Аэродромный автомобиль на базе зил

Аэродромный пожарный автомобиль

Противопожарная защита аэродромов стоит на уровень выше гражданской системы и предполагает особый режим работы. Это обусловлено спецификой развития ЧС в данном секторе. Опасность представляет разливающееся под фюзеляжем и по взлетной полосе топливо, из-за чего очаг возгораний становится масштабным, ограничивая эвакуацию людей из самолета. Исходя из этого, дежурство на объектах авиации несут специальные аэродромные пожарные автомобили.

Описание

Система противопожарной защиты зависит от того, к какому классу относится аэропорт. Объекты гражданской авиации подразделяются на 9 категорий, и именно от них зависит количество и вид аэродромных пожарных автомобилей, стоящих на дежурстве. Как минимум, на базе объекта авиации должна быть одна пожарная машина с запасом ОТВ не менее 8 тонн. Если аэропорт относится к 9-й категории, то минимальный расчет таких ПА – 2 штуки. Авиаобъекты 1-4 категории предполагают дополнительное размещение 1-3 машин емкостью более 8 тонн.

Основное требование, которое ставится к аэродромным пожарным автомобилям – скорость подачи воды и огнетушащих средств из расчета 6-220 л/с. Этот показатель также зависит от категории объекта, где несет дежурство машина.

Аэродромные пожарные автомобили относятся к машинам целевого применения. Они оборудованы техническими средствами эвакуации людей и подавления огня на взлетных полосах с целью предупреждения развития масштабного бедствия. Машины класса АА делятся на две группы:

Постоянная боеготовность ПАА обусловлена тем, что при пожарах на авиаобъектах нет четкого преимущества одного вида возгораний над другим. 30% всех аварий происходит на ВПП, еще 30% – вне полосы, а еще 16% за пределами аэродрома. Согласно международным нормативам, на боевое развертывание машин службы спасения должно уходить не более 3 минут. Правилами международной организации гражданской авиации прописаны требования к машинам: это должны быть транспортные средства, развивающие скорость более 100 км/ч и дающие разгон до 80 км/ч за 40-45 секунд.

Работа в зоне ВПП предполагает использование полноприводных автомобилей с колесной формулой 6×6 или 8×8. Средняя численность боевого расчета – 3-4 человека, что обусловлено узким диапазоном работ.

Часто при пожарах на ВПП возникает потребность в покрытии полотна плотным слоем пены. Делают это из следующих соображений:

Для подачи ОТВ управляющая арматура дополняется пневмо- или гидроэлектроприводом. Из пожарных насосов чаще всего используют модели ПН-40УВ и ПН-60Б.

Разновидности пожарных автомобилей аэродромного тушения

Боевые машины, используемые на пожарах в аэропортах, делают на шасси ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ или УРАЛ. В зависимости от объема цистерны выделяют следующие виды ПА:

Производители техники, придерживаясь общей классификации, могут вносить в основные типы коррективы.

АА-12/60 (КАМАЗ-63501)

Самая популярная модель аэродромных пожарных автомобилей на базе КАМАЗ. Предназначена для тушения возгораний на воздушных судах и наземных коммуникаций аэропортов. Кузов выполнен по модульной системе и включает три отделения: цистерну, передний отсек для ПТВ и отсек для ПТВ, совмещенный с насосом. Кабина здесь цельнометаллическая, двухрядная, с усиленным подъемником.

Автомобиль используется для выполнения следующих задач:

Тактико-технические характеристики машины.

Шасси КАМАЗ-63501 8×8
Скорость, км/ч 95
Снаряженная масса, кг 27200
Габариты, д*ш*в, мм 11000*2500*3600
Двигатель КАМАЗ 740.50-360
Насос ПН-60
Емкость пенобака, л 700-1000
Емкость цистерны, л 11300
Боевой расчет, чел. 6
Номинальная производительность насоса, л/с 65
Напор насоса, м 100

ПА на базе КАМАЗа 63501 соответствует сертификату СТ СПАСОП ГА РФ.

АА-8.0/40 (4320)

Автомобиль на шасси УРАЛа. По функциональности сходен с КАМАЗом и используется для доставки в зону возгорания бригады боевого расчета и проведения операций по ликвидации огня. Относится к основным ПАА. Конструктивно представляет собой сочетание модульного трехсекционного кузова и двухрядной кабины боевого расчета.

Шасси УРАЛ 4320 6×6
Скорость, км/ч 90
Снаряженная масса, кг 21300
Габариты, д*ш*в, м 10.3*2.5*3.3
Двигатель Cummins 6ISBe 210 л.с.
Насос WILO NPG 100/315-06/EC
Емкость пенобака, л 500
Емкость цистерны, л 7500
Боевой расчет, чел. 5
Номинальная производительность насоса, л/с 50
Напор насоса, м 100

Управление насосной установкой осуществляется дистанционно и соответствует СПАСОП. Установка покрытия ВПП пеной съемная, ширина покрытия составляет 8 метров. Бамперная установка имеет производительность 20 л/с.

АА-60 (МАЗ 7313)

Машина, применяемая для тушения самолетов гражданской авиации и ВВС и устранения возгораний, связанных с воспламенением авиатоплива на большой площади.

Шасси МАЗ 7313
Скорость, км/ч 60
Снаряженная масса, кг 43000
Габариты, д*ш*в, мм 14300*3180*3300
Двигатель, кВт (л.с.) 393 (525)
Насос 160.01-35-00-00
Емкость пенобака, л 900
Емкость цистерны, л 12000
Боевой расчет, чел. 4
Номинальная производительность насоса, л/с 60
Напор насоса, м 100
Читайте также:  Въезд в монголию для россиян на автомобиле

АА-13/60 (6560)

Автомобиль относится к классу S и рассчитан на подачу воды или воздушно-механической пены из штатных баков или посторонней емкости (водоисточника, гидранта).

Источник

Пожарные автомобили ЗИЛ

Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:

Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л/сек 40
Напор при номинальном числе оборотов, м 100
Всасывающий насос Газоструйный
Высота всасывания, max, м 7.5
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. 40
Пеносмеситель ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м 3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м 3 250
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 ) 42…28
Площадь тушения пенами низкой кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 ) 83

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

Читайте также:  Водитель автомобиля школы должностная

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.

Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.

Источник

Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

На досуге Отслеживать:

Полет наземной мысли. История аэродромной техники Аэрофлота

Этот завод не был оборонным, не был секретным. Не смотря на это, о его существовании, месторасположении и наименовании мало кто знал. Однако с его продукцией, так или иначе, пересекался каждый, кто жил в СССР и летал самолетами «Аэрофлота». Речь об Опытном заводе №85 Гражданской авиации.


Корпуса бывшей пивоварни Stritzky, где потом располагался ОЗ №85 ГА, до сих пор сохранились в Риге. Стоят они на улице Аристида Бриана

Хоть это и был завод Гражданской авиации, никаких летательных аппаратов он не производил. Он выпускал специальные грузовики, автобусы, относящиеся к «средствам наземного обслуживания» — той технике, без соприкосновения с которой ни один лайнер «Аэрофлота» в небо не поднимался.

Истоки Опытного завода №85 восходят к некогда знаменитой латвийской пивоварне Stritzky, основанной в 1854 г.

Это была весомая составляющая индустриальной Риги, упоминающаяся во всех каталогах и адресных книгах второй половины XIX века.

В 1940 г., когда Латвия попала под контроль СССР, все бывшее имущество фабриканта Карла Стрицкого было национализировано. 16 декабря 1940 г.

Совет народных комиссаров Латвийской СССР решает судьбу бывшей пивоварни — на ее месте быть заводу ГВФ по ремонту радиоаппаратуры и авиаприборов. На документах, регламентирующих передачу помещений будущему заводу, стоят подписи исторических личностей — легендарного генерал-майора авиации Василия Молокова и политика-литератора Вилиса Лациса, в то время возглавлявшего СНК ЛатССР. С весны 1941 г. начались ремонтные работы, но воплощению идеи в жизнь помешала новая война.

После победы над Германией Советский Союз восстанавливает контроль над Латвией, а бывшая пивоварня все-таки становится заводом ГВФ. Довоенную идею авиаторы не забыли.

В 1950-е гг. предприятие получает ведомственное наименование «Почтовый ящик 44» и приступает к собственному производству. В самом начале «карьеры» объектом производства становятся технологические приспособления для сельхозавиации.


Электрокара ЭК-2, «переставленная» на пневматические колеса — первое транспортное средство завода №85

Первое транспортное средство появляется в гамме завода только в 1957 г. Это была багажная электрокара ЭК-2, «обутая» в большие пневматические шины. Непосредственно самоходную тележку сам завод не изготавливал. Он только переставлял колеса. Дело в том, что на «родных» обрезиненных катках тележка не могла передвигаться по перронам аэропортов зимой. Простое, даже примитивное транспортное средство стало началом большого пути, первым шагом к специальным машинам, которые в дальнейшем не только «догнали», но и превзошли некоторые мировые достижения своего времени.


Автомобиль с подъемным кузовом АПК-1. Его конструкция была создана в Москве в НИИ ГВФ, а серийный выпуск наладили в Риге

Первыми «взрослыми» аэродромным машинами стали автомобиль с подъемным кузовом АПК-1 и ленточный транспортер АТ-2. Они не были собственными разработками. Конструкции этих спецавтомобилей были созданы в Москве в НИИ ГВФ. Рижский завод только доработал некоторые элементы. Однако именно они стали первой массовой автомобильной продукцией.

В 1962 г. главным конструктором завода становится Владимир Федорович Рентель — человек, чье имя не известно широкой общественности, но всенепременно заслуживает того, чтобы войти и в отечественную авиационную, и в автомобильную историю. Рентель для наземной аэродромной техники значит не меньше, чем Туполев для авиации или Королев для космонавтики. Настоящее имя и титул этого человека звучали так — барон Вольдемар Теодор де Рентель. Потомственный петербургский дворянин, вынужденный скрывать свое происхождение, ленинградский авиационный конструктор, вместе с легендарным Шавровым строивший летающие лодки. А еще его называли гением гидравлики. Уже после ВОВ судьба забросила Рентеля в Ригу.


Автолифт АЛ-1. Весьма удачная машина необычного облика


Автолифт АЛ-6, разработанный специально для обслуживания сверхзвукового лайнера ТУ-144

Одна из первых его разработок — семейство автолифтов АЛ-1, АЛ-2 и АЛ-2А. Причина появления этого нового для Советского Союза типа техники — бурное развитие гражданской авиации и качественно новый уровень обслуживания на борту. Если раньше бортпитание загружали в самолеты вилочными погрузчиками, то теперь требования возросли, и для загрузки более изысканных готовых блюд потребовались оригинальные спецмашины. Таковыми и стали автолифты Рентеля. Шасси — ГАЗ-51, кабина по образу и подобию автобуса РАФ-251, оригинальный кузов с застекленными скатами крыши и подъемный механизм типа «ножницы» в совокупности сформировали облик весьма удачной и необычной внешне машины. На некоторых аэродромах такие автолифты находились в эксплуатации до середины 1980-х гг.

Читайте также:  Все виды технического обслуживания автомобилей


Ветровая машина винтовая ВМВ-3. Мощные воздушные струи двух авиадвигателей АИ-20 сдували с ВПП снежные образования

Весьма оригинальной была ветровая винтовая машина ВМВ-3, предназначенная для очистки взлетно-посадочных полос от свежевыпавшего снега. На специальный полуприцеп, буксируемый тягачом КАЗ-608В, установили два турбовинтовых авиадвигателя АИ-20. Винты были смонтированы соосно навстречу друг другу и во время работы создавали два мощных воздушных потока, направленных вправо и влево. Именно мощная воздушная струя сдувала с ВПП снежные образования.


Автомобиль с подъемным кузовом АПК-9 на шасси ЗИЛ-130Г. Управлялся автомобиль дистанционно с выносного пульта

Еще одна прелюбопытнейшая разработка — автомобиль с подъемным кузовом АПК-9, предназначенный для загрузки багажа в «чрево» мегалайнеров своего времени Ту-114. С виду это был обычный ЗИЛ-130Г, который задним ходом подъезжал к загрузочному люку, поднимал кузов, выдвигал ленточный транспортер, и уже по транспортеру в люк загружался багаж. Но был один нюанс. Все операции, включая управление перемещением автомобиля, осуществлялись с выносного пульта! Представляете себе 130-й ЗИЛ на дистанционном управлении? Рентель сделал это. В 1967 г.


Топливозаправщик ТЗ-2. Алюминиевую цистерну и нижний налив в Риге сделали еще в 1968 году


Агрегат централизованной заправки АЦЗ-Сервисер выпускался опытным заводом №85 совместно с французской фирмой Titan Aviation

Не менее революционным был и малогабаритный топливозаправщик ТЗ-2, базировавшийся на шасси КАЗ-608. Не часто встречаются сейчас и уж тем более не часто встречались тогда топливозаправщики, над внешним видом которых работали дизайнеры. ТЗ-2 был именно таким. Над гармонией его линий работали художники Всесоюзного НИИ технической эстетики. Топливозаправщик ТЗ-2 можно отнести к откровенно красивым, дизайнерским машинам. Но это не главное. У ТЗ-2 надстройка была изготовлена из алюминия, а закачка топлива осуществлялась снизу. Алюминий и нижний налив — конструктивные особенности, которые и сегодня многие производители представляют как инновацию XXI века. Барон де Рентель сделал это в 1968 году.

В эпоху Рентеля были созданы и другие уникальные конструкции. Журнальные площади не позволяют рассказать обо всех, но без преувеличения именно Владимира Федоровича можно назвать отцом отечественной гражданской аэродромной техники.

Рентель покинул свой пост в 1971 г., но и после него конструкторский коллектив продолжил создавать аэродромную автотехнику, на несколько десятилетий определившую облик перронов аэропортов СССР.


Перронный пассажирский автопоезд АППА-4 с тягачом КАЗ-608В — первый серийный низкопольный автобус в СССР


МКУ-4 — машина комплексной уборки салонов самолетов на базе автобуса ПАЗ-672

Наверняка многие помнят пассажирские автопоезда, состоявшие из автобусного полуприцепа и седельного тягача. Сначала такие прицепы буксировались кутаисскими КАЗами, а затем ЗИЛовскими тягачами. Этот автопоезд назывался АППА-4, был создан и выпускался в Риге на ОЗ №85 ГА. Это был первый в СССР серийный низкопольный автобус. Делали его уже на новых площадях завода. К концу1970-х гг. 85-й завод переехал из корпусов пивоварни Стрицкого на новую просторную территорию на окраине Риги.

Уже на новой производственной площадке выпускались различные спецмашины на шасси ЗИЛ-130. Их гамма была довольно большой, а объемы выпуска — довольно внушительными, как-никак этот завод обеспечивал целыми группами спецтехники все гражданские аэропорты СССР. В Риге делались различные варианты автомобилей с подъемными кузовами, автолифты, агрегаты централизованной заправки. С внедрением в «Аэрофлоте» системы контейнерных перевозок на ОЗ №85ГА создали целый комплекс спецмашин для работы с авиационными контейнерами. Выпускали здесь и ленточные транспортеры, и машины комплексной уборки салонов самолетов — всего не перечислишь.

Уже перед самым развалом СССР 85-й завод стал головным предприятием НПО «Авиатранспроцесс», но после обретения Латвией независимости НПО «Авиатранспроцесс» и 85-й завод прекратили свое существование.

Однако выпуск аэродромной спецтехники для гражданской авиации в Риге не прекратился. Группа сотрудников 85-го завода создала частную компанию LAS-1, которая в одном из цехов ОЗ №85 ГА продолжила выпуск некоторых моделей ОЗ №85 ГА, довольно быстро перейдя на полностью оригинальную гамму. Компания LAS-1 и сегодня выпускает спецавтотехнику для гражданской авиации, занимая в этом сегменте одну из лидирующих позиций. Но это уже совсем другая история.

Источник

Популярные рекомендации экспертов
Adblock
detector