- Классификация пожарных автомобилей
- Виды пожарных автомобилей и их классификация
- Основные
- Целевого применения
- Специальные
- Вспомогательная техника
- Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей пенного и порошкового пожаротушения
- Аэродромный пожарный автомобиль
- Описание
- Разновидности пожарных автомобилей аэродромного тушения
- АА-12/60 (КАМАЗ-63501)
- АА-8.0/40 (4320)
- АА-60 (МАЗ 7313)
- АА-13/60 (6560)
- Пожарный штабной автомобиль
- Общие требования к штабным автомобилям
- Комплектация
- Маркировка пожарных штабных автомобилей
- Модели пожарных штабных автомобилей
- ГАЗ-2752
- ГАЗ-27057
- ГАЗ-3221
- УАЗ-3163
Классификация пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.
Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.
Основные
Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.
Основные пожарные автомобили | |
Общего применения | Целевого применения |
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.
Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:
Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.
Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.
Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ
Классификация | Вид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шасси | КАМАЗ-63501 8×8 |
Скорость, км/ч | 95 |
Снаряженная масса, кг | 27200 |
Габариты, д*ш*в, мм | 11000*2500*3600 |
Двигатель | КАМАЗ 740.50-360 |
Насос | ПН-60 |
Емкость пенобака, л | 700-1000 |
Емкость цистерны, л | 11300 |
Боевой расчет, чел. | 6 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 65 |
Напор насоса, м | 100 |
ПА на базе КАМАЗа 63501 соответствует сертификату СТ СПАСОП ГА РФ.
АА-8.0/40 (4320)
Автомобиль на шасси УРАЛа. По функциональности сходен с КАМАЗом и используется для доставки в зону возгорания бригады боевого расчета и проведения операций по ликвидации огня. Относится к основным ПАА. Конструктивно представляет собой сочетание модульного трехсекционного кузова и двухрядной кабины боевого расчета.
Шасси | УРАЛ 4320 6×6 |
Скорость, км/ч | 90 |
Снаряженная масса, кг | 21300 |
Габариты, д*ш*в, м | 10.3*2.5*3.3 |
Двигатель | Cummins 6ISBe 210 л.с. |
Насос | WILO NPG 100/315-06/EC |
Емкость пенобака, л | 500 |
Емкость цистерны, л | 7500 |
Боевой расчет, чел. | 5 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 50 |
Напор насоса, м | 100 |
Управление насосной установкой осуществляется дистанционно и соответствует СПАСОП. Установка покрытия ВПП пеной съемная, ширина покрытия составляет 8 метров. Бамперная установка имеет производительность 20 л/с.
АА-60 (МАЗ 7313)
Машина, применяемая для тушения самолетов гражданской авиации и ВВС и устранения возгораний, связанных с воспламенением авиатоплива на большой площади.
Шасси | МАЗ 7313 |
Скорость, км/ч | 60 |
Снаряженная масса, кг | 43000 |
Габариты, д*ш*в, мм | 14300*3180*3300 |
Двигатель, кВт (л.с.) | 393 (525) |
Насос | 160.01-35-00-00 |
Емкость пенобака, л | 900 |
Емкость цистерны, л | 12000 |
Боевой расчет, чел. | 4 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 60 |
Напор насоса, м | 100 |
АА-13/60 (6560)
Автомобиль относится к классу S и рассчитан на подачу воды или воздушно-механической пены из штатных баков или посторонней емкости (водоисточника, гидранта).
Источник
Пожарный штабной автомобиль
Пожарный штабной автомобиль – транспортное средство, которое используется для оперативной доставки к месту ЧС личного состава и спецоборудования с целью организации работы мобильного штаба пожаротушения. Пожарные штабные автомобили по общепринятой классификации относятся к специальной технике, обеспечивающей выполнение работ повышенной сложности в условиях ЧС.
Общие требования к штабным автомобилям
Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.
В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.
Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:
Комплектация
Конструктивно машины класса АШ состоят из базового шасси и надстроек. Это кабина водителя, штабной салон и грузовой отсек для перевозки ПТВ, СИЗОД и ЭСУ. Так как пожарный штабной автомобиль АШ относится к спецтехнике, в комплект обязательно должны входить средства связи.
ПТВ и ЭСУ, которыми комплектуются машины АШ, должны иметь сертификаты. Что касается СИЗОД, то это должны быть средства с защитным действием не менее 90 минут. В качестве внешних источников питания для электроустановок применяются однофазные или трехфазные генераторы. Их номинальные параметры должны соответствовать данным в таблице.
Напряжение, В | Частота, Гц | Мощность, кВт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переменный Однофазный | 230 | 400 | 6; 8 6; 8; 16; 20; 30; 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переменный Трехфазный | 230; 400 | 50 | 6; 8 Генераторы размещают в специальных нишах. При их отсутствии – в кабине, но при условии закрытия изолирующими кожухами. Независимо от способа размещения в местах хранения источников питания должна быть вентиляция. Из средств связи используются: Маркировка пожарных штабных автомобилейВсе пожарные АШ маркируются по утвержденной схеме, которая содержит данные не только о марке машины, но и о ее комплектации. Маркировочная табличка крепится в кабине водителя. На ней указывается: Модели пожарных штабных автомобилейСегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника». ГАЗ-2752Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.
Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование. ГАЗ-27057Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними. Функциональность машины определена ее типом.
Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м. За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС. ГАЗ-3221Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.
В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол. УАЗ-3163Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью. Источник Adblockdetector |