Антифрикционные смазки для автомобилей

Какую смазку выбрать

Пластичная смазка

Пластичная смазка, она же консистентная смазка, получается добавлением загустителей в жидкие минеральные или синтетические масла. Масла, присутствующие в смазке называются базовыми.

Самая главная характеристика пластичной смазки – пенетрация, то есть проникающая способность или мера густоты. Измеряется она, согласно NLGI (Национальный Институт пластичных смазок США), погружением стандартной воронки в пластичную смазку при температуре 25 С в течении 5 секунд. Чем больше число, тем более мягкая пластичная смазка. Измеряется пенетрация по шкале 0,1 мм. Классификация пластичных смазок исходит в первую очередь из этих параметров. Так, особо твердая смазка пластичная – это 85 – 115, а очень жидкая пластичная смазка, как гласит классификация пластичных смазок по консистенции NLGI, это 445 – 475. Есть и промежуточные варианты, которые и являются наиболее популярными.

Также классификация пластичных смазок учитывает температуру каплепадения, то есть температуру, при которой пластичная смазка образует капли и свободно стекает с наклонной поверхности. Температура, при которой смазка переходит в жидкую фазу, называется температура плавления. Кроме того, пластичные смазки характеризуются такими параметрами: маслоотделение, которое должно быть минимальным, водостойкость, защита от коррозии, вязкость, стабильность механическая, сопротивление сдвигу.

Основное применение пластичных смазок – подшипники. Исходя из сферы действия, классификация пластичных смазок включает в себя: консервационные пластичные смазки, которые наносятся на металлические поверхности для защиты от внешнего воздействия на длительное время, уплотнительные пластичные смазки наносятся на резьбовые соединения, арматурные смазки, а также антифрикционные, которые как раз защищают трущиеся поверхности подшипников ступицы.

При смене пластичной смазки, имейте в виду, что очистить поверхность от старой смазки полностью практически не возможно. От того, какая пластичная смазка была нанесена, зависит поведение новой смазки, в первую очередь важно, какой используется стабилизатор. Легко смешиваются консервационные материалы, с загустителями в виде тугоплавких углеводородов (парафин, церезин) и продукты, загущенные стеаратом натрия или оксистеаратом лития. А вот плохой совместимостью отличаются смазки с загустителями в виде силикагеля, стеарата лития и полимочевины.

Литиевая смазка

Литиевая смазка же более универсальна, она водостойка, работает в широком температурном диапазоне и при сильных вибрациях. Литолы иногда называют также простой литиевой смазкой, а смазка с добавлением солей лития получает название комплексная литиевая смазка. Самая популярная простая силиконовая смазка в России это Литол-24. Литол-24 представляет собой мягкую мазь вишневого или коричневого цвета.

Смазка силиконовая

Графитная смазка

Графитная смазка получается загущением нефтяного масла кальциевым мылом и графитом. Свойства графита позволяют ему легко связываться с окислами неблагородных металлов, образуя защитную пленку. Графитная смазка уже давно заслужила популярность среди автомобилистов. Так, эффективна графитная смазка для нанесения между листами рессор, для смазывания тросового привода стояночного тормоза, открытых зубчатых передач и др. Графитная смазка обладает высокой термостабильностью, что также делает ее привлекательной для использования в автомобильных узлах. Кроме автомобильной отрасли графитная смазка используется и в быту – для смазывания дверных петель, также графитная смазка отличное средство для велосипедной цепи.

Источник

Антифрикционные пластичные смазки общего назначения

В странах СНГ выпускается более двухсот наименований антифрикционных смазок и более тысячи – за рубежом. От правильного выбора смазки зависит надежность и долговечность узла трения. В данной статье дан краткий обзор антифрикционных смазок общего назначения, указаны их преимущества и недостатки. В дальнейшем будут рассмотрены специализированные смазки, которые не могут быть заменены смазками общего назначения.

Обслуживание бульдозера Komatsu с помощью электронагнетателя проводит сервисная служба ООО «Инстройтехком»

Антифрикционные смазки (АС), предназначенные для снижения трения между трущимися поверхностями, уменьшения износа и предотвращения задиров, заедания и сваривания металлических поверхностей, применяются в следующих основных узлах трения:

– подшипники качения и скольжения;

– зубчатые, винтовые и цепные передачи;

– различные трущиеся плоскости, например, вал – втулка, ползун – направляющая и т. д.;

– шарниры разных конструкций;

– тросы по ролику и т. п.

Наиболее массовые узлы трения – подшипники качения различных конструкций: открытые и герметизированные, радиальные и упорные, шариковые и роликовые и т. д. – выпускают в количестве, давно превысившем 1 млрд. шт./год, а потому среди других групп смазок АС занимают ведущее место (больше 90%) и по объему, и по ассортименту и насчитывают около 200 наименований у нас и более 1000 – за рубежом.

Патроны с пластичными смазками для обслуживания гидромолотов JCB (черный) и обслуживания машины JCB (желтый)

В чем же отличие АС от жидких смазочных материалов? Для смазок характерны следующие особенности: малый удельный расход, более простая конструкция машин и механизмов и более продолжительный период действия. Смазки лучше масел амортизируют ударные нагрузки и уменьшают усталостное разрушение тел и дорожек качения. Правильный подбор АС и эффективность их работы определяются следующими наиболее важными факторами:

особенности узлов трения и условий эксплуатации смазок: температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;

совместимость смазок с конструкционными материалами, контактирующими с ними в процессе срока службы;

совместимость смазок при их возможном смешении.

В соответствии с вышесказанным АС делятся на следующие основные группы:

Шприцевание рыхлительного агрегата бульдозера Komatsu

В группу смазок общего назначения входят наиболее распространенные на территории России наименования – солидолы, которые правильнее называть гидратированными кальциевыми смазками. Их доля составляет около 40% общего выпуска АС в России. Гидратированные кальциевые смазки получают путем загущения средневязких индустриальных масел кальциевыми мылами синтетических жирных кислот (СЖК) или естественных жиров. К достоинствам солидолов относятся их отличная водостойкость, коллоидная стабильность, хорошие защитные и смазочные свойства. Недостатки солидолов выражаются в низкой механической стабильности и ограниченном рабочем диапазоне температур: до +60. 70 °С. Модификатором структуры этих смазок выступает вода, поэтому при высоких температурах солидолы необратимо разрушаются.

Гидратированные кальциевые смазки выпускают под марками Солидол С, Пресс-Солидол С; Солидол Ж, Пресс-Солидол Ж и применяют в относительно грубых узлах трения машин и механизмов. Графитная смазка по составу близка к Солидолу С, но приготовлена на более вязком масле и содержит до 10% графита. Ее используют в узлах трения скольжения тяжело нагруженных тихоходных механизмов, рессорах, открытых зубчатых передачах.

Читайте также:  Во сколько мне обойдется страховка автомобиля
Шприцевание рабочего оборудования экскаватора-погрузчика JCB 3CX. Обслуживание проводит сервисная служба ЗАО «ЛОНМАДИ»

При температуре выше 60. 70 °С, когда применение гидратированных кальциевых смазок невозможно, используют натриевые или натриево-кальциевые смазки, называемые еще консталинами. Они сохраняют работоспособность до +100. 110 °С, однако имеют также ряд существенных недостатков:

– повышенное термоупрочнение – при высоких температурах у смазок этого типа резко, иногда буквально за несколько минут повышается предел прочности;

– низкая водостойкость. Водостойкость важна для всех видов смазок, работающих в узлах трения, соприкасающихся с водой, или в условиях высокой влажности воздуха.
В России вырабатывают следующие смазки общего назначения для повышенных температур:

1-13, получаемая путем загущения смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости натриево-кальциевым мылом касторового масла;

консталин – цилиндровое масло, загущенное натриевым мылом касторового масла.

Изучайте матчасть – точки смазки могут находиться в самом неожиданном месте

Смазку 1-13 практически невозможно отличить от консталина – присутствие небольшого количества кальциевого мыла практически не отражается на ее свойствах. При контакте с влажным воздухом эти смазки обводняются, а поверхностный слой эмульгирует. При упаковке в негерметичную тару они хранятся не более трех лет, а при хорошей герметизации – до пяти. В смазках 1-13 и консталине отсутствуют антиокислительные присадки, что сокращает срок их службы в условиях повышенных температур. Кроме того, вследствие достаточно высокой вязкости масляной основы и большой концентрации загустителя смазка 1-13 уступает по морозостойкости даже солидолам. Ее используют в разнообразных подшипниках качения, реже – скольжения и других узлах трения, смазывают подшипники электромашин, работающих при температуре 80. 90 °С, ступицы передних колес устаревших автомобилей и т. п. Консталин применяется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и т. д.

Шприцевание балансира переднего ведущего моста JCB 3CX

Многоцелевыми называются многофункциональные или универсальные смазки, которые можно применять во всех основных узлах трения различных механизмов. Эти смазки водостойкие и используются в широком диапазоне температур и нагрузок. Однако не следует полагать, что многоцелевые смазки пригодны для замещения антифрикционных смазок всех типов, в том числе специальных – химически стойких, радиационно-устойчивых, термостойких или приборных. На самом деле многоцелевые смазки могут заменить лишь смазки общего назначения (солидолы), смазки общего назначения для повышенных температур, некоторые индустриальные и почти все автомобильные смазки. В основном многоцелевые смазки получают путем загущения нефтяных масел литиевыми мылами 12-оксистеариновой кислоты. К данному типу АС в известной мере можно отнести и смазки на комплексных загустителях (загуститель образован мылами низко- и высокомолекулярной кислот) типа комплексно-алюминиевых, комплексно-кальциевых, комплексно-литиевых и полимочевинных смазок, однако большая их часть – достаточно узкой специализации.

Температура каплепадения многоцелевых литиевых смазок составляет 180. 200 °С, вязкость при –30 °С близка к 2000 Па•с, что позволяет использовать их в достаточно широком диапазоне температур. Наиболее распространены следующие марки:

Шприцевание ковшового оборудования экскаватора Volvo. Обслуживание проводит сервисная служба ЗАО «Евротехцентр»

Литол-24, который представляет собой загущенную смесь нефтяных масел литие-вым мылом 12-оксистеариновой кислоты и содержит вязкостную и антфрикционную присадки. Высокая температура каплепадения, отличная водостойкость, низкая испаряемость дисперсионной среды, высокий предел прочности позволяют применять смазку при температуре до +110. 130 °С. При более высокой температуре у Литола-24 резко падает почти до нуля предел прочности и ускоряются процессы окисления. Важно отметить, что для этой смазки не характерно термоупрочнение при повышенной температуре. Литол-24 сохраняет работоспособность до –40 °С, а в мощных механизмах – и при –55 °С. Смазка обладает отличной механической стабильностью, невысокой коллоидной стабильностью, а благодаря антиокислительной присадке она достаточно химически стабильна. Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, зубчатых и других передачах, шарнирах. Его используют как единую автомобильную смазку, а также в механизмах тракторов, гусеничных машин, экскаваторов, бульдозеров, судовых механизмов и т. д. Допускается использование Литола-24 в электромашинах, дорожно-строительной, сельскохозяйственной, горной технике.

Шприцевание точек смазки на стреле экскаватора Volvo

Предел прочности (ПП) – минимальная нагрузка, при приложении которой происходит необратимая деформация (сдвиг) смазки. Известно, что частицы загустителя образуют в масле структурный каркас. Ниже ПП смазки подобно твердым телам проявляют упругость, выше ПП – начинают течь, подобно жидкости. Смазки с невысоким ПП сбрасываются с движущихся деталей, стекают с наклонных и вертикальных поверхностей и плохо удерживаются в негерметизированных узлах трения. Очень высокий предел прочности в свою очередь отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках смазок, так как плотные смазки не поступают к трущимся поверхностям, и в результате смазочного материала не хватает в зоне трения, несмотря на то, что в механизме его достаточно.

Температура каплепадения (Тк) – полуэмпирический показатель, условно характеризующий верхнюю границу применения смазки. Для углеводородных, кальциевых и натриевых смазок Тк с достаточной точностью позволяет судить о верхнем температурном пределе работоспособности. Условность данного показателя можно проиллюстрировать следующим примером: для литиевых смазок Тк температурный предел 190. 200 °С, температура применения – не выше 120. 130 °С (это связано с окисляемостью дисперсионной среды), а для смазок на неорганических загустителях этот параметр вообще не определяют.

Патрон легко вставляется в шприц

Вязкость определяет возможность подачи и заправки смазки в узлы трения при низких температурах. Этот параметр также влияет на пусковые характеристики механизмов и потери при работе различных узлов трения. Вязкие смазки препятствуют запуску маломощных механизмов.

Механическая стабильность характеризует способность смазок восстанавливать исходные объемно-механические свойства после снятия нагрузки и последующего «отдыха». Сильно разупрочняющиеся при механическом воздействии смазки не удерживаются и вытекают из узлов трения при сравнительно небольшой нагрузке.

Коллоидная стабильность (КС) характеризует способность смазок выделять масло при хранении и эксплуатации в минимальной степени. При недостаточно высокой КС масло начинает отделяться из структуры. Наверняка многие при покупке не вполне кондиционной смазки замечали на поверхности «лужицы» масла.

Фиол-1, Фиол-2 и Фиол-2М – мягкие смазки, по составу и основным характеристикам близкие к Литолу-24. Отличаются менее вязкой масляной основой и меньшим содержанием загустителя. Фиол-2М содержит дисульфид молибдена, поэтому у него хорошие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с Фиолом-2. Смазки были разработаны как аналоги итальянских смазок, которые использовала компания FIAT. Фиолы предназначены для применения в разнообразных узлах индустриального оборудования, работающих при малых и средних нагрузках и температуре менее 100 °С: в подшипниках качения и скольжения, зубчатых маломощных редукторах, передачах станков и др. В настоящее время Фиол-1 и Фиол-2 используют в основном в системах автомобилей ВАЗ: в гибких тросах управления и направляющих сидений, Фиол-2М – в скоростных подшипниках текстильных машин.

Читайте также:  Гаи белоруссии проверка автомобиля

Смазка БНЗ-3 представляет собой нефтяное масло средней вязкости, загущенное литиевыми мылами стеариновой кислоты и касторового масла. Содержит антиокислительную и противоизносную присадки и работоспособно при температуре –30. +110 °С. По противоизносным параметрам несколько уступает Фиолу-2М, а применяется в основном для герметизации узлов трения, роликовых опор ленточных конвейеров, механизмов экскаваторов, буровых станков, бульдозеров, оборудования горнорудной промышленности.

Менее распространены смазки Алюмол, ЛКМтранс-2 и Герметин, которые, однако, находят применение в узлах трения машин и механизмов, различных транспортных средств и промышленного оборудования. Алюмол готовят на комплексном алюминиевом загустителе, поэтому у него хорошая водостойкость и высокие адгезионные свойства. Эта смазка работоспособна при температуре –40. +150 °С, что приближает ее к термостойким аналогам. ЛКМтранс-2 приготовлена на комплексном литиевом загустителе, содержит многофункциональные присадки, и ей присущи не только хорошая водостойкость, высокая термическая и химическая стабильность, но и хорошие смазочные свойства. Герметин, как следует из названия, вполне можно использовать и при герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры. Работоспособен при температуре –40. +130 °С.

В импортных строительных машинах пластичные смазки, в основном литиевые, применяют в узлах рабочего оборудования и ходовой части. Для их обслуживания специалисты сервисных служб требуют использовать материалы, рекомендованные компанией – изготовителем машины. При крайней необходимости допустимо использовать Литол-24, при этом обязательно сокращая интервалы между заменами смазки. Не рекомендуется использовать солидолы и смешивать с ними литиевые смазки, уже находящиеся в узле трения: солидол, особенно в смеси с литиевой смазкой, склонен уплотняться, и впоследствии бывает невозможно удалить его без разборки узла. Для обслуживания отдельных агрегатов, например гидромолотов, а также для систем централизованной смазки используют специальные материалы, и их замещение недопустимо.

Нагнетание смазки в узел проводят шприцем вручную, при больших объемах обслуживания целесообразно применять электронагнетатели. Смазочные материалы поставляют в патронах, которые вставляются в шприц, а для нагнетателей – в баках соответствующих размеров. Масленки на узлах трения изготовители машин часто защищают пластиковыми колпачками или пробками. В случае отсутствия штатной защиты можно закрыть масленку от попадания грязи подручными средствами: обмотать промасленной ветошью и т. п.

Необходимо отметить, что на практике потребитель может столкнуться со следующими проблемами:
совместимость разных смазок при переводе узла трения со смазки одной марки на другую. Информацию о совместимости смазок разных марок (возможности смешивания без ухудшения качества) или их несовместимости (ухудшение эксплуатационных свойств при смешивании) можно найти в нашем журнале – № 2, 2004 г. «Пластичные смазки: ассортимент и применение», с. 52);

правильный выбор смазки-заменителя, обеспечивающей безотказную работу и сохранение характеристик узла трения.

Источник

Антифрикционные смазки

Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.

К группе антифрикционных смазок относятся смазки, предназначенные для уменьшения потерь на трение скольжения и износа сопряженных деталей.

1. Антифрикционные смазки общего назначения для обычных температур

Предназначены для применения в узлах трения с рабочей температурой до 70 0 С («Солидол С», «Пресс-Солидол С» по ГОСТ 4366-76 «Смазка солидол синтетический. Технические условия»; «Солидол Ж», «Пресс-Солидол Ж» по ГОСТ 1033-79 «Смазка солидол жировой. Технические условия»; смазка графитная «УссА» по ГОСТ 3333-80 «Смазка графитная. Технические условия»).

Смазки «Солидол С» и «Пресс-Солидол С», представляют собой смесь масел кислотно-щелочной (70%) и селективной (30%) очистки, загущены кальциевыми мылами кубовых остатков СЖК (С20 и выше) и низкомолекулярных СЖК С56, обладают хорошей водостойкостью, коллоидной стабильностью и защитными свойствами, имеют малый диапазон рабочих температур (от минус 30 до 65 0 С) и низкую механическую стабильность, предназначены для использования в относительно грубых узлах трения механизмов и машин, шарнирах, винтовых и цепных передачах, тихоходных шестеренчатых редукторах. В качестве заменителей данных марок могут быть использованы смазки «Солидол Ж» и «Пресс-солидол Ж».

«Солидол-Ж» и «Пресс-солидол Ж» вырабатываются из смеси нефтяных масел средней вязкости, в качестве загустителя используются гидратированное кальциевое мыло жирных кислот природных жиров. Работоспособность смазок находится в температурных пределах от минус 35 до 65 0 С. Основное предназначение смазок – для смазки грубых узлов трения машин и механизмов транспортных средств, сельскохозяйственной техники, ручного и другого инструмента, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов.

Графитная смазка «УссА», состоит из высоковязкого нефтяного масла, загущенного кальциевым мылом с добавлением 10% графита. Используется для смазки узлов трения скольжения тяжелонагруженных тихоходных механизмов, открытых зубчатых передач в интервале температур от минус 20 до 70 0 С. Для рессор и аналогичных устройств может использоваться при температурах ниже 20 0 С. заменяется смазками «Солидол С», «Солидол Ж» или «Литол-24» с добавлением 10 % графита.

Значения показателей качества вышеперечисленных смазок представлены в таблице 1.

Наименование

испытаний

Солидол С Пресс-Солидол С Пресс-Солидол Ж Графитная
1 2 3 4 5 6
1. Внешний вид Однородная мазь
без комков коричневого цвета
Однородная мазь без комков от светло-желтого до темно-коричневого цвета Однородная мазь,
от темно-коричневого до черного цвета
2. Температура каплепадения, 0 С ≥ 78 ≥ 77 ГОСТ 6793
3. Пенетрация при

— индекс разрушения (Кр)

— индекс тиксотропного восстановления (Кв) через 1 сутки

≤ 85

ГОСТ 19295
8. Массовая доля механических примесей, нерастворимых в соляной кислоте отсутствие ГОСТ 6479
9. Массовая доля воды, % ≤ 3,0 ≤ 2,5 ≤ 3 ГОСТ 2477
10. Массовая доля свободных щелочей в пересчете на NaOH, % ≤ 0,2 ГОСТ 6707
11. Испытание на коррозию выдерживает выд. ГОСТ 9.080
12. Массовая доля свободных органических кислот отсутствие ГОСТ 6707
13. Массовая доля кальциевых мыл жировых кислот, входящих в состав естественных кислот, % ≥ 11,0 ГОСТ 5211

2. Антифрикционные смазки общего назначения для повышенных температур

Предназначены для использования в узлах трения с рабочей температурой до 110 0 С («Консталин-1» и «Консталин-2» по ГОСТ 1957-73 «Смазка консталин. Технические условия», смазка жировая «1-13» по ТУ 38.401-58-142-95 или «ЛУКОЙОЛ 1-13» по СТО 65561488-048-2013. Характеристики смазок представлены в таблице 2.

Наименование

Смазка «Консталин» вырабатывается из цилиндрового масла путем его загущения натриевыми мылами жирных кислот касторового масла, используется в узлах трения вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипниках качения железнодорожного транспорта и др. Работоспособность смазки находится в пределах температур от минус 20 до 110 0 С. Отрицательными характеристиками смазки являются низкая водостойкость, что при контакте с водой приводит к ее эмульгируемости и растворению.

Жировая смазка «1-13» по ТУ 38.401-58-142-95 представляет собой смесь нефтяных масел низкой и средней вязкости, загущенных натриевым мылом жирных кислот касторового масла, содержит незнгачительное количество кальциевого мыла тех же кислот. Характеристики работоспособности аналогичны смазке «Консталин», что позволяет ее использовать в качестве заменителя, а также предназначена для использования в подшипниках качения (скольжения), подшипниках электродвигателей, ступицах колес ряда типов автомобилей. Может быть заменена смазкой «Литол-24».

Смазка «ЛУКОЙОЛ 1-13» по характеристикам физико-химических показателей идентична смазке «1-13». Изготавливается из смеси нефтяных масел низкой и средней вязкости, загущается натриевым мылом жирных кислот касторового масла; содержит немного кальциевого мыла тех же жирных кислот. Рекомендована для применения в разнообразных подшипниках качения, реже – скольжения, подшипниках электродвигателей, ступиц колес устаревших автомобилей и др., работающих при темпе- ратурах от минус 20 до плюс 110 °С. В достаточно мощных механизмах сохраняет работоспособность при температурах до минус 40 °С.

3. Антифрикционные смазки многоцелевого назначения

К многоцелевым смазкам относятся смазки, предназначенные для использования в узлах трения с рабочей температурой в пределах: от минус 30 до 130 0 С в условиях повышенной влажности среды («Литол 24» и «Литол-24РК» по ГОСТ 21150-87 «Смазка ЛИТОЛ-24. Технические условия», «Фиол-2М» по ТУ 38.101233-75, «Герметин» по ТУ 0254-023-56194358-2008 с изм.1, «Алюмол» по ТУ 38.5901182-89).

Многоцелевая смазка «Литол-24», вырабатывается на основе нефтяных масел, с пределами вязкости 60-75 мм 2 /с при 50 0 С, загущается литиевым мылом 12-гидроксисстеариновой кислоты и содержит антиокислительные и вязкостные присадки. Предназанчена для подшипников качения и скольжения всех типов, шарниров, зубчатых и других передач, смазки поверхностей трения колесных и гусеничных машин, промышленного оборудования и электрических машин. Обладает высокой коллоидной стабильностью, стойкостью к химическим и механическим воздействиям, высокой водостойкостью. Работоспособность смазки находится в температурных пределах от минус 40 до 120 0 С.

Водостойкая, обладающая улучшенными противоизносными и противозадирными свойствами многофункциональная смазка «Фиол-2М», получаемая на основе смеси нефтяных масел, загущенных литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты, содержащая вязкостную и антиокислительную присадки, предназначена для использования в легконагруженных малогабаритных подшипниках качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотных подшипниках электроверетен, оси октан-корректора прерывателя-распределителя автомобилей в температурных условиях эксплуатации от минус 40 до 120 0 С.

Литиевая смазка «Герметин» (А-Ли-Си-0/13-3 по ГОСТ 23258-78), получаемая путем загущения литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты смеси нефтяных масел. При изготовлении используют антиокислительные, адгезионные, антикоррозионные и противоизносные присадки. Смазка предназначена для использования в качестве антифрикционной смазки в узлах трения различных машин и оборудования, а также для герметизации пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры при температурах эксплуатации от минус 40 до 130 0 С. Смазка обеспечивает герметичность крановой группы, легкость проворота пробки крана, надежность работы запорно-регулировочной арматуры, отсутствие заклиниваний крана при наработке не менее 40000 циклов.

Смазка «Алюмол», представляет собой нефтяное масло, загущенное комплексным алюминиевым мылом, содержащее комплекс присадок антиокислительного, антикоррозионного и продивоизносного действия. Обладает хорошей водостойкостью и адгезионными свойствами. Работоспособна при температурах от минус 40 до 150 0 С. Применяется для смазки подшипников и других узлов трения машин и механизмов различных типов.

Значения показателей качества многоцелевых смазок представлены в таблице 3.

4. Термостойкие антифрикционные смазки

Термостойкие смазки, предназначены для использования в узлах трения с рабочей температурой от 150 0 С и выше. К термостойким антифрикционным смазкам относятся: «ЦИАТИМ-221» по ГОСТ 9433-80 «Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия»; «ВНИИ НП-207» по ГОСТ 19774-74 «Смазка ВНИИ НП-207. Технические условия»; «ВНИИ НП-246» по ГОСТ 18852-73 «Смазка ВНИИ НП-246. Технические условия»; «ПФМС-4С» по ТУ 6.02.917-79 (табл. 4).

Наименование

испытаний

Литол

(-)

265-295 220-250 220-280 ГОСТ 5346
4. Предел прочности на сдвиг, Па, при температуре:

ГОСТ 7143
5. Смазывающие свойства, определяемые на ЧШМТ при (20±5) 0 С:

нагрузка сваривания Н

критическая нагрузка, Н индекс задира

1410

ГОСТ 7163
9. Содержание меха-нических примесей, % ≤ 0,05 Отсутствие ГОСТ 6479
10. Содержание воды, % Отсутствие Отсутствие ГОСТ 2477
11. Испытание на коррозию Выдерживает ГОСТ 9.080
12. Набухание резины марки 26-44, %

изменение твердости

±8 (-)

ГОСТ 9.030 метод А
13. Испаряемость при 120 0 С, %: ≤ 6 (10) ГОСТ 9566
Наименование

показателя

ГОСТ 7163
7. Температура затвердевания, 0 С ≤ минус 30
8. Содержание воды, % Отсутствие Отс. ГОСТ 2477
9. Массовая доля щелочей в пересчете на NaOH, % ≤0,08 ≤ 0,15 Отс. ГОСТ 6707
10. Коррозионное воздействие на металлы Выдерживает ГОСТ 9.080
11. Испаряемость, %:

≤ 16

ГОСТ 9566
12. Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки ≤ 1,0 ГОСТ 5734
13. Реакция среды (рН водной вытяжки) 6-8 ГОСТ 20841.4
14. Коллоидная стабильность, %, выделенного масла ≤ 7,0 При нагрузке 300 г

≤ 6,0

≤ 10 ≤ 10 ГОСТ 7142

Для использования в авиационных узлах трения, тихоходных подшипниках качения, винтовых шариковых передачах и резьбовых соединениях в диапазоне температур от минус 30 до 300 (кратковременно 400 0 С) может применяться смазка «ПФМС-4С». Данная смазка представляет собой полиметилфенилсилоксановую жидкость, загущенную коллоидным графитом и по своим реологическим свойствам, занимающая промежуточное положение между смазками и пастами. Обладает повышенными противозадирными свойствами и низкой испаряемостью.

5. Морозостойкие антифрикционные смазки

Морозостойкие смазки, предназначены для использования в узлах трения при рабочей температуре от минус 40 0 С и ниже. Вырабатываются следующие марки морозостойких смазок: «ЦИАТИМ-201» по ГОСТ 6267-74 «Смазка ЦИАТИМ-201. Технические условия»; «МС-70» по ГОСТ 9762-76 «Смазка МС-70. Технические условия»; «ЦИАТИМ-203» по ГОСТ 8773-73 «ЦИАТИМ-203. Технические условия»; «ГОИ-54п» по ГОСТ 3276-89 «Смазка пластичная ГОИ-54п. Технические условия»; «ВНИИ НП-257» по ГОСТ 16105-70 «Смазка ВНИИ НП-257. Технические условия». Физико-химические характеристики морозостойких антифрикционных смазок представлены в таблице 5.

Источник

Популярные рекомендации экспертов
Adblock
detector