- Антенны для кв диапазона на автомобиле
- Как выбрать радиоантенну для авто
- Как выбрать радиоантенну для авто
- Есть ли разница между городом и трассой
- Лучшие модели и бренды
- Automania Digital TV FM
- Bosch Autofun
- Delta Bosch 23799
- Falcon ANT 100
- Antey 914
- Hyundai H CA3200
- Сравнительная таблица
- Отзывы автомобилистов
- Приемные антенны КВ диапазона
- Какую антенну выбрать для коротковолнового приёма
- Почему внешняя антенна лучше комнатной?
- Тип приемной антенны для приема на коротких волнах
- Проволочные антенны
- Активная антенна
- Магнитная антенна
- Заземление
- Борьба с помехами радиоприему
- Поиск и устранение источника помехи
Антенны для кв диапазона на автомобиле
Качество воспроизведения радиопередач автомагнитолой во многом определяется правильностью выбора и установки приемной антенны.
Приемная антенна — устройство, принимающее энергию электромагнитного поля радиоволн и преобразующее ее в электрический сигнал, усиление которого в дальнейшем выполняет радиоприемник.
Активная антенна функционирует вместе с входящим в ее конструкцию усилителем, компенсирующим ослабление сигнала из-за малых размеров антенны. Для работы усилителя необходимо электропитание.
Основные достоинства активных антенн — небольшие габариты и простота установки. Антенны этого типа устанавливаются внутри салона, поэтому они защищены от атмосферных и механических воздействий. Их недостатки — меньшая чувствительность по сравнению с пассивными антеннами, вследствие чего вместе с усилением радиосигнала усиливаются прочие радиошумы, ухудшаюшие качество звучания.
Пассивная антенна подключается непосредственно к радиоприемнику и в электрическом питании не нуждается.
Достоинствами пассивных антенн являются высокая чувствительность и простота конструкции. К недостаткам можно отнести незащищенность от внешних воздействий, большие габариты, а у выдвижных (телескопических) антенн — невысокую надежность.
Делая выбор в пользу активной или пассивной антенны, необходимо учитывать условия их эксплуатации в конкретной местности (уровень сигнала, отражения, помехи), а также диапазон, на котором преимущественно предполагается работать, и особенности распространения в нем радиоволн.
Телескопическая с автоматическим приводом (внешняя). Автоматический привод позволяет выдвигать антенну, не покидая салон автомобиля. Отдельные модели таких антенн позволяют регулировать длину телескопического элемента и угол наклона для достижения оптимального качества приема.
Штыревая, с фиксированной длиной (внешняя). Имеет различные конструктивные исполнения: штыревая с витой пружиной в основании; витая спираль в кожухе; обычный штырь.
Спиральная антенна (рис. 1,г) — разновидность укороченного несимметричного вибратора. Конструктивно — это гибкий стержень из диэлектрического материала, на который с достаточно большим шагом намотано несколько десятков витков провода. Сверху конструкция также покрыта слоем диэлектрика. Единственное преимущество этой антенны перед прочими — гибкость.
Внутрисалонная антенна наиболее эффективно работает, если ее расположить в оконном проеме или вблизи него. Ее приемные элементы должны находиться не ближе 2-3 см от кузова. Обычно для установки используется ветровое стекло или задняя полка. Следует помнить, что элементы антенны на ветровом стекле не должны ухудшать обзор в его верхней и средней части или в одном из верхних углов.
Некоторые производители антенн указывают для своей продукции коэффициент усиления и уровень шумов. Сравнивая антенны по этим показателям, надо помнить главное : более высокое качество приема обеспечит та антенна, у которой коэффициент усиления больше, а уровень шумов усилителя меньше.
Универсальные всеволновые антенны оптимизированы, в первую очередь, для диапазона УКВ. Во время поездок в черте города или при небольшом удалении от него (10-20 км) можно использовать любой тип антенны — качество приема будет примерно одинаковое. Для приема радиопередач на расстоянии 30-70 км предпочтительнее “полноразмерные” пассивные антенны, обеспечивающие лучший прием слабых сигналов за счет исключения шумов антенного усилителя и минимального уровня помех за городом. Диапазоны ДВ, СВ и КВ в основном “пользуются спросом” у тех, кто совершает дальние поездки, при этом пассивная антенна также обеспечит лучший прием.
Качество приема слабых сигналов активной антенной во многом зависит от уровня шумов ее усилителя и приемного тракта тюнера автомагнитолы. На малом удалении от передающей станции сильный сигнал вызывает перегрузку антенного усилителя и приемника, что может привести к заметным искажениям. Поэтому некоторые конструкции активных антенн имеют ручной переключатель уровня усиления “город — трасса”, позволяющий ограничить усиление мощных сигналов и избежать перегрузки.
При выборе антенны следует обращать внимание на кабель : он обязательно должен быть экранированным. Многие активные антенны вместо отдельного экранированного кабеля (в целях экономии) снабжены обычным, по которому подается и принимаемый приемником сигнал, и питающее напряжение. Это решение не всегда удачно. Такая “антенна” иногда лучше работает с отключенным питанием.
Установочный диаметр врезных антенн должен быть тем больше, чем длиннее сам штырь. Длинные штыревые антенны имеют большую массу и поэтому комплектуются дополнительными подставками, обеспечивающими надежность и устойчивость антенны при движении автомобиля в сложных условиях.
Наибольшей эффективности антенны для УКВ-диапазона можно добиться, установив ее в вертикальной плоскости, а для СВ-диапазона — в горизонтальной. Для наружных штыревых антенн, работающих одновременно в УКВ- и СВ-диапазонах, обычно применяется компромиссное решение — установка антенны под углом.
При установке активных внутрисалонных антенн необходимо четко следовать прилагаемой инструкции. Перед наклейкой приемных элементов — “усов” нужно тщательно обезжирить стекло в месте наклейки, а защитную пленку отделить от клеящего слоя непосредственно перед приклеиванием. Чтобы эффективность приема на диапазонах УКВ (FM), СВ и ДВ была максимальной (учитывая особенности поляризации волн в этих диапазонах), один из элементов (“усов”) можно направить горизонтально, а второй вертикально.
Кабель антенны нужно стараться прокладывать так, чтобы не было перегибов. Если кабель пропускается в отверстие переборки, его необходимо защитить резиновой втулкой.
Таблица: Потребительские характеристики основных видов антенн
Тип антенны | Конструктивные особенности и способ установки | Достоинства | Недостатки |
Активные | “Таблетка” — маленький круглый корпус антенны напоминает таблетку.Корпус антенны и ее приемные элементы (“усы”) приклеиваются на ветровое стекло. | Компактность. Надежность. | Сложно демонтировать наклеенные элементы антенны. |
Небольшая коробочка с двумя короткими приемными элементами в виде полосок (слева и справа), с нанесенными на них дорожками из проводящего материала. Устанавливается под центральное зеркало. | Компактность. Надежность. | Невысокая чувствительность. | |
“Книжка” — антенна напоминает книжку, так как ее приемный элемент (в виде пластины) через ось соединяется с корпусом и может вручную опускаться и подниматься, как обложка у книжки. Корпус жестко крепится на задней полке автомобиля. | Хорошая чувствительность. Невысокая стоимость. | Занимает место на полке. Нужен длинный кабель. | |
Пассивные | Длинный штырь. Крепится на заднем или переднем крыле и других элементах кузова. | Высокая чувствительность. | Большие габариты. Сложность монтажа. |
Длинный штырь. Крепится на водостоке. | Высокая чувствительность. Простота установки. | Большие габариты. Риск повреждения кабеля дверью. | |
Спиральная антенна (гибкая). Крепится на заднем или переднем крыле и других элементах кузова. | Гибкость. Малые габариты. | Невысокая чувствительность. | |
Телескопическая антенна. Устанавливается на заднем или переднем крыле. | Компактность в сложенном состоянии. Высокая чувствительность. | Невысокая прочность сочленений. Необходимо выдвигать вручную. | |
Автоматическая (полуавтоматическая). Устанавливается на заднем или переднем крыле. | Компактность в сложенном состоянии. Высокая чувствительность. | Сложность монтажа. Невысокая надежность, требует дополнительного обслуживания, особенно в морозы. |
«Полезные страницы», 2001, выпуск 9, стр. 312
Источник
Как выбрать радиоантенну для авто
Некоторые автовладельцы стремятся заменить штатную автомобильную антенну для радио. При этом руководствуются рекламой или опытом друзей, знакомых. Для обоснованного выбора важны сведения о видах антенн, их возможностях.
Как выбрать радиоантенну для авто
Предлагаемые рынком устройства для приема радиосигналов разделяются на внешние и внутрисалонные. В базовой комплектации автомобилей антенны по большей части наружные. Они соответствует общему дизайну транспортных средств, учитывают их конструктивные особенности. Штатные антенны оптимизированы по техническим параметрам, обеспечивая неплохой прием радиосигналов даже без усилителя.
По виду такие приборы представляют собой цельный или телескопический стержень из металла. Место крепления — крыло, крыша, желоб водостока, бампер. Пруток преимущественно длинный, но существуют укороченные модели приемных устройств. Они крепятся над лобовым стеклом или у заднего, не портя внешнего вида машины.
Размер антенны существенно не влияет на качество приема, но возможны неприятности с длинными устройствами. Они могут мешать при въезде в гараж, на автомойку, в лесу. Телескопическая антенна, задевая препятствия, легко ломается. Слишком длинные прутки, называемые удочками, способны разбить фару, повредить лакокрасочное покрытие кузова. Кроме того, она иногда замерзает зимой. А если выдвигается в рабочее состояние моторчиком, привод может сломаться.
Плавниковые антенны по виду напоминают соответствующую часть тела рыбы. Устанавливаются на крыше или капоте при помощи магнита, встроенного в нижнюю часть корпуса. Аналогичное крепление у многих моделей штыревых антенн. Преимущества явные: быстро монтируются и снимаются. Существенный минус: повреждается лакокрасочное покрытие. Если магнит недостаточно сильный, при резком маневре антенна может слететь, повредить свою или соседнюю машину.
Внутрисалонные антенны устанавливают на стекло, используя скотч. Многие из них активного типа. Это значит, что в них есть встроенный усилитель, которому требуется электропитание. Раньше оно подводилось отдельными проводниками, теперь подается по радиокабелю. Могут принимать радиосигналы, а также другие волны. Это зависит от конструктивных возможностей устройства и автомагнитолы.
Внутренним радиоантеннам присущи недостатки:
При выборе антенны любого типа обращают внимание на такие моменты:
Антенна будет принимать те сигналы, на которые рассчитаны она и головное устройство. Большинство современных автомагнитол ограничено диапазоном FM. Радиовещание на длинных и средних волнах постепенно угасает, сигнал от таких станций сопровождается помехами от системы зажигания автомобиля.
Есть ли разница между городом и трассой
Требования к антеннам во многом зависят от того, где автомобилист преимущественно слушает радио:
Среди автолюбителей есть мнение, что наилучший прием обеспечивают активные автомобильные антенны с хорошим усилителем. Однако такие устройства подходят жителям отдаленных районов сельской местности. В городе они принимают помехи от другого транспорта, промышленных объектов и способны забить полезный сигнал при большом усилении. В этих случаях помогают пассивные антенны. Чем дальше от города, тем большее усиление сигнала требуется.
Даже самая совершенная автоантенна не способна поймать радиовещательную станцию FM на расстоянии более 100 км. Усилитель может добавить еще до 15 км. Уверенный прием возможен на расстоянии до 70 км, и то только самых мощных станций. Дальше начинается зона вещания других радиостанций, которые работают на иных частотах. Требуется настраивать приемник.
Лучшие модели и бренды
Среди антенн для радио есть модели, получившие признание автолюбителей. Рейтинг основан на технических характеристиках моделей и отзывах пользователей.
Automania Digital TV FM
Bosch Autofun
Антенна минимальных размеров — корпус толщиной 15 мм. Устанавливают в верхнем углу лобового стекла справа от водителя. От устройства отходят 2 усика, которые прокладывают рядом со стойкой и верхним краем окна. Обзору аппарат не мешает. При установке не нужно сразу его приклеивать, необходимо для начала определить, как разместить прибор, чтобы обеспечить максимальную чувствительность. На нее влияют металлические части и форма кузова.
Устройство устанавливают вместо штатной антенны. Оно гарантирует уверенный прием AM/FM волн до 70 км. Аппарат со встроенным усилителем находит и удерживает сигнал, компенсируя и распределяя полученные данные. У него высокая избирательность, защита от перегрузок. В конструкции предусмотрен светодиод, подающий сигнал о работе.
Delta Bosch 23799
Пассивная внутрисалонная антенна с большой дальностью приема. Диапазон частот: длинные, средние, короткие, ультракороткие. Предел дальности приема — 160 км (кроме УКВ). Коэффициент усиления — 34 дБ. Обеспечивает чистый сигнал без шумов и помех.
Falcon ANT 100
Аппарат с кабелем длиной 2,9 м можно поставить на заднем стекле. Установлена микросхема для обработки высокочастотных сигналов, что позволяет слушать радио за городом. Принимает волны AM/FM. В конструкции предусмотрена стабилизация напряжения. Самостоятельная установка может вызвать затруднения: нет схемы подключения.
Antey 914
Работает в диапазоне GSM на частотах 900-1800 мГц. Антенна предназначена преимущественно для уверенной работы телефона, за пределами этих частот появляются искажения. Обеспечивает усиление сигнала в 3,5 раза.
При покупке обращают внимание на тип разъема, выбирая подходящий, чтобы затем не искать переходник. В основании прибора — магнит для установки. По данным производителя ветростойкость крепления 150 км/ч. В магазинах найти установку трудно, легче через интернет.
Hyundai H CA3200
Рассчитана на прием всех радиоволн, кроме КВ-диапазона. Активный тип антенны, которая легко и быстро устанавливается внутри салона. Высокочастотные сигналы обрабатываются встроенной микросхемой, коэффициент усиления — 26 дБ. Устройство защищено от короткого замыкания.
Сравнительная таблица
Сведения об антеннах скудные, иногда производители не указывают некоторые технические характеристики. В таблице собрана доступная для пользователей информация о лучших автомобильных антеннах.
Модель | Вид антенны | Место монтажа | Коэффициент усиления, дб | Длина кабеля, м | Радиочастоты | Средняя цена, руб. |
Automania Digital TV FM | Активная | На лобовом стекле | 6,5 | 1,5 | VHF/UHF | 700 |
Bosch Autofun | Активная | Правый верхний угол лобового стекла | 3,0 | 1.5 | AM/FM | 980 |
Delta Bosch 23799 | Пассивная | Внутри салона | 34 | 2.5 | FM, УКВ, СВ, ДВ, КВ | 330 |
Falcon ANT 100 | Активная | Заднее стекло | 20-30 | 2.9 | FM/AM | 190 |
Antey 914 | Пассивная | Внешняя на магните | 5,5 | 3,0 | GSM 900/1800 | 590 |
Hyundai H CA3200 | Активная | Лобовое стекло | 26 | 2.75 | AM/FM, УКВ | 700 |
Отзывы автомобилистов
Максим, 37 лет, Липецк: «В модели Falcon ANT 100 нравится место ее размещения — на заднем стекле, она не мешает обзору. Для установки обращался за помощью к мастеру, потому что в инструкции нет схемы подключения».
Игорь, 58 лет, Краснодар: «Bosch Autofun нравится хорошим приемом в черте города и легкой установкой. После включения печки, регистратора, навигатора появляются помехи. В 20 км от города сигнал пропадает».
Алексей, 42 года, Орел: «У Hyundai H CA3200 недостатков не замечено. Хорошо принимает радиосигналы, быстро монтируется. Не мешает обзору».
Вадим, 44 года, Нижний Новгород: «С Delta Bosch 23799 слушаю радио без проблем в городе и далеко за его пределами. Сигнал чистый, отсутствуют помехи, шумы».
Виктор, 31 год, Архангельск: «Приходится уезжать в такие места, что даже по номеру 112 невозможно дозвониться. Антенна Antey 914 обеспечивает телефонную связь».
Автолюбители в основном довольны, что поменяли штатные антенны. Прием стал лучше, но остаются отдельные проблемы, с которыми приходится мириться.
Источник
Приемные антенны КВ диапазона
Диапазон частот 1-30 МГц традиционно называется коротковолновым. На коротких волнах можно принимать радиостанции, расположенные за тысячи километров.
Какую антенну выбрать для коротковолнового приёма
Независимо от того, какую антенну вы выберите, лучше всего, чтобы она была внешней (на улице), наиболее высоко расположена и находилась подальше от линий электропередач и металлической крыши (для снижения помех).
Почему внешняя антенна лучше комнатной?
В современной квартире и многоквартирном доме находится множество источников электромагнитного поля, которые являются настолько сильным источником помех, что зачастую приемник принимает одни помехи. Естественно, что внешняя антенна (даже на балконе) будет меньше подвержена действию этих помех. Кроме этого, железобетонные здания экранируют радиоволны, а следовательно внутри помещения полезный сигнал будет слабее.
Всегда используйте коаксиальный кабель для связи антенны с приемником, это также снизит уровень помех.
Тип приемной антенны для приема на коротких волнах
На самом деле, на КВ диапазоне тип приемной антенны не критичен. Обычно бывает достаточно провода длинной 10-30 метров, а коаксиальный кабель можно подключить в любом удобном месте антенны, хотя для обеспечения большей широкополосности (многодиапазонности), кабель лучше подключать ближе к середине провода (получится Т-антенна с экранированным снижением). В таком случае оплетка коаксиального кабеля к антенне не подключается.
Проволочные антенны
Хотя более длинные антенны могут принять больше сигналов, они также будут принимать больше помех. Это несколько уравнивает их с короткими антеннами. Кроме этого, длинные антенны перегружают (появляются “фантомные” сигналы по всему диапазону, так называемая интермодуляция) бытовые и портативные радиоприемники сильными сигналами радиостанций, т.к. у них небольшой динамический диапазон по сравнению с любительскими или профессиональными радиоприемниками. В этом случае в радиоприемнике надо включить аттенюатор (переключатель установить в положение LOCAL).
Если вы используете длинный провод и подключаетесь к концу антенны, то лучше будет использовать для подключения коаксиального кабеля согласующий трансформатор (балун) 9:1, т.к. антенна “длинный провод” имеет высокое активное сопротивление (порядка 500 Ом) и такое согласование снижает потери на отраженный сигнал.
Трансформатор для антенны длинный провод 9:1
Согласующий трансформатор WR LWA-0130, соотношение 9:1
Активная антенна
Смысл активной антенны в том, чтобы как можно сильнее подавить помеху и усилить полезный сигнал на уровне РЧ (радиочастоты), не прибегая к преобразованиям.
Кроме активной антенны можно использовать любую комнатную, которую сможете сделать (проволочную, рамочную или ферритовую). В железобетонных домах комнатную антенну надо располагать подальше от электропроводки, ближе к окну (лучше на балконе).
Магнитная антенна
Магнитные антенны (рамочная или ферритовая), в той или иной мере, при благоприятном стечении обстоятельств, позволяют снизить уровень “городского шума” (вернее будет сказать, повысить соотношение “сигнал-шум”) за счет своих направленных свойств. Более того, магнитная антенна не принимает электрическую составляющую электромагнитного поля, что также снижает уровень помех.
Магнитная рамочная антенна
К слову сказать, ЭКСПЕРИМЕНТ – это основа радиолюбительства. Внешние условия играют в распространении радиоволн существенную роль. Что хорошо работает у одного радиолюбителя, может совсем не работать у другого. Самый наглядный эксперимент распространения радиоволн можно провести с телевизионной дециметровой антенной. Вращая её вокруг вертикальной оси можно заметить, что наиболее качественное изображение не всегда соответствует направлению на телецентр. Это связано с тем, что радиоволны при распространении отражаются и “смешиваются с другими” (происходит интерференция) и наиболее “качественный” сигнал приходит с отраженной волной, а не с прямой.
Заземление
Не стоит забывать о заземлении, хотя бы через трубу отопления. Для этого нужно напильником зачистить до металла небольшой участок трубы и хомутом прижать провод заземления.
Не стоит заземлять радиоприемник на защитный провод (PE) в розетке. Особенно “любят” заземление старые ламповые радиоприемники.
Борьба с помехами радиоприему
Для борьбы с помехами и перегрузками можно использовать преселектор (антенный тюнер). Использование этого устройства позволяет до определенной степени подавить внеполосные помехи и сильные сигналы.
К сожалению, в городе все эти ухищрения могут не дать желаемого результата. При включении радиоприемника слышен только шум (как правило, шум сильнее на низкочастотных диапазонах). Порой начинающие радионаблюдатели даже подозревают свои радиоприемники в неисправности или недостойных характеристиках. Проверить приемник просто путем отключения антенны. Отключите антенну (сложите телескопическую антенну или переключите на внешнюю, но ее не присоединяйте) и отсчитайте показания S-метра. После этого выдвиньте телескопическую антенну или подключите внешнюю. Если показания S-метра значительно увеличились, значит с радиоприемником все в порядке, а вам не повезло с местом приема. Если уровень помех близок к 9 баллам или выше, то нормальный прием будет невозможен.
Поиск и устранение источника помехи
Увы, город полон “широкополосных” помех. Многие источники генерируют электромагнитные волны широкого спектра, как искровой разряд. Типичные представители: импульсные блоки питания, коллекторные электродвигатели, автомобили, сети электроосвещения, сети кабельного телевидения и Интернет, маршрутизаторы Wi-Fi, ADSL модемы, промышленное оборудование и многое другое.
Самый простой способ “поиска” источника помех – обследовать помещение с помощью карманного радиоприемника (не важно какого диапазона, ДВ-СВ или КВ, только не FM диапазона). Обойдя комнату можно легко заметить, что в некоторых местах приемник шумит сильнее – это и есть “место локализации” источника помех. “Шуметь” будет практически все, что подключено к сети (компьютеры, энергосберегающие лампы, сетевые провода, зарядные устройства и пр.), а также сама электропроводка.
Именно для того, чтобы хоть как-то снизить пагубное действие городских помех и стали популярны “супер-пупер” навороченные радиоприемники и трансиверы. Городской радиолюбитель просто не может комфортно работать на бытовой аппаратуре, которая достойно себя показывает “на природе”. Требуется большая избирательность и динамика, а цифровая обработка сигнала (DSP) позволяет “творить чудеса” (например, подавлять тональные помехи), недоступные аналоговым методам.
Конечно, самая лучшая КВ антенна – направленная (волновой канал, QUARD, антенны бегущей волны и т.д.). Но будем реалистами. Построить направленную антенну, даже простую, довольно сложно и дорого.
Источник