Аэродромные пожарные автомобили на шасси маз

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

Эти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.

Грузовик МАЗ-543П двойного назначения в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.

Автомобиль МАЗ-543П с низкобортным кузовом в гражданском строительстве (из архива Л. Суславичуса)

За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.

В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.

Испытания автомобиля МАЗ-543П с газотурбинным двигателем (из архива Л. Шугурова)

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.

Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива НИИЦ АТ)

В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего. В результате новые автомобили для гражданских отраслей экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, светомаскировочных устройств, средств связи и других военных атрибутов. Все они имели собственную маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.

Базовый бортовой автомобиль МАЗ-7310 двойного назначения (из архива Л. Шугурова)

Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.

Военизированный вариант МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.

В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.

Пробный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)

Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)

Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом и толкачом МАЗ-7310 (из архива НАМИ)

В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода — до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.

Читайте также:  Время в пути на автомобиле 1700 км

Модернизированный грузовой автомобиль МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».

Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

Автомобиль-тягач МАЗ-7313 двойного назначения в Советской армии (фото автора)

Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.

На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.

Автомобиль-сортиментовоз МАЗ-73136 с прицепом для перевозки спиленной древесины

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.

Многоцелевой 25-тонный кран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Памятное фото на автокране КС-5573, служившем на космодроме в Плесецке

С 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.

Модернизированный 25-тонный автокран КС-5574 на шасси МАЗ-73131

В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.

Тяжелый автокран КС-6571 из состава пожарной аварийно-спасательной части

Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.

Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)

Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.

Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)

Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)

В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.

Пожарная машина АА-60 (7313)-160.01 без лафетного ствола на полигоне МВД (фото автора)

Машина АА-60 (7313)-160.01 пенного тушения на одном из военных аэродромов (фото И. Жукова)

Мощные аэродромные пожарные автомобили комбинированного тушения АА-70 (7310)-220 (фото автора)

По сравнению с зарубежными аналогами тяжелые советские пожарные машины не соответствовали жестким международным требованиям по скорости и динамике передвижения по территории аэропортов, однако все они впервые позволили вплотную подойти к более высокому уровню развития нашей пожарной автотехники.

В этой статье мы несколько раз упоминали малоизвестное семейство минских армейских автомобилей «Оплот». По ряду причин ему не суждено было заменить устаревшее к тому времени 543-е поколение, но тем не менее об этих перспективных военных машинах рассказать стоит.

Источник

Аэродромные пожарные автомобили на шасси маз

Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-70(7310) модель 220 разработан в ОКБ-8 (г. Прилуки) на шасси МАЗ-73101 в 1981 году. Он является дальнейшим развитием автомобиля АА-60(7310)-160.01. Основными отличиеми являлись: наличие дополнительного бака для порошка, уменьшенный запас воды, более производительный насос. Выпускался на Прилукском заводе «Пожмашина» с 1982 года.

Читайте также:  Где оформить страховку осаго на автомобиль в ярославле

Предназначен для тушения пожаров воздушных судов и сооружений в аэропортах. Автомобиль обеспечивает доставку личного состава пожарных подразделений, пожарного оборудования и огнетушащих средств; подачу воды из цистерны, водопровода или открытого водоёма; воздушномеханической пены с использованием пенообразователя из собственной или посторонней ёмкости; огнетушащего бромэтилового состава, порошковых составов; проведение работ, обеспечивающих эвакуацию из зоны аварии пассажиров и членов экипажа воздушного судна. В отличие от стартовых автомобилей, основной пожарный автомобиль прибывает к месту пожара по вызову.

С 1983 года АА-70 выпускался на доработанном шасси МАЗ-73131. После модернизации в середине 90-х годов автомобиль получил трап-мачту длиной 6 м с 2 стволами. Автомобиль стал универсальным и может применяться для тушения штабелей леса, резервуаров и эстакад с нефтепродуктами, любых других объектов высотой до 6 м.

Модификации автомобиля

Технические харктеристики

длина
ширина
высота

14370
3180
3650 База по крайним осям, мм 7700 Колея, мм 2375 Дорожный просвет, мм 400 Радиус поворота, м 13,5 Масса с полной нагрузкой, кг 43300 Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см 2
степень сжатия
мощность, л.с.

12
38880
14,5
525 Число передач 3 Колёсная формула 8×8 Размер шин Запас топлива, л 260 Скорость максимальная, км/ч 60 Запас хода, км 350 Запас огнегасящей жидкости, м 3 10,4 Запас огнегасящего порошка, кг 2000 Производительность насоса, л/с 70 Дальность подачи максимальная, м:

водяной струи
пенной струи
порошка

Источник

МАЗ-пожарный — как успехи у белорусов в выпуске огнеборцев?

Поскольку дела у белорусского МАЗа идут неважно (общий выпуск за прошлый год в пять раз меньше, чем у КАМАЗа), белорусы, похоже, решили активнее осваивать новые специализированные ниши. Так, в прошлом году они увеличили свое присутствие в сегменте пожарной техники.

Пожарка на шасси МАЗ в России по-прежнему редкость

Разумеется, не в одиночку: как повсеместно принято, изготовлением надстроек занимаются сторонние фирмы. Примечательно, что в СССР после 1965 года (когда прекратился выпуск МАЗ-200) серийных пожарных на базе МАЗов никогда не производили. И за тридцать лет независимости России ситуация почти не изменилась — пожарный МАЗ остается у нас большой редкостью.

А вот на родине, в Белоруссии, минские грузовики широко используются под разнообразные пожарки. От вспомогательных на базе среднетоннажных Корнетов с дизелем ММЗ до 50-метровых автолестниц на четырехосных шасси тяжелых машин.

Основным партнером выступает борисовский Пожснаб — авторитетный частный производитель пожарных надстроек. Весьма, кстати, современный, использующий самые передовые технологии, в том числе импортные. Пожснаб первым сам начал изготавливать двойные кабины для МАЗов, а сейчас строит пожтехнику на любых шасси, от IVECO Daily до танка Т-72. И география заказчиков у него обширная, от соседней Литвы до далеких Южной Америки и Африки.

Неудивительно, что именно с помощью Пожснаба МАЗ выполнил в прошлом году крупный заказ для пожарных Казахстана — сразу на семьдесят машин. Среди них разные автоцистерны, автолестницы, автомобили пенного и воздушно-пенного тушения, комбинированные, штабные машины, мобильные пункты управления и даже мобильный госпиталь со станцией дезобработки.

Самой массовой стала пятикубовая автоцистерна на шасси МАЗ-5434, их в заказе больше тридцати штук. Несмотря на выбор заказчиком классического шасси со старой кабиной и двигателем ЯМЗ, надстройки машин изготовлены из усиленного армированного стеклопластика.

А для аэропорта нужен мощный и тяжелый автомобиль

А на службу аэропорта Улан-Батора заступили автомобили аэродромного тушения с 12-кубовыми цистернами. Машины базируются на полноприводных шасси МАЗ-63182M с 550-сильным китайским дизелем Weichai и «автоматом» Allison 4500.

Источник

БАЗ построил аэродромный пожарный автомобиль

Упоминания о Брянском автомобильном заводе нечасто встречаются в новостях. Оно и понятно: в его программе всегда были лишь тяжелые многоосные шасси для военных да немного для нефтяников. В последние годы БАЗ не встречался и в ежегодной статистике, проходя в графе «Прочие». Иногда даже казалось, что он и вовсе закрыт. Однако это не так: с приходом нового владельца, концерна «Алмаз-Антей», дела завода пошли в гору. К примеру, совсем недавно БАЗ неожиданно показал эффектный прототип аэродромной пожарной машины.

Хотя серийно пожарных машин на шасси БАЗа не выпускали, единичные случаи постройки подобной, в том числе аэродромной, техники все же бывали

Никакие технические данные пока не известны, их опубликуют только после окончания испытаний. Впрочем, можно предположить, что машина базируется на военном шасси БАЗ-6909 с 400-сильным дизелем ЯМЗ и механической коробкой передач. На это, по крайней мере, намекает конструкция подвески переднего моста, которую видно на фото. Наш редактор Федор Лапшин подробно рассказывал о конструкции этого монстра в Якутии. Если это так, то особого успеха у огнеборцев добиться не удастся. Как показывает еще советская история, получить соответствующий спецтребованиям аэродромник из военной машины затруднительно.

Читайте также:  Во сне автомобиль золотого цвета

Главной ударной силой у пожарных советских аэропортов с 1973 года был аэродромник АА-60 (70) на базе знаменитого двухкабинного МАЗ-543 Ураган (позднее — 7310). Единственное, что удовлетворяло в нем огнеборцев, — большая грузоподъемность (20 тонн). При этом максимальная скорость 60 км/ч, плохая маневренность, малый ресурс и неподходящая эргономика стали существенными минусами.

Увы, слишком разнятся задачи военных и пожарных, чтобы можно было использовать одинаковые шасси. Неслучайно дальнейшие попытки построить аэродромную машину на военных шасси МЗКТ оставались единичными. Да и остальные отечественные аэродромники (а в их роли побывали практически все тяжелые полноприводники) в последнее время все чаще уступают место импортным машинам. По крайней мере, в больших международных аэропортах.

Самым авторитетным примером аэродромного пожарного автомобиля остается «всемирный» Rosenbauer Panther

Оно и неудивительно, учитывая современные требования к таким «аппаратам». При полной массе 40 тонн максимальная скорость должна достигать 120 км/ч, а время разгона до «сотни» — не более 30 секунд. Потому и мощность двигателей стартует от 700 л.с., и коробки передач автоматические, для тяжелых условий эксплуатации, и мосты-карданы соответствующие, с запасом.

Впрочем, не исключено, что компонентная база у новинки иная. Судя по известной кабине, которую покупают в Китае минский МЗКТ, украинский КрАЗ и некоторые наши фирмы, двигатель и другие агрегаты тоже могут быть из Поднебесной. Тем более что опыт работы с китайскими комплектующими у БАЗа уже был.

Источник

Аэродромная пожарная машина МАЗ

Доступна в лизинг, в контракты и тендеры.

Возможны любые персональные доработки!

Колесная формула 6х6

Модель двигателя WP13.550

Модель КПП Allison 4500

Мощность ДВС 550 л.с.

Назначение Пожарная машина

Объем платформы 11000

Колесная формула 6х6

Модель двигателя WP13.550

Модель КПП Allison 4500

Мощность ДВС 550 л.с.

Назначение Пожарная машина

Объем платформы 11000

Аэродромного пожарная машина МАЗ тушения АА 12,0-100 (6318) на шасси МАЗ-63182M

Аэродромные пожарные автомобили на базе МАЗ предназначены для эффективного тушения пожаров, выберите подходящую модель, а мы поможем уточнить комплектацию и купить.

Борисовская компания «Пожснаб», специализирующаяся на создании специальных машин, представила новый пожарный автомобиль МАЗ АЦ, разработанный специально для обеспечения аэродромов.

Базой для последней разработки послужило трехосное полноприводное шасси МАЗ-63182М. Ранее аналогичная машина существовала на базе модели МАЗ-6317 с аналогичной колесной формулой, но новинка превосходит предшественника по всей совокупности эксплуатационных и специальных характеристик.

Технические характеристики:

Из особенностей — автомобиль оснащен автоматической системой защиты колес и шасси от пламени, выполненной в виде форсунок расположенных по периметру автомобиля.

Кабина автомобиля — специализированная и подготовлена для штатного боевого расчета из 6 человек. А для удобства обслуживания и сокращения скорости посадки автомобиля — кабина опущена за счет доработки подвески.

Изначально к машине были выдвинуты жесткие требования, например, возможность разгона до скорости 80км/ч за кратчайшее время. Решить проблему удалось за счет установки производительного китайского дизельного двигателя Weichai WP13.550 мощностью в 550 л.с. Сегодня это наиболее мощный из силовых агрегатов, используемых на серийной технике производства МАЗ.

В результате пожарный аэродромный МАЗ полной массой до 35 тонн способен максимально разгоняться до 115км/ч, а на преодоление дистанции в 2 километра на дорогах с асфальтированной или бетонной поверхностью со старта с места уходит около 80 секунд, что крайне важно для аэродромной техники, где важна каждая секунда.

Используемая автоматическая трансмиссия компании Allison не только упрощает процесс управления габаритным автомобилем, но и гарантирует непрерывность подачи мощности на пожарный насос при формировании «пенной подушки», причем работа оборудования возможна не только на стоянке, но и в движении. Новый МАЗ-63182М получил также раздаточную коробку знаменитой компании ZF и возможность отключения привода передней оси.

Пенообразователь машины работает в автоматическом режиме, причем имеется возможность внесения в память установки до двух значений с целью минимизации затрачиваемого времени на приведение оборудования в боевое состояние. Для водопенных коммуникаций предусмотрена пара пультов ДУ, один из которых располагается в кабине, а второй непосредственно в насосном отсеке.

Способна новая машина проводить и углекислотное тушение, для чего имеется емкость для смеси на 120 литров. Пара катушек в комплекте снабжена 30-метровыми шлангами с раструбом и пробойником соответственно. При движении по горящей поверхности предусмотрена встроенная защита покрышек в виде форсунок по периметру кузова, распыляющих воду.

Стандартная двухрядная кабина способна вместить расчет из шести человек, обеспечивая удобство посадки/высадки экипажа. Подвеска прошла специальную доработку, чтобы обеспечить меньшую посадочную высоту для водителя. На фоне предыдущих версий пожарных авто, проведена доработка интерьера с целью повышения уровня удобства эксплуатации.

Источник

Популярные рекомендации экспертов
Adblock
detector