Антенна для военного автомобиля

Антенны “спецсвязи”

Органы государственного управления и безопасности, военизированные структуры, специальные и иные службы, безусловно, нуждаются в особых средствах связи. Так например, примерно с 70-х – 80-х годов прошлого века такие системы спецсвязи используются первыми лицами государства. Стоит лишь вспомнить старые автомобили с примерно 40-сантиметровым штырём над ветровым стеклом, на которых перемещался сам Л.И.Брежнев:

Данный вид связи называется СПРС «Роса» (Система Правительственной Передвижной Связи).

Время не стоит на месте, появляются новые технологии, новые стандарты и требования. В нашей современности можно встретить большое разнообразие установленного оборудования на крыше транспортного средства.

Настоящие автомобильные антенны системы «Кавказ» выглядят следующим образом:

Автомобильные антенны «Карат» на магнитном основании выглядят так:

Некоторые мобильные системы связи представляют собой не просто радиостанцию и антенну, а целый набор устройств, который занимает целый багажник или даже целый микроавтобус.

Антенные конструкции на автомобилях различных служб обеспечения безопасности могут иметь вид, совершенно не похожий на привычное понимание антенны:

Такие системы необходимы для мониторинга, перехвата, контроля и других особых задач по обеспечению гос. безопасности в радиоэлектронной области.

Она представляет собой комплекс специальных излучающих устройств высокой мощности и набор антенн. В случае автомобильных – это может быть 8, 10, 14 или даже более антенн разного типа на магнитном основании разной длины и частотных диапазонов, которые могут подавлять все радиосигналы в широком частотном диапазоне, например от 20 до 7000 МГц, что обеспечивает невозможность применения радиоуправляемых взрывных устройств и прочих представляющих опасность радиоэлектронных средств вокруг автомобиля, на котором установлена аппаратура.

Следует заметить, что настоящий действующий комплект «Пелены» можно встретить крайне редко. Преимущественно, все эти антенны, которые устанавливают автовладельцы – просто муляжи. Да и технологии не стоят на месте и получают своё развитие в различных спецслужбах в плане повышения компактности. Комплексы обеспечения безопасности становятся менее заметными и более эффективными.

К примеру, комплект «Пелены» для установки на легковой автомобиль имеет стоимость от 600 000 и доходит до нескольких миллионов рублей, поэтому факт установки некого подобия на тонированных автомобилях бюджетного класса выглядит как минимум, странно.

Комплекс «Пелена» используется также в военных задачах и имеет специальную защищённую конструкцию для установки на военную технику:

Немецкий вариант «Пелены»:

Владельцы таких автомобилей, видимо, пытаются быть похожими на руководство различных служб, где действительно имелись абонентские комплексы мобильного цифрового телевидения DVB-T и подобного. Стоило лишь заметить интересные приспособления на крышах сотрудников различных ведомств, как муляжи этих антенн «пошли в народ».

Не совсем понятно, для кого и для каких целей устанавливаются подобные муляжи. Любому интересующемуся данной тематикой не составит труда отличить настоящие антенны от фейков, на сотрудников ГИБДД приспособления на крыше вряд ли «подействуют», тем более что они сами могут неплохо разбираться, что, где, зачем и на какие автомобили устанавливают, действующие сотрудники служб и ведомств лишь украдкой посмеиваются над подобным «тюнингом». Простой обыватель либо не придаст значения, либо вовсе не обратит внимания на то, что за антенны стоят на крыше.

Производители же, в свою очередь, заполонили авторынки различными предложениями, порой напрочь лишая такие приспособления даже коаксиальных кабелей, либо монтируя в эти муляжи антенны низкого качества для FM-автомагнитол.

Читайте также:  Все о евроручках на автомобиль

Антенны типа «чёрный маяк» и «шайба»

Данный тип антенн может использоваться в самых различных целях – для радиосвязи на различных диапазонах, гражданских и служебных, в качестве GSM, GPS, Глонасс, Wi-Fi антенн, даже в качестве Си-Би антенн, входить в состав комплексов различных систем, в т.ч. «Пелены» и так далее.

На представленных выше фотографиях антенны, к сожалению, являются всего лишь муляжами.

Антенны типа «шайба» благодаря своей круговой диаграмме направленности, в определённых случаях бывают эффективны и используются некоторыми службами.

Разные типы антенн «шайба» изнутри:

Технически, такая антенна может, например, увеличить радиус действия GPRS/EDGE/3G и мобильного интернета и связи в автомобиле. При далёких путешествиях, где в лучшем случае на дисплее мобильного будет отображаться одна «палочка» уровня шкалы принимаемого сигнала, а про интернет можно будет забыть вовсе, такая антенна, будучи подключенной к репитеру или модему, способна дать значительную прибавку сигнала и не оставить людей без связи.

Или же, круговая диаграмма направленности в диапазонах VHF или UHF у соответствующих антенн, бывает весьма эффективна в некоторых местностях, а простая установка на крышу с помощью магнита не будет мешать при лесных и экстремальных автопутешествиях, где кусты и ветки обычно задевают за штыревые антенны.

Однако, к сожалению, как и в случае с «рожками», такие приспособления используют совсем не по назначению.

Гражданская и радиолюбительская связь является гораздо более серьёзным, полезным и интересным увлечением, чем установка бесполезных и глупых псевдоантенн на крышу. Надеемся, наша обзорная статья поможет Вам сразу и безошибочно определять, что за антенны установлены на том или ином автомобиле, самим избежать соблазна устанавливать нечто подобное на своё транспортное средство, и, возможно, станет новой ступенью в развитии Вашего интересного и полезного увлечения в области радиосвязи.

Источник

Антенны – на свалку: войсковые связисты становятся невидимыми

Российские специалисты Военной академии Связи разработали абсолютно новую, малогабаритную антенну – ее замаскировали под крышей автомобиля и сделали невидимой для посторонних глаз. При этом все возможности связи удалось сохранить.

В туннелях, под мостами и под крышей

Одной из главных задач развития войск связи сегодня является создание средств связи скрытного управления военными подразделениями. Автомобили, оборудованные самыми современными передатчиками информации, должны мало или совсем не отличаться от обычных машин, перевозящих обмундирование, продовольствие или личный состав.

Решение этой задачи было найдено специалистами Военной академии Связи им. С.М. Буденного. Найденные решения являются самой перспективной разработкой в области связи, поэтому некоторые элементы новой аппаратуры относятся к строго засекреченной информации.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о новейших разработках в области построения бортовых антенн, обеспечивающих, в совокупности с другими элементами коротковолновых радиолиний, скрытность передачи информации рассказал начальник Бюро изобретательства Военной академии связи Владимир Чернолес.

Замаскировать машину, увешанную антеннами не так просто, кроме того, на это нужно дополнительное время. Все это делает существующие узлы военной связи достаточно уязвимыми для потенциального противника.

Трудность задачи переделать антенну заключалась в том, что ослабление излученной волны в воздушном пространстве практически не происходит, кроме этого, в авиационном варианте отсутствовала проблема нагревания элементов конструкции антенны.

Изобретенная в Военной академии Связи подкрышевая антенна в значительной степени увеличивает энергетику канала радиосвязи. Российским ученым удалось в значительной мере управлять положением пучности тока, что позволило эффективно использовать новую антенну в двух вариантах.

Читайте также:  Антистатические средства для салона автомобиля

Ученым удалось добиться того, чтобы с помощью такого возбудителя «заработал» сам корпус. Корпус с помощью трансформаторной связи возбуждается промежуточным элементом, установленным в экранированном подкрышевом пространстве автомобиля.

Не размер имеет значение

Игрушечные машинки на службе Родине

Перспективная разработка академии Связи проходила первые испытания на макете, созданном на базе обычной детской игрушки.

Изобретатель утверждает, что впереди – проведение эксперимента уже на настоящем грузовике.

Дубликаты не найдены

Все радиолокационные машины созданы, что бы минимизировать вред волн для оператора, для этого и вынесены все антенны за пределы машины, а здесь их разместили непосредственно в ней.

Ну я думаю экраны они предусмотрели нормальные.

Ну как сказано в статье, основная задача спрятать автомобиль в колоне от врага, но по факту фото которое я привел, при сложенных(снятых) антеннах выполняет функцию маскировки.

Вот что еще удивило, вроде пространство под крышей отдельно, но потом сказано что весь кузов, выполняет функцию антенны:

«Нашу антенну следует отнести к новому классу бортовых антенн, устанавливаемых на подвижных объектах. Их приемлемая эффективность может быть достигнута включением в общую систему излучения корпуса объекта за счет промежуточного возбудителя, установленного в подкрышевом пространстве объекта, т.е. под крышей автомобиля. Таким образом, весь кузов автомобиля становится антенной»

Отлично. Скорей всего это для СВ диапазона разработки.

Для УКВ вряд-ли такое прокатит.

Станции Р-440 и Р-441 или как в армии с космосом общаются. Часть 1

Я проходил службу в войсках связи. Сначала в учебке, а потом в “боевой” части. Большинство аппаратных, работе на которых обучали солдат, передавали сигнал на небольшие расстояния. Мне же повезло попасть во взвод, в котором обучали достаточно редких в современной армии специалистов станций спутниковой связи (ССС). Благодаря наличию высшего образования, в учебке я отслужил инструктором, познав все радости и горести солдата, ответственного за обучение всего взвода. Об этом я писал здесь. ССС в учебке была ну очень старая: Р-440-О восьмидесятых годов выпуска, и выглядела она еще хуже, чем на фотографии ниже.

Чего стоил один бензиновый агрегат от “Москвича”, который посредством шасси выносился из бокового отсека. Станция, скорее всего, была списана, поэтому мы свободно могли работать с оборудованием, а ввиду того, что мы работали на обустроенном полигоне, разворачивать станцию пришлось всего лишь однажды.

После переезда в войска, впервые со своей станцией я поработал уже в конце декабря. Познакомился с прапорщиком, начальником станции, (у меня после учебки была должность “старший механик станции спутниковой связи”), который привел меня к машине. И тут я охренел. Отслужив уже две недели в новой части, в которой, в отличии от учебки, все было старым и древним, я увидел Чудо.

Потрясающий красавчик-“Урал”, в камуфляжной расцветке гордо смотрел на меня своими фарами. У прапора я узнал, что передо мной станция 2016 года выпуска. Выглядела она почти также, как на фотографии ниже, но не была развернута (антенны на крыше не было).

Как раз таки развертыванием, то есть приведением станции в боевую готовность и должен был заниматься механик. Позже выяснилось, что эта модернизированная версия станции носила порядковый номер Р-441, экипаж в ней был сокращен до трех человек — начальник, водитель и механик, поэтому приписка “старший” у моей воинской должности стала носить формальный характер. Именно развертыванием станции должны были заниматься механик и водитель.

Читайте также:  Газ для автомобиля единица измерения

Этим премудростям и начал учить меня прапорщик в декабре: нужно было залезть на крышу, поднимать антенну лебедкой, затем собрать ее по кусочкам, закрепить, настроить дополнительные элементы и уже после этого слезать обратно. Поначалу все давалось с трудом: боишься сделать лишний шаг, из рук все валится, все детали — с острыми углами, не всегда получается нормально их принять, поэтому пальцы настрадались конкретно, мой напарник-водитель однажды вообще чуть не отрезал себе его куском антенны. Однако со временем мы пришли к тому, что этот процесс стал для нас очень легким и увлекательным, который в отличии от развертывания Р-440 занимал максимум минут 10, если не спешить. Единственным “бичом” была дождливая погода, на крыше очень скользко, и это по фотографиям кажется, что высота не очень большая — на деле, навернувшись оттуда, можно было точно что-нибудь сломать.

В полевых условиях нужно было также вытаскивать генератор, который, опять же, сравнивая с АБ Р-440, был очень маленьким и компактным, но, с*ка, тяжелым — в районе 150-200кг (могу ошибаться, если вдруг будут знающие люди — поправьте), поэтому на необходимое расстояние от Урала мы тащили его втроем вместе с начальником аппаратной. Заправляли солярой.

Сама станция была безумно секретной, в кунг (внутренний отсек) заходить мог только начальник станции, у которого был оформлен допуск, нам строго-настрого было запрещено это делать, однако по сравнению с пресловутой Р-440 места внутри было настолько много, что мы с комфортом могли бы сидеть в станции всем экипажем.

В конце января начались поля и я, готовый к ежедневным развертываниям/свертываниям станции отправился на них. Однако все “поля” свелись к тому, что мы один раз полностью развернули станцию и достали генератор, после чего ежедневно убирали его (генератор) и доставали обратно. Наш прапор решил не напрягаться и не сворачивать станцию каждый день, так как задача могла поступить в любой момент, поэтому на ночь мы просто убирали генератор.

Под конец моей службы в часть приехал новый суперпродвинутый “космос”, названия которого я даже не знаю, и в экипаже которого есть только водитель и начальник: станция была практически полностью автоматизирована. Также среди новой космической техники ВС была Р-441 на базе БТРа, но, к сожалению, на ней мне поработать не удалось.

Это, что касается, механической части. Теперь, кому интересно, вкратце расскажу про теорию передачи сигнала.

Если совсем вкратце и совсем грубо: в аппаратуре станции присутствуют передающий и приемные тракты, которые включают в себя различные устройства.

Само устройство, на первый взгляд, достаточно сложное, однако на деле все очень легко. Продолжая объяснять по-простому — приемный и передающий тракты, совместно с антенным устройством, располагающимся на крыше Урала, взаимодействуют с ретранслятором на ИСЗ (искусственном спутнике Земли), где сигналы обрабатываются, в дальнейшем передаваясь на другую станцию. Если кому будет интересно, я совсем подробно распишу этот момент в следующей части.

Такие вот дела. В комментариях буду рад любым связистам и их рассказам о службе на своих аппаратках, предыдущие истории (1, 2) показали, что связистов на Пикабу хватает 😀

За любые неточности прошу меня простить, рассказываю так, как было у меня, если что — поправьте. Спасибо за внимание!

Источник

Популярные рекомендации экспертов