Анкеты для исследования рынка автомобилей

Исследование потребительских предпочтений на рынке легкового автотранспорта

Статистическая информация

Цель исследования

Изучение потребительских предпочтений на рынке легковых автомобилей России в следующих аспектах:

Методы исследования

Онлайн-опрос по заранее подготовленной анкете путем рассылки приглашений по базе респондентов «Института общественного Мнения Анкетолог».

Кешбэк за отзыв!

На наш взгляд, выборка, по которой были сделаны выводы, слишком мала (1207), т.к. в России по данным Федеральной службы государственной статистики проживает около 98 млн. человек в возрасте от 30 лет, следовательно, процент опрошенных составляет менее 0,001%. Период, за который был проведен опрос, не охватывает изменения тенденции по временным рамкам.

Также результаты опроса могут быть по-разному интерпретированы в различных регионах страны, что приведет к ошибочным выводам. Портрет покупателя может сильно различаться в том или ином регионе, где покупательская способность и покупательская корзина будут складываться в зависимости от доходов и предпочтений, а также возможностей опрашиваемых.

Было бы правильнее составить несколько выборок, в которых респонденты были бы сгруппированы по отдельным регионам или группе регионов, схожих по среднедушевому доходу и потребительской корзине.

Например, нельзя сказать, что результаты приведенных исследований одинаково применимы в Республике Башкортостан и Московской области.

Алина, спасибо за Ваш отзыв. По поводу размера выборки мы уже давали развернутый комментарий здесь: https://store.anketolog.ru/2017/12/28/issledovanie-potrebitel-skih-predpochtenij-na-rynke-bystrogo-pitaniya-v-rossii. Чтобы не повторяться, коротко заметим, что репрезентативность исследований довольно слабо связана с объемом выборки. Главное, чтобы выборка была качественной.

Вы правы в том, что важно видеть потребительские предпочтения в любом сегменте рынка в динамике. Именно поэтому мы проводим это и другие платные исследования каждые 3 месяца и обновляем результаты на нашем сайте. Мы предлагаем клиентам всегда актуальное исследование, которое к тому же может немного корректироваться с учетом их пожеланий.

Мы согласны, что в регионах существенно различаются потребительские практики и покупательские возможности населения. Но данное исследование преследовало цель изучить именно российский рынок в целом. Если Вас интересуют потребительские предпочтения в определенном регионе, то мы проводим исследования такого типа под заказ, с нужной Вам выборкой.

Источник

Анкета “Выбор и приобретение автомобиля”

Страницы работы

Содержание работы

КРИТЕРИЙ ОТБОРА РЕСПОНДЕНТОВ

Внимание! Интервью проводится в семьях, которые

планируют приобрести автомобиль в 2000 и 2001 годах, с членом семьи, который принимает окончательное решение о выборе и приобретении автомобиля.

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ОРГАНИЗАТОРАМИ ОПРОСА

КОД НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

КАТЕГОРИЯ ОТБОРА РЕСПОНДЕНТОВ (НОМЕР КВОТЫ)

ВРЕМЯ НАЧАЛА ОПРОСА

ВРЕМЯ ОКОНЧАНИЯ ОПРОСА

ПРОДОЛЖИ ТЕЛЫЮСТЬ ОПРОСА

Я подтверждаю, что это интервью проведено мною в соответствии с Инструкцией методом личного интервью с отобранным по заданным критериям и незнакомым мне респондентом”.

Здравствуйте!

В рамках изучения рынка легковых автомобилей Центр Исследований Российской Ассоциации Маркетинга проводит анкетный опрос семей, планирующих приобрести автомобиль.

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ УЖЕ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ МАРШРУТНОЙ АНКЕТЫ,

ПЕРЕНЕСИТЕЕГО ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ А1-А6 И ПЕРЕХОДИТЕ К БЛОКУ 1.

В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ НАЧИНАЙТЕ ИНТЕРВЬЮ С ВОПРОСА А1.

А1. Планируете ли Вы или кто-либо из членов Вашей семьи (проживающих вместе с Вами) приобрести легковой автомобиль до конца 2002 года? (отметьте один ответ)

1. Да

98. Затрудняюсь ответить

ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ 1

А2. Кто в Вашей семье будет принимать окончательное решение о приобретении автомобиля и выборе модели/марки автомобиля?

1. Вы самостоятельно примите
решение

2. Вы обсудите это с другими членами
семьи, но Ваш голос будет
решающим

3. Вы обсудите это с другими членами
семьи, но решать будут другие
члены семьи

4. Принимать решение будет другой
член семьи

98. Затрудняюсь ответить

ПРОДОЛЖИТЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНОМ СЕМЬИ, КОТОРЫЙ ПРИНИМАЕТ ОКОНЧА ТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ О

ПОКАЖИТЕ КАРТО ЧКУ 2

A3. В каком ценовом диапазоне Вы намерены приобрести автомобиль?

В РУБЛЯХ

1. Менее 100 тысяч рублей

2. От 100 тысяч до 150 тысяч рублей

3. От 150 тысяч до 300 тысяч рублей

4. Более 300 тысяч рублей

98. Затрудняюсь ответить

5. Менее 3 500 долларов

6. От 3 500 до 5 000 долларов

7. От 5 000 до 10 000 долларов

8. Более 10 000 долларов

99. Отказ от ответа

ПОКАЖИТЕ КАРТО ЧКУ 3

А4. Укажите вероятность того, что Вы купите автомобиль до конца следующего (2001) года,(отметьте один ответ)

1. Точно куплю 4.

3. Может быть куплю

Скорее не куплю Точно не куплю

ЕСЛИ ОТМЕЧЕНЫ ОТВЕТЫ 4, 5, ЗАДАЙТЕ ВОПРОС А6 И ЗАКАНЧИВАЙТЕ ИНТЕРВЬЮ

ПОСЛЕ ОТВЕТА НА ВОПРОС А4 ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ А6

ПОКАЖИТЕ КАРТО ЧКУ 4

А5. Укажите основную причину, по которой Ваша семья не планирует приобретение автомобиля до конца 2002 года?

1. Цены на автомобили
слишком высокие

2. Удовлетворен имеющимся
автомобилем

3. Нет необходимости в
покупке автомобиля

4. Планирую приобрести
автомобиль позднее

5. Существует много проблем, связанных с
владением и эксплуатацией автомобиля

98. Затрудняюсь ответить

Источник

Проект маркетинговых исследований поведения потребителей автомобилей

Типология потребителей по поведенческой стратегии и социально-демографическим характеристикам. Предполагаемые мотивы потребительского выбора при покупке автомобиля. Этапы маркетингового исследования и составление анкеты. Критерии сегментации рынка.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2010
Размер файла 46,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проект маркетинговых исследований поведения потребителей автомобилей

Раздел 1 Предполагаемый круг потребителей автомобилей, его определяющие характеристики

Раздел 2 Теоретическое обоснование исследований поведения потребителей автомобилей

2.1 Предполагаемые мотивы потребительского выбора

2.2 Возможные барьеры на пути к потребителю и возможные способы их преодоления

Раздел 3 Обоснование этапов проведения исследований

Раздел 4 Анкета для опроса

Раздел 5 Предполагаемые способы обработки информации

Раздел 6 Ожидаемые конкретизированные результаты

6.2 Модель поведения потребителей

Список использованных источников

Поведение потребителей вплетается в ткань наших жизней каждый день. При этом каждый из нас сталкивается со множеством серьезных проблем, требующих принимать те или иные решения. Независимо от того, решаем ли мы, какую специализацию выбрать в университете, какую карьеру избрать, какую пищу съесть, какую одежду надеть, какую телевизионную передачу посмотреть или какой интернет-сайт посетить, мы предпринимаем действия, которые являются предметом исследования потребительского поведения.

Актуальность данной темы заключается в том, что рынок автомобилей изменяется очень быстро и вместе с ним меняется поведение потребителей, его вкусы, приоритеты, цели использования. А так как автомобиль является товаром не повседневного спроса, то маркетинговые исследования в данной области должны проводиться постоянно, чтобы производители и посредники могли ориентироваться на удовлетворение потребностей потребителей рынка автомобилей, и следовательно, благодаря этому получать прибыли.

Большой вклад в работу по созданию обобщенных маркетинговых моделей потребительского поведения внесли американские исследователи А. Андресон, Ф. Никосия, Дж. Ховард, Я. Шет, Д. Коллат, В.И. Ильин.

Объектом данной работы являются потребители рынка автомобилей.

Предметом является маркетинговое исследование поведения потребителей автомобилей.

Целью настоящей работы является комплексное исследование поведения потребителей на рынке автомобилей и анализ рынка на основе полученных данных.

Читайте также:  Винил на автомобиль полосы

Структура данной работы состоит из введения, шести разделов, выводов и списка использованных источников, в т.ч. 3 таблицы.

РАЗДЕЛ 1 Предполагаемый круг потребителей автомобилей, его определяющие характеристики

Можно выделить пять типов потребителей, существенно различающихся по своим поведенческим стратегиям на рынках.

1. Индивидуальные потребители, то есть такие, которые приобретают товары исключительно для своего личного пользования. Так поступают одинокие и живущие отдельно от семьи граждане. Как правило, индивидуально приобретается одежда, обувь, личные вещи (за исключением подарков). Прежде всего, на рынке автомобилей индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами машин: полезностью, относительной ценой, экономичностью, внешними данными. Так как доходы большинства индивидуальных потребителей невелики, а покупка автомобиля требует достаточного количества материальных вложений, то, несмотря на большое количество клиентов, объем рынка товаров для «индивидуалов» довольно узок.

Рынок автомобилей для семей отличается тем, что предпочтение отдается машинам просторным, комфортным, с увеличенным объемом багажника, экономичным и недорогим в обслуживании. Таким, как минивэны, микроавтобусы либо машины класса «универсал». Наиболее влиятельная роль в семье принадлежит тому, у кого больше всего знаний или опыта. Скажем, решение о покупке машины может принимать отец, но последнее слово остается за детьми (если они достаточно взрослые), которые больше знают о характеристиках, функциях, общественной репутации и других особенностях автомобилей, да и других товаров тоже.

Далее рассмотрим организационных потребителей и их характерные особенности.

Рынок автомобильных посредников очень разнообразен и огромен, их основная деятельность связана с перепродажей машин, они предоставляют услуги по продаже запчастей к этим же автомобилям, а также занимаются сервисным обслуживанием.

4. Снабженцы или представители фирм принимают решения о покупке товаров промышленного назначения. Это, как правило, большие профессионалы узкого профиля, знающие товар не хуже, а возможно, даже лучше самих производителей. Обычно процесс покупки, начиная с осознания проблемы и заканчивая оценкой работы поставщика, подвергается четкой формализации. При этом учитывается всё, что только может быть уточнено: цена и качественные характеристики каждого изделия, оперативность поставок и транспортные расходы, полнота ассортимента, репутация производителя, квалификация персонала, консультации и справочная литература, быстрота реакции на пожелания клиента, возможность получения кредита или рассрочки платежа.

Этапы принятия решений о закупках товаров промышленного назначения начинается с момента осознания кем-то из работников фирмы проблемы или нужды, удовлетворить которую можно путем приобретения на стороне товара или услуги. Осознание проблемы чаще всего связано со следующими событиями [4]:

* фирма решает начать выпуск нового товара;

* происходит поломка машины, и требуется ее замена или ремонт;

* качество закупленных материалов оказалось неудовлетворительным, и фирма ищет другого поставщика;

* агент по закупкам обнаружил возможность добиться более благоприятных цен или получить товар более высокого качества.

Примером таких потребителей можно назвать автобазы, автопарки, различные предприятия, занимающиеся перевозкой грузов, людей.

Рынок государственных учреждений составляют организации правительства, правительства регионов, местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Решения о закупках покупателей от имени государственных учреждений включают в себя самые разнообразные товары и услуги, которые необходимы для достижения стоящих перед страной целей. Закупают бомбардировщики, образовательные услуги университетов, мебель, одежду, автомобили, горючее. Правительство расходует деньги на цели образования, на оборону, на освоение природных ресурсов и космические исследования.

Обычно государственные закупщики отдают предпочтение продавцам, которые предлагают товары и услуги, удовлетворяющие объявленным требованиям, по самым низким ценам [4].

К числу важнейших критериев выбора производителя или поставщика чиновниками относятся: надежность, лояльность, личные связи.

Классификация потребителей по основным социально-демографическим характеристикам:

С точки зрения анатомии деление на мужчин и женщин вполне однозначно, а вот в психологии оно уже не столь строгое. Немногие товары обладают четкой половой принадлежностью: бюстгальтеры, платья, электробритвы, курительные трубки. Чаще речь может идти о мужских и женских моделях: сапоги, джинсы, рубашки, костюмы, сигареты. Многие товары вовсе не имеют половой принадлежности: автомобили, видеокамеры, электроплиты. Тем не менее, пол потребителя важен, поскольку даже на одни и те же товары, и уж тем более на отдельные их характеристики, мужчины и женщины реагируют по-разному.

В случае с таким товаром, как автомобиль, на рынке существует разделение на так называемые «женские» (с меньшими габаритами, более простыми в управлении, например Hyundai Getz, Daewoo Matiz, Nissan Micra и т.д.) автомобили и «мужские» (внедорожники, спортивного, представительского и бизнес-класса, например Toyota Land Cruiser, Nissan Murano, Mitsubishi Lancer Evolution, Mercedes E, S-класса, Hyundai Sonata и т.д.). Хотя с данным разделением в настоящее время можно и поспорить, так как все больше появляется женщин-водителей и выбор автомобиля основывается на его целевом назначении.

4. Образование накладывает отпечаток на ценности человека в окружающем мире, на его культуру.

5. Социально-профессиональный статус определяется родом деятельности, который тоже накладывает определенный отпечаток на жизнь человека, на его приоритеты, а следовательно и приобретения, в том числе в выборе автомобиля.

На совершаемые покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рисунок 1.1). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.

Факторы культурного порядка

Возраст и этап жизненного цикла семьи

Тип личности и представление о самом себе

Убеждения и отношения

Рис. 1.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение

Личностные факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, тип личности и самопредставление.

Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу. Под культурой понимается совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведения, воспринятых членом общества от семьи и других общественных институтов.

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.

Под социальной ролью понимаются определенные виды деятельности, которые как ожидается, осуществит индивид по отношению к людям, его окружающим. Например, один и тот же человек может играть роли сына, отца, директора. В зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, зависит его покупательское поведение.

Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношения. Эти факторы оказывают сильное воздействие на потребителя.

РАЗДЕЛ 2 Теоретическое обоснование исследований поведения потребителей автомобилей

2.1 Предполагаемые мотивы потребительского выбора

На потребительский выбор влияет множество культурных, социальных, личных и психологических факторов. Хотя маркетолог не может воздействовать на многие из них, пользуясь ими, он может определить заинтересованных покупателей и моделировать товар для наилучшего удовлетворения их нужд.

Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке [4]

Высокая степень вовлеченности

Низкая степень вовлеченности

Значительная разница между аналогичными марками товара

Сложное покупательское поведение

Поисковое покупательское поведение

Незначительная разница между аналогичными марками товара

Неуверенное покупательское поведение

Привычное покупательское поведение

Главная проблема здесь состоит в том, что потребитель редко при принятии решения (выборе данного продукта среди других) руководствуется одним мотивом. Мотивы могут быть не только различными, но и разнонаправленными (одни побуждают сделать выбор, другие затрудняют его). Выбор потребителя зависит от системы ограничений (критериев), налагаемых на его поведение.

Мотивы покупки автомобиля могут быть обыденные (решение транспортных вопросов, повышенный комфорт, экономия времени) и особые причины (работа по найму, переход на престижную работу, повышение статуса, рождение ребенка и т.д.).

Так, при покупке автомобиля в любой стране мира индивидуальный потребитель руководствуется не только уровнем своих доходов, престижем марки, комфортом, но и безопасностью (если придется ездить на высокой скорости), противоугонными характеристиками (если уровень преступности высок), возможностью разместить всю семью с детьми и пр. [17, 27].

Читайте также:  Вольфрамовая лампа для автомобиля

2.2 Возможные барьеры на пути к потребителю и возможные способы их преодоления

Большинство покупателей тратят на выбор и принятие решения о покупке автомобиля от трех до девяти месяцев. Все это время они посещают автосалоны и выставки, интересуются информацией об автомобилях в печатных изданиях и на автомобильных сайтах сети Интернет. При выборе автомобиля, в зависимости от его ценовой категории, для покупателя имеют значение такие факторы как цена, эксплуатационные качества, дизайн, класс и статус марки.

В настоящее время все большее количество потребителей предпочитают выбирать и покупать автомобиль в автосалоне, предварительно ознакомившись с информацией из разных источников и определившись с маркой и целевым назначением машины. Так как автосалон является важным звеном между производителем и потребителем, где происходит персональная продажа, то очень важно, чтобы потребитель получал квалифицированную консультацию, гарантии, тест-драйв, сервисное обслуживание, дополнительные услуги (юридические, страховые). Поэтому задача продавцов и посредников на рынке донести качественно информацию о своем товаре, о новшествах, программах лояльности всеми коммуникационными методами (реклама, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта), чтобы потребитель как можно быстрее мог определить и решить свои потребности при выборе автомобиля.

Посещая автосалоны компаний, потенциальный покупатель может принять решение о покупке машины не сразу, а спустя какое-то время. Немногие покупатели способны к импульсивному поведению, то есть способны купить автомобиль сразу, не задумываясь.

Посещая автосалон, покупатель подталкивает себя к покупке, так как он визуально и непосредственно видит новый автомобиль, может посидеть в нем, оценить реально внешний и внутренний вид, чем при разглядывании рекламы в газете.

Одним из барьеров на пути к потребителю автомобилей является стремление продавца оказать психологическое давление на их выбор. Решение о покупке должен принять сам посетитель. Навязчивое внимание продавца некоторых покупателей раздражает не меньше, чем равнодушное невнимание к их покупательскому поведению. Таким образом, чтобы решить данный вопрос автосалоны следует сделать местами, более доступными для посещения потенциальными покупателями. Для этого в автосалонах необходимо создавать кафе, интернет-уголок, размещать автоматы для приема оплаты сотовой связи и т.д.

Совмещение автосалона с местом оказания вышеназванных услуг увеличивает нагрузку на охранников и продавцов, работающих в зале автосалона. Однако затраты на заработную плату обслуживающего персонала покроются за счет стимулирования покупательского поведения.

Автомобиль является сложной техникой. Поэтому потенциальные покупатели должны иметь возможность опробовать управление автомобилем, как на стенде, так и во время пробных автовождений (тест-драйвов).

Чтобы решить положительно данную задачу, продавцы должны создавать условия для знакомства с эргономическими свойствами автомобиля до его покупки. Причем, поскольку эргономичность автомобиля не входит в перечень технических параметров машины, то ознакомиться с ними покупатель может не вербальным путем (не путем чтения листа, содержащего перечень технических характеристик товара), а путем невербального освоения предлагаемой модели. Иными словами, потенциальный покупатель должен иметь возможность посидеть в салоне автомашины и «порулить».

Для лучшего исследования поведения потребителей необходимо фиксировать все посещения автосалонов компаний, независимо от совершенной (несовершенной) посетителем покупки. При выходе из автосалона посетителям нужно предлагать для ответа анкету, направленную на изучение потребительских предпочтений, причем, посетители, не совершившие покупку, должны объединяться в отдельную группу. Далее необходимо разработать анкету для данной группы посетителей, при составлении которой нужно исходить из представления о том, что любое посещение автосалона есть демонстрация предрасположенности потребителя к покупке автомобиля [24].

Тратя на посещение автосалонов компании свое время и деньги, расходуемые на оплату дороги туда и обратно, посетитель автосалона демонстрирует тем самым, что первичный выбор в пользу данной компании им уже произведен. Но первичного выбора недостаточно, т.к. он также может направиться и в автосалоны других компаний. В этом случае автомобили данных компаний должны быть признаны аналогичными с позиции потребительской ценности размещенных в них автомобилей для данного потребителя.

Потребителю предстоит сделать вторичный выбор. А именно: выбрать данный автомобиль среди автомобилей других компаний, автосалоны которых он посетит.

Таким образом, можно сказать, что посещение автосалонов является активной формой потребительского поведения.

Исходя из приведенных выше представлений, механизмы потребительского поведения интерпретируются как переменные, учет которых необходим при построении маркетинговых программ. Для более детального раскрытия данных механизмов потребительского поведения требуется проведение тщательных исследований с применением математического аппарата для обработки результатов исследований.

РАЗДЕЛ 3 Обоснование этапов проведения исследований

Маркетинговое исследование состоит из шести этапов:

1) определение проблемы;

2) разработка подхода к решению проблемы;

3) разработка плана исследования;

4) полевые работы или сбор данных;

5) подготовка данных и их анализ;

6) подготовка отчета и его презентация.

Этап 1. Определение проблемы

Первый этап любого маркетингового исследования заключается в выяснении проблемы. При ее определении маркетолог должен принимать во внимание цель исследования, соответствующую исходную информацию, какая информация необходима и как она будет использована при принятии решения. Определение проблемы включает в себя ее обсуждение с лицами, принимающими решения (топ-менеджерами), интервью с экспертами в данной сфере бизнеса, анализ вторичных данных и, возможно, проведение отдельных качественных исследований, например фокус-групп. Как только проблема точно установлена, можно разрабатывать план маркетингового исследования и приступать к его проведению.

Этап 2. Разработка подхода к решению проблемы

Разработка подхода к решению проблемы включает в себя формулировку теоретических рамок исследования, аналитических моделей, поисковых вопросов, гипотез, а также определение факторов, которые могут влиять на план исследования. Этот этап характеризуется следующими действиями: обсуждение с руководством компании-клиента и экспертами по данной сфере, изучение ситуаций и моделирование, анализ вторичных данных, качественные исследования и прагматические соображения.

Этап 3. Разработка плана исследования

Более строго разработка плана маркетингового исследования состоит из следующих этапов: 1) анализ вторичной информации; 2) качественные исследования; 3) сбор количественных данных (опрос, наблюдение и проведение экспериментов); 4) измерение и методы шкалирования; 5) разработка анкеты; 6) определение размера выборки и проведение выборочного наблюдения; 7) план анализа данных.

Этап 4. Полевые работы или сбор данных

Сбор данных осуществляется персоналом по проведению полевых работ, которые работают либо в полевых условиях, как в случае личного интервьюирования (в домах по месту жительства, в местах покупок или с помощью компьютера), либо из офиса с помощью телефона (телефонное или компьютерное интервьюирование), либо по почте (традиционная почта и почтовые панельные исследования с предварительно выбранными семьями), либо с помощью электронных средств (электронная почта или Internet). Надлежащий отбор, обучение, контроль и оценка сотрудников, принимающих участие в полевых работах, минимизирует ошибки при сборе данных.

Этап 5. Подготовка данных и их анализ

Подготовка данных включает в себя редактирование, кодирование, расшифровку и проверку данных. Каждая анкета или форма наблюдения проверяются или редактируются и, если необходимо, корректируются. Каждому ответу на вопрос анкеты присваиваются числовые или буквенные коды. Данные анкет расшифровываются или набиваются на магнитной ленте или на диске или вводятся непосредственно в компьютер. Проверка дает возможность удостовериться, что данные с оригиналов анкет расшифрованы точно. Для анализа данных используются одномерные методы статистического анализа в том случае, если элементы выборки измеряются по одному показателю, или когда имеется несколько показателей, но каждая переменная анализируется отдельно. С другой стороны, если имеется два или более измерений каждого элемента выборки, а переменные анализируются одновременно, то для анализа данных используются многомерные методы.

Этап 6. Подготовка отчета и его презентация

Читайте также:  Видео отзывы об автомобилях сузуки гранд витара

Ход и результаты маркетинговых исследований должны быть изложены письменно в виде отчета, в котором четко обозначены конкретные вопросы исследования, описан метод и план исследования, процедуры сбора данных и их анализа, результаты и выводы. Полученные выводы должны быть представлены в виде, удобном для использования при принятии управленческих решений. Кроме того, руководству компании-клиента должна быть сделана и устная презентация с использованием таблиц, цифр и диаграмм, чтобы повысить доходчивость и воздействие на аудиторию.

По результатам маркетингового исследования выяснилось, что микроавтобус как раз и соответствует всем этим характеристикам. В результате компания Chrysler ошеломила конкурентов инновационной разработкой такого микроавтобуса. Она разрабатывала свое изделие с ориентацией на потребителя, а не основываясь на своих внутренних возможностях. Маркетинговые исследования придали руководству Chrysler уверенность для вхождения в рынок микроавтобусов, который GM и Ford считали слишком рискованным. Эти компании упустили возможность вывести микроавтобус на рынок. Руководство GM боялось, что это отвлечет потребителей от высокодоходного сегмента многоместных легковых автомобилей. Руководство Forda упустило эту возможность ради выпуска небольших, экономных моделей.

Руководство Chrysler, напротив, воспользовалось наличием проблемы у потребителей для разработки нового продукта. И вот, почти 20 лет спустя, продажи микроавтобусов по-прежнему составляют около четверти всех продаж Chrysler и значительную часть ее прибыли.

То есть, маркетинговые исследования, которые и вывели микроавтобус на рынок, вернули к жизни автомобильный гигант [11].

Можно сделать вывод, что маркетинговые исследования занимают важный этап в маркетинге, позволяя предприятиям контролировать потребности потребителей и в результате удовлетворять их, получая при этом прибыль.

РАЗДЕЛ 4 Анкета для опроса

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ.

Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.

Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.

Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто “для галочки”, не зная предмета.

После того, как ответы проверены и в случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.

1. Какую модель легкового автомобиля Вы имеете? _________________

2. Удовлетворены ли Вы качеством своего автомобиля:

а) полностью устраивает

в) совсем не устраивает

3. Есть ли недостатки в Вашем автомобиле:

4. Если да, то укажите причины недостатков:

а) низкие технические характеристики

в) плохое техническое обслуживание

5. Когда в последний раз Вы обращались в службу сервиса или ремонта:

а) более 3 лет назад

б) более 1 года назад

в) регулярно обращаюсь

6. Собираетесь ли Вы в скором времени сменить автомобиль:

7. Если да, то какой марки автомобиль Вы предпочитаете:

из отечественных: а) “ГАЗ” б) “ВАЗ” г) “УАЗ”

из зарубежных: а) Toyota б) Ford в) Honda г) Mercedes д) другие (указать)

8. Считаете ли Вы широким предлагаемый ассортимент легковых автомобилей:

а) да б) не очень в) нет

9. Где Вы предпочитаете купить автомобиль:

б) на “автобарахолке”

в) по объявлениям в газете

г) сам ищу продавца

10. Чем Вы руководствуетесь при выборе автомобиля:

б) техническими характеристиками, их качеством

в) эстетико-психологическими характеристиками (престижностью, цветом, отделкой кузова и т.д.)

г) экономичностью расходования бензина

11. Какой цвет автомобиля Вы предпочитаете:

г) не имеет значения

12. Какую обивку салона Вы предпочитаете:

г) не имеет значения

Сведения о респондентах:

1. Укажите Ваш возраст: а) 18-25 лет б) 26-45 лет в) свыше 45 лет

2. Укажите Ваш пол: а) мужской б) женский

3. Укажите Вашу профессию или род занятий _____________________

4. Укажите среднедушевой доход на 1 члена Вашей семьи:

б) от 1500 до 3000 грн.

РАЗДЕЛ 5 Предполагаемые способы обработки информации

Процесс подготовки данных к анализу начинается с предварительной проверки полноты заполнения всех анкет и качества интервью. После этого выполняется более тщательное редактирование: просмотр анкет для выявления нечитабельных, не до конца заполненных анкет, наличия в них логически непоследовательных и неоднозначных ответов. С анкетами такого типа ведется определенная работа: их либо возвращают для получения необходимых данных, либо пропущенные значения заменяются другими, либо анкеты респондентов, недостаточно точно и полно ответивших на вопросы, отбраковываются из анализа.

Следующий этап заключается в кодировке данных. Для обозначения конкретного варианта ответа на конкретный вопрос ему присваивается числовой или буквенный код, а также указывается позиция столбца, которую данный код будет занимать. Полезно подготовить кодировочную книгу, содержащую инструкции относительно кодирования и всю необходимую информацию о переменных в этом массиве данных. Закодированные данные переносятся на диски или магнитные ленты либо вводятся в компьютер непосредственно с клавиатуры. Кроме того, для переноса данных применяются методы считывания меток или маркеров с бланков, оптическое сканирование и компьютеризированный сенсорный анализ. Очищение данных заключается в проверке их последовательности и состоятельности и в работе с пропущенными ответами. Эта работа может вестись несколькими способами: заменой пропущенных значений нейтральными или условными (вмененными) значениями, методом исключения объекта целиком или попарного исключения переменных.

Качество анализа данных нередко можно повысить статистическими корректировками, такими как взвешивание, переопределение переменной и преобразование шкалы.

Выбор стратегии анализа данных должен основываться на результатах предыдущих этапов процесса маркетинговых исследований, на известных характеристиках данных, на конкретных свойствах выбранных для использования статистических методов, а также на уровне подготовки исследователя и его философских убеждениях.

Статистические методы можно подразделить на одномерные и многомерные. Анализ данных можно выполнять на трех уровнях; индивидуальном, в пределах страны или культурного образования (интракультурный анализ), на базе нескольких стран и культурных образований, т.е. панкультурный или межкультурный анализ. Необходимо помнить, что существует ряд этических проблем, связанных с обработкой данных, а именно, с такими аспектами этой работы, как отбраковка неудовлетворительных ответов, нарушение предположений при использовании тех или иных методов анализа, оценка и интерпретация результатов. Значительную роль в подготовке и анализе данных играет Internet и компьютерная техника [11].

Таким образом, от правильного выбора метода анализа и обработки полученной информации зависит целиком выбор направления деятельности компаний, ее целевых сегментов, инноваций и т.д.

Сегментация рынка является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся или выводимых на рынок. Главная цель сегментации “оживить”, путем ориентации на потребителя, проектируемый, изготавливаемый и реализуемый поток товаров (услуг) на конкретном сегменте рынка. Таким образом, сегментация рынка представляет собой процесс разделения, разбиения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которой могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинга [19].

В табл. 6.1 приведена характеристика основных критериев, признаков сегментации рынка автомобилей. В каждом конкретном случае маркетолог принимает во внимание те критерии или признаки, которые наиболее объективно могут отразить условия внутренней и внешней среды в системе поведения покупателя или потребителя. Поэтому каждая из приведенных характеристик и критериев имеет существенное значение.

Источник

Популярные рекомендации экспертов