность перед арендодателем все равно будет нести арендатор (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Дело в том, что возможные неблагоприятные последствия для арендатора также неблагоприятны и для арендодателя, поскольку влекут риск судебных тяжб из-за невозврата или ненадлежащего возврата (испорченное состояние).

Поэтому стоит запросить у арендатора необходимые документы о субарендаторе, а также проверить субарендатора с помощью внешних источников информации. Такая проверка требует от арендодателя дополнительных усилий. Поэтому идеальный вариант – установить запрет на передачу ТС в субаренду в принципе.

По общему правилу арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 647 ГК РФ). Однако это правило действует, только если иное не предусмотрено в договоре аренды ТС. Поэтому в таком договоре стоит предусмотреть положение, запрещающее арендатору сдавать ТС в субаренду без согласия арендодателя, причем в аренду как с экипажем, так и без него.

Читайте также:  Видеозапись в автомобиле оборудование

Пример формулировки запрета на сдачу транспортного средства в субаренду

«Арендатор не вправе без согласия Арендодателя сдавать арендованное Транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа».

Если арендатор не согласен на такой запрет и для него важно сохранить за собой право на передачу ТС в субаренду, самое главное для арендодателя – не включать в договор пункт об уведомительном характере извещения арендодателя. Такой пункт будет означать, что арендатор просто уведомляет арендодателя, при этом согласие арендодателя не требуется.

«. по воле сторон договора аренды согласие арендодателя может быть выражено в самом договоре, что освобождает арендатора от обязанности получать такое согласие на каждую конкретную сделку» (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»).

Надо учитывать, что статьей 647 Гражданского кодекса РФ установлено еще одно право арендатора, которое (в отличие от возможности передавать ТС в субаренду) невозможно ограничить. Речь идет о праве арендатора в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного ТС без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если такие договоры:

Поэтому для арендодателя крайне важно письменно указать целевое назначение передаваемого в аренду транспортного средства.

Если этого не сделать, арендодатель рискует тем, что ТС будет использоваться в ином режиме (влекущем иной уровень износа), чем он рассчитывал. Например, стороны устно оговорили, что использоваться ТС будет для коммерческой перевозки пассажиров, тогда как арендатор, помимо этого, использует транспорт для перевозки грузов. В таком случае арендодатель не сможет предъявить никаких претензий арендатору.

И только если целевое назначение будет зафиксировано в договоре, арендодатель сможет потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в результате нецелевого использования (п. 3 ст. 615 ГК РФ).

Источник

Сдача в аренду автомобиля со скрытыми неисправностями без экипажа

Между арендодателем и арендатором был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа с условием выкупа сроком на четыре месяца. При передаче автомобиля в эксплуатацию не были известны арендатору скрытые неисправности в вариаторе (бесступенчатая АКПП). Через месяц эксплуатации автомобиля внезапно вышел из строя вариатор и потребовался дорогостоящий его ремонт. Арендодатель и арендатор в период действия договора отказываются ремонтировать вариатор за собственные средства, каждый из них считает, что ремонт должен производиться за счет другой стороны. В итоге арендодатель желает забрать автомобиль и потребовать у арендатора возмещения убытков, а арендатор в свою очередь желает сохранить за собой автомобиль и требует у арендодателя, чтобы он произвел за свой счет ремонт вариатора, у которого пробег составляет более 350 820 км.

Какие ожидания и последствия возникнут для обеих сторон вышеуказанного договора? Какое судебное решение будет вынесено, если спор будет передан в суд? Какие исковые требования будут заявлены в суде с обеих сторон договора?Ответ прошу предоставить со ссылкой на судебную практику, исходя из судебной позиции: договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы и ремонта автомобиля.

В силу ст. 639 ГК РФ в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Если Арендодателем будет доказано, то что при передаче авто неисправности не было, а они возникли после. То арендодатель скорей всего выиграет спор.

Забавный ответ. Вам известен срок службы вариатора, который установил завод-изготовитель? Когда автомобиль сдается арендодателем в аренду с истекшим сроком службы какого-либо дорогостоящего агрегата автомобиля, преднамеренно зная, что автомобиль не прослужит арендатору весь срок аренды автомобиля, то разве изложенная ситуация не подпадает под действие правовых норм, предусмотренных ч. 1 ст. 611, ч. 1 ст. 612 ГК РФ? Арендодатель обязан предоставить арендатору технически исправный автомобиль, чтобы его техническое состояние соответствовало или было больше согласованного и принятого сторонами договора срока аренды автомобиля.

отрывок из решения другого суда, в котором в качестве доказательств исправности товара была предоставлена справка из гибдд о правонарушении. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что автомобиль эксплуатировался, в связи с чем суд обоснованно подверг сомнению утверждения ответчика:

Согласно п.2.1 договора при передаче транспортного средства стороны проверяют его техническое состояние, оговаривают имеющие неисправности и порядок их устранения. При передаче автомашины ответчик претензий к техническому состоянию предмета договора не имел. Срок эксплуатации транспортного средства, степень его технического износа арендатору была известна, поскольку в договоре имеются сведения о годе выпуска автомашины.

В силу ч.2 ст.616 ГК РФ поддержание имущества в исправном состоянии, производство текущего ремонта, несение расходов на содержание имущества является обязанностью арендатора. Доказательств о том, что ответчику истцом передано транспортное средство, не пригодное к эксплуатации, не представлено. Ответчик своим правом, предусмотренным ст.ст.612, 620 ГК РФ, не воспользовался, требование о досрочном расторжении договора им не заявлено.

Кроме того, согласно справке ЦАФАПвОДД ОГИБДД МВД по РС(Я) спорная автомашина зафиксирована с применением видеорегистратора на 3 км Вилюйского тракта 03 ноября 2012г. в 07:07:39, водитель которого нарушил п.10.1 ПДД. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что автомобиль эксплуатировался, в связи с чем суд обоснованно подверг сомнению утверждения ответчика в этой части.

Таким образом если вы арендатор вам прежде всего надо будет доказать факт наличия неисправности автомобиля до передачи его вам, либо факт наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что арендодатель не исполнит обязательство о передаче авто в установленный срок. Так как из правового анализа статей 612, 614, пункта 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков; если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.

Для полноты и всестороннего рассмотрения дела суд обязан будет установить срок эксплуатации вариатора; обстоятельства, при которых произошла поломка данного агрегата; детально изучить договор аренды автомобиля; предупреждал ли письменно арендодатель другую сторону договора о возможных рисках при эксплуатации автомобиля с большим пробегом, так как каждая из сторон договора будет требовать возмещения убытков в виде стоимости дефектовочных работ и ремонта вариатора.

Поломка вариатора произошла в период действия договора аренды автомобиля — ни одна из сторон договора оспаривать данный факт не будет. Одно дело, когда арендодатель решил переложить будущий ремонт вариатора на другого лица, злонамеренно заключив с ним договор аренды автомобиля и не сообщив ему о возможных рисках. Другое дело, когда арендатор неаккуратным вождением повреждает картер АКПП, из которого вытекает трансмиссионное масло, после чего происходит поломка вариатора по вине арендатора.

Следуя Вашей консультации складывается следующая ситуация: «Один умный человек запланировал произвести ремонт вариатора. Так как у него нет денег для этих целей, он решил найти слабоумного в правовом смысле человека и сдать ему автомобиль в аренду с выгодными для будущего арендатора условиями (например, с припиской „с правом выкупа“). Выстраивается очередь потенциальных арендаторов на заключение такого договора. Собственник автомобиля отбирает среди них самого „мягкотелого“, „неконфликтного“ и злорадно заключает с ним договор аренды автомобиля с правом выкупа на четыре месяца. Радостный арендатор катается по Москве и Санкт-Петербургу на арендованном автомобиле премиум-класса. Через месяц у арендатора внезапно наступает депрессия, вызванная поломкой вариатора арендованного автомобиля.

На следующий день отчаянному арендатору на помощь приходит юрист из г. Новочебоксарска Васильев Николай и сообщает ему: „В силу ст. 639 ГК РФ в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. Если Арендодателем будет доказано, то что при передаче авто неисправности не было, а они возникли после. То арендодатель скорей всего выиграет спор“.

Арендодатель со ссылкой на ст. 644 ГК РФ говорит отчаянному арендатору: „Мужик ты попал! Согласно гражданскому кодексу арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Теперь ты вернешь мой автомобиль, произведешь за свой счет капитальный ремонт автомобиля и в дополнение денег принесешь за упущенную выгоду по договору“.

В результате арендодатель празднует со своими друзьями в ресторане „кидалово“, а арендатор в больнице лечится от депрессии.

Так как Вы думаете, какое решение должен будет вынести суд?

Источник

Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства

Рассматривая вопрос об ответственности арендатора и арендодателя по договору аренды транспортного средства, прежде всего, важно различать отношения внутренние и внешние. Внутренние охватывают случаи ответственности каждой из сторон перед своим контрагентом, а внешние включают ответственность арендатора и (или) арендодателя перед третьими лицами, которым был причинен вред в процессе пользования транспортными средством во время действия договора аренды транспортного средства.[10]

Прежде всего, необходимо исследовать внутренние отношения, так как арендатор и арендодатель являются основными ответственными лицами по договору аренды транспортного средства. Подпараграф 2 параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса РФ не содержит статьи, посвященной вопросу ответственности арендатора перед арендодателем за вред, который может быть причинен арендованному транспортному средству в процессе его эксплуатации без использования услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию. Не представлены соответствующие нормы и в транспортных кодексах и уставах, то есть существенных особенностей ответственности арендатора за дефекты и неисправности в транспортном средстве при возврате его арендодателю не имеется.

Однако не во всех случаях арендатор отвечает за возврат транспортного средства «в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа» (ст. 622 ГК РФ). Арендодатель несет перед арендатором ответственность за техническое состояние предмета договора. В соответствии с п.1 ст.612 ГК РФ «убытки, причиненные из-за скрытых дефектов перевозочных средств, во всех случаях должны возмещается наймодателем»[8]. Так как риск, связанный со скрытыми недостатками имущества, возлагается на собственника, а не его договорного контрагента. Отсюда мы и делаем вывод о том, что если арендатору было предоставлено транспортное средство со скрытыми дефектами, то он не может вернуть предмет договора в том состоянии, в котором он был ему передан, так как транспортное средство, скорее всего, будет отремонтировано.

Читайте также:  Всегда чистый салон автомобиля

Таким образом, в отличие от общих правил, в соответствии с которыми в отношении причинителя вреда действует презумпция вины, ст. 639 ГК РФ возлагает бремя доказывания вины арендатора, а также лиц, за которых он несет ответственность (распорядителя, управляющего по коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства), на арендодателя [24].

Положения ст. 639 ГК РФ диспозитивны: стороны могут предусмотреть в договоре обязанность арендатора по возмещению своему контрагенту причиненных повреждением или гибелью арендованного транспортного средства убытков при отсутствии вины экипажа арендодателя, то есть в результате форс-мажорных обстоятельств. Стороны также имеют возможность распределить эти убытки поровну или в другом процентном соотношении.

В договоре аренды транспортного средства с экипажем арендодатель не только вынужден принять убытки в случае повреждения транспортного средства по вине экипажа, но и нести ответственность перед арендатором за ненадлежащее исполнение своих обязанностей экипажем, которые приводят к незапланированному увеличению издержек в получении материальной выгоды от коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства.

«При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности»,- указывается в Комментарии [25] к ст. 648 ГК РФ. Другие авторы предлагают исходить из того, что владельцем арендованного транспортного средства во время его эксплуатации является одновременно и собственник, предоставивший транспортное средство во временное владение и пользование, и арендатор [26]. Отсюда можно сделать вывод, что обязанность возмещения вреда в случаях невиновного его причинения должна солидарно возлагаться на обоих контрагентов [27].

Основываясь на вышеуказанной теории, логично возложение нормами ст. 648 ГК РФ ответственности за вред, причиненный арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием) третьим лицам, на арендатора, который осуществляет управление и техническую эксплуатацию своими силами.

В формулировке Верховного Суда РФ [30]: По делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, должны привлекаться владельцы транспортных средств, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ возлагается обязанность по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности. Под владельцами источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих его эксплуатацию в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим законным основаниям (например, по договору аренды, проката, безвозмездного пользования, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, управление и эксплуатация которого находятся под контролем и производятся собственными силами арендодателя распространяется на арендодателя в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. При этом он вправе предъявить к арендатору регрессное требование: потребовать от него возмещение сумм, выплаченных третьим лицам (ст. 640 ГК РФ).

Гражданская ответственность владельцев и пользователей транспортных средств может быть ими застрахована. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года ГЧ 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2009 г.) она должна быть застрахована. Данный вид страхования ответственности на сегодняшний день является обязательным.

Объектом страхования являются имущественные интересы субъекта, о страховании которого подписан договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам в связи с эксплуатацией транспортного средства [31].

Судебная практика выявила определенные проблемы при страховании арендатором арендованного им транспорт средства, в соответствии с п. 1, 2 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования исключительно в пользу лица, имеющего интерес в сохранении застрахованного имущества. Законодатель выделяет в содержании страхового интереса два основных элемента: во-первых, субъективную заинтересованность лица в сохранении имущества; во-вторых, наличие у него прав в отношении застрахованного имущества или связанных с имуществом обязанностей [25]. В Комментарии к ГК РФ указывается, что таким лицом может являться не только собственник имущества, но и, в частности, арендатор.

Кроме того, было высказано обоснованное мнение, что «интерес в сохранении имущества есть только у того, кто несет риск утраты и повреждения данного имущества, но не у того, кто несет ответственность за его утрату и повреждение» [32]. В соответствии с этим был сделан практический вывод: арендатор не входит в круг лиц, имеющих страховой интерес в сохранении арендованного имущества.

Общество с ограниченной ответственностью «Привоз» арендовало имущество на пятнадцатилетний срок. Данный договор аренды от 17 апреля 1995 года содержит обязанность арендатора по страхованию арендованного имущества. В результате удара грозовой молнии и пожара арендованное имущество было уничтожено. Арендатор требует возместить его стоимость в виде выплаты страхового возмещения. Вывод аппеляционной инстанции об отсутствии у страхователя интереса в сохранении имущества и признании недействительным договора на основании ст. 930 ГК РФ Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации был признан неправомерным. Поскольку «право на получение страхового возмещения зависит от того, будет ли ООО «Привоз» нести ответственность за гибель имущества перед собственником или неосновательно обогатится» [33]. И в частности, для правильного практического вывода об ответственности перед собственником необходимо выяснить, несет ли ООО «Привоз» риск случайной гибели имущества, учитывая, что имущество уничтожено вследствие непреодолимой силы.

В практической деятельности арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя, как лица непосредственно несущего риск утраты и повреждения имущества. При этом отпадает необходимость закреплять в договоре аренды те случаи ответственности арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, то есть будут выступать в качестве страхового случая.

С правовой точки зрения содержание транспортного средства включает в себя целый комплекс работ, начиная с периодического технического обслуживания и заканчивая текущим и капитальным ремонтом. Обязанность по содержанию переданного в аренду автомобиля с экипажем согласно ст. 634 ГК РФ возложена на арендодателя.

Таким образом, арендатор не вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты, связанные с содержанием транспортного средства. Этот вывод подтверждает и судебная практика. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27 августа 2003 г. по делу № Ф09-2697/03-АК указано, что исходя из смысла ст. 634 ГК РФ арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства обязан поддерживать его надлежащее состояние, включая проведение текущего и капитального ремонта. При таких обстоятельствах включение арендатором в состав затрат стоимости ремонта арендованной автомашины неправомерно. [33] Следует иметь в виду, что в интересах сторон прописать в договоре, в чем именно будет заключаться текущий и капитальный ремонт, а также его периодичность.

Арбитражная практика применительно к договору аренды транспортных средств выделяет такой существенный признак, как необходимость передачи владения, на что обращается внимание при квалификации спорных договоров. Исследовав природу вышеназванных договоров, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии их требованиям ст. 632 ГК. Предметом договоров согласно их п. 1.1 является предоставление арендатору за плату во временное пользование транспортных средств и оказание услуг по управлению и технической эксплуатации предоставленных арендатору транспортных средств. Такое существенное условие договора аренды, как передача правомочия владения, договорами не предусмотрено.

Протокол согласования договорной цены (приложения № 1 к договорам) определяет цену за аренду в виде слагаемого стоимости каждого пройденного километра транспорта и стоимости одного часа технологического простоя транспортного средства. Данный способ определения цены исключается при предоставлении транспортного средства во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Данные составляющие цены характерны не для договора аренды (ч. 2 ст. 614 ГК), а для договоров перевозки [34].

Гражданский кодекс применительно к договору аренды транспортных средств с экипажем не говорит о том, как должна осуществляться арендная плата. Большинство окружных судов, опираясь на общие нормы об арендной плате (ст. 614 ГК), исходят из того, что оплата взимается за факт пользования. Применительно к аренде транспортных средств с экипажем в практике существует иной подход.

Принимая во внимание, что иное договором не установлено, именно ответчик по правилам ст. 646 ГК несет все расходы по содержанию арендованного транспортного средства, включая и расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией. Таким образом, арендатор обязан вносить арендную плату в период всего действия договора независимо от факта пользования имуществом [30].

Вне зависимости от факта пользования суды также не видят оснований для взыскания арендной платы в тех случаях, когда арендатор не мог эксплуатировать технику по причине ее ремонта и иных профилактических работ. Так, судом сделан правильный вывод, что время осуществления текущего ремонта и профилактических работ оплачиваться не должно [37].

Следует ли рассматривать как возможность взимания арендной платы в зависимости, от скорости эксплуатации транспортного средства основываясь на ст. 614 ГК о том, что по соглашению сторон в договоре могут применяться иные (помимо указанных в данной статье) формы оплаты? На поставленный вопрос практика дает отрицательный ответ. Так, окружной суд отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности в виде переплаты арендных платежей по договору аренды судна, поскольку размер арендной платы установлен в спорном договоре в твердом размере и не зависит от соблюдения экипажем арендодателя скорости эксплуатации судна [38]. Другой окружной суд пришел к выводу о том, что привязка платы к пройденному техникой километражу свойственна договору перевозки, а не аренды транспортного средства. Исковые требования об уплате арендной платы основаны на договоре, которым предусмотрена передача транспортных средств только во временное пользование. Передача транспортного средства во владение договором не предусмотрена.

В соответствии с протоколом согласования договорной цены подлежащая внесению арендная плата формируется за счет стоимости пройденного километража и стоимости простоя. Данные основания формирования цены договора подлежат применению при определении стоимости перевозки, а не арендной платы по договору. Акт приема-передачи транспортного средства по договору аренды содержит ссылку не на наличие отношений по аренде, а на наличие отношений по оказанию транспортных услуг[39].

Читайте также:  В стране производятся два товара зерно и автомобили

Гражданский кодекс не уточняет, каким документом подтверждается прием-передача транспортного средства в аренду.

Практика выработала следующие подходы к данной проблеме:

— акт приема-передачи, составленный сторонами, является надлежащим подтверждением исполнения сторонами своих обязательств [40];

— использование транспортного средства может подтверждаться путевым листом. Как указал суд, использование автокрана КС-3577 подтверждается путевым листом и не оспаривается ответчиком [41].

Отсутствие акта приема-передачи, как показывает практика, не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим о не передаче транспортного средства. Не составление передаточных документов затрудняет заинтересованной стороне доказывать:

— надлежащее исполнение своей обязанности;

— факт использования объекта аренды.

Так, суд первой инстанции посчитал доказанным факт использования пароходством судна на том основании, что ответчик не представил доказательств уведомления истца об отказе от судна, а также доказательств использования другого судна. Отменяя данное решение, окружной суд указал, что в соответствии со ст. 53 АПК, действовавшего на момент рассмотрения спора, бремя доказывания обстоятельств несет то лицо, которое на эти обстоятельства ссылается. Поэтому обязанность доказывания факта предоставления судна пароходству и использования буксировщика в течение 35 суток лежит на истце. Прямые доказательства использования судна пароходством в деле отсутствуют [42].

Еще один окружной суд указал, что довод заявителя жалобы о том, что автомобиль не был передан ему по акту приема-передачи, в связи, с чем невозможно утверждать, что автомобиль возвращается не в том состоянии, в котором был получен, подлежит отклонению, поскольку автомобиль эксплуатировался ответчиком при отсутствии каких-либо замечаний и претензий к его техническому состоянию (в материалах дела такие доказательства отсутствуют) [38].

Практика называет в составе расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, следующие: текущие затраты на приобретение ГСМ, оплату услуг мойки и автостоянки; расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование [44]; затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесение различных сборов; расходы на стоянку служебных автомобилей [45]. Расходы на эксплуатацию, которая не является коммерческой, нельзя возлагать на арендатора [46].

Какова судьба договора, содержащего условие о бессрочном пользовании транспортным средством, с учетом того, что к такому договору не применяются правила о возобновлении на неопределенный срок? Возможно ли заключение договора аренды транспортного средства изначально на неопределенный срок? В целом, практика считает, что условие о бессрочном пользовании не противоречит существу аренды транспортных средств без экипажа, поскольку существенным условием договора аренды транспортных средств является только предмет договора [47]. Есть примеры, когда суды признают действительным договор, содержащий условие о продлении договора аренды транспортного средства на неопределенный срок [48]. Как указано этой же кассационной инстанцией по еще одному делу, решением Арбитражного суда Москвы договор аренды признан продленным на неопределенный срок не по основаниям ст. 621 ГК, а в соответствии с условиями договора, предусматривающими его продление (п. 6.5, 6.6 договора). В этой связи ссылка апелляционного суда на положения ст. 642 ГК является ошибочной [49].

Аналогичной позиции придерживается и ФАС ЦО, указав, что условие п. 6.6 договора аренды, предусматривающее возможность продления договора аренды, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего условия и порядок заключения договора аренды транспортного средства без экипажа. Следовательно, нормы права, регулирующие продление договора аренды, в том числе на неопределенный срок, подлежат применению к возникшим правоотношениям на основании соглашения сторон. Таким образом, является правильным вывод суда области о том, что договор аренды был возобновлен на неопределенный срок [50]. В отличие от обычного договора аренды, наем транспортного средства имеет такую особенность, как отсутствие права на преимущественное заключение договора на новый срок (ст. 621 ГК).

Как соотносятся предписания ст. 616 ГК, позволяющие арендатору осуществившему капитальный ремонт, зачесть расходы по такому ремонту в счет арендной платы, со ст. 644 ГК, согласно которой обязанность произведения капитального ремонта возлагается на арендатора? Иногда арендатор полагает, что вправе распространить возможность, предоставленную ст. 616 ГК, на отношения аренды транспортных средств без экипажа. Практика не разделяет указанное мнение. Вот пример: возражая против исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, ответчик сослался на то, что произведенные им расходы по капитальному ремонту бульдозера должны быть зачтены в счет уплаты арендных платежей. Исследовав имеющиеся в деле доказательства и правоотношения сторон, суды пришли к правомерному выводу о наличии задолженности ответчика в связи с невнесением арендных платежей. При этом суды обоснованно отклонили доводы ответчика о необходимости зачесть в счет арендной платы расходы на ремонт бульдозера с учетом условий п. 4.1.1 и 4.1.2 договора, согласно которым арендатор обязан своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его коммерческую эксплуатацию и обеспечивать бульдозер горюче-смазочными материалами [51].

По общему правилу, арендатор должен проверить техническое состояние получаемого имущества (ст. 612 ГК). В противном случае он лишается возможности заявлять какие-либо требования, связанные с наличием недостатков. Применительно к аренде транспортных средств без экипажа неосмотрительность арендодателя при приемке транспортного средства влечет в дальнейшем обязанность последнего по устранению неисправностей за свой счет.

В силу ст. 644 ГК при аренде транспортного средства без экипажа арендатор обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт арендованного имущества. В связи с этим суд правомерно отклонил доводы предпринимателя о ненадлежащем техническом состоянии автобуса и невозможности его использования. Ссылка заявителя на отсутствие бланка технического осмотра также не может являться основанием для отказа во взыскании арендных платежей, ибо согласно ст. 611 ГК арендатор должен был потребовать у арендодателя предоставления необходимых документов или расторжения договора и возмещения убытков [51].

ГК указывает на возможность возложения расходов по капитальному ремонту на арендатора транспортного средства, однако не конкретизирует порядок его осуществления. Означает ли положение, закрепленное в ст. 644 ГК, что арендатор обязан в течение действия договора произвести такой капитальный ремонт? Практика при решении данного вопроса исходит из следующего. По смыслу ст. 622, 644 ГК обязанность арендатора по проведению капитального ремонта транспортного средства возникает в случае, когда в процессе его эксплуатации возникает необходимость в проведении такого ремонта для поддержания надлежащего состояния арендованного имущества. Суд, оценивая представленный договор, указал: в п. 2.1.4 договора стороны предусмотрели обязанность спортивного клуба производить капитальный ремонт вертолета. Порядок, сроки и условия проведения ремонта в договоре отсутствуют. Стороны не согласовали качественные характеристики, которым должно соответствовать арендуемое ответчиком имущество на момент его возврата истцу. Договор аренды расторгнут сторонами до истечения срока его действия. Доказательства того, что вертолет вследствие его эксплуатации ответчиком на момент расторжения договора находится в ненадлежащем состоянии, исключающем возможность его использования, в дело не предоставлены [52].

Заключение

Исследовав договор аренды транспортного средства: рассмотрев существующие в современной науке гражданского права подходы и взгляды на эту проблему, проанализировав действующее российское гражданское законодательство, мы пришли к выводу, что тема «договор аренды транспортных средств» в российской науке является не закрытой. Многие вопросы договора аренды транспортных средств до сих пор вызывают споры в практике применения гражданского законодательства, что однозначно свидетельствует об актуальности нашего исследования.

Основной целью настоящей работы было на основе изучения юридической литературы дать общую характеристику договора аренды транспортных средств и в соответствии с действующим российским законодательством: сформулировать определение понятия договора аренды транспортных средств и его основных черт, а также разграничить договор аренды транспортных средств со смежными гражданско-правовыми договорами. На основании общей характеристики договора аренды транспортных средств рассмотреть его виды (аренду с экипажем и без экипажа).

На основании проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам.

Договором аренды транспортного средства является гражданско-правовой договор, по которому арендатору за плату предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг.

Ключевым для данного договора является понятие «транспортное средство», которое можно определить как техническое устройство, способное к самостоятельному движению в пространстве (самоходное) с целью перемещения (транспортировки) материальных объектов.

В науке гражданского права существует точка зрения, согласно которой в Гражданский кодекс РФ необходимо внести изменения и законодательно закрепить определение транспортного средства.

Мы не можем согласиться с таким предложением и склонны считать, что законодатель сознательно не охарактеризовал рассматриваемый объект гражданско-правовых сделок по причине того, что в каждой конкретной области необходимо узкоспециальное определение транспортного средства для отграничения от других видов транспортных средств и наиболее полного и совершенного правового регулирования. Законодатель абсолютно правильно поступил, не включив в Гражданский кодекс РФ определение транспортного средства, так как стремление дать единое понятие для всех транспортных средств привело бы к путанице и несоответствию признаков, содержащихся в этом определении, признакам отдельных видов транспортных средств.

В юридической литературе поставлен вопрос о соотношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и других гражданско-правовых договоров.

Определенную сложность в науке гражданского права вызывает разграничении договора аренды транспортных средств и договора проката. По нашему мнению, существенным различием этих договоров является то, что в договоре проката арендодателем выступает предприниматель, специализирующийся на сдаче имущества в прокат, договор имеет публичный характер, из-за чего гарантии нанимателя в отношениях по договору проката усилены.

В юридической литературе также проводится разграничение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора перевозки и экспедиции. В отличие от перевозки при аренде транспортных средств последние выбывают из владение специализированной транспортной организации (перевозчика). Перевозка же (в том числе при помощи договора фрахтования, предусмотренного ст. 787 ГК РФ) осуществляется без выбытия этих средств из хозяйственной сферы (из владения) перевозчика, который сохраняет контроль за процессом транспортировки. Транспортная же экспедиция предполагает оказание ряда услуг, связанных с перевозкой груза и непосредственно не направленных на перевозочный процесс.

Современное российское законодательство и наука гражданского права выделяют два вида договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, различия в правовом регулировании которых связаны главным образом с обязанностями сторон по их содержания, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.

Мы можем выделить три специфические черты договора аренды транспортного средства с экипажем:

— транспортное средство передается арендатору во временное владение и пользование;

Источник

Популярные рекомендации экспертов
Adblock
detector